Использование ИКТ музыкальной деятельности дошкольников ДОУ
статья (старшая группа)

Подопригора Елена Ивановна

Представленная публикация посвящена вопросу внедрения ИКТ в музыкально-образовательную деятельность ДОУ. В статье рассматриваются вопросы, связанные с тспользованием ИКТ, как эффективного технического средства.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

« Использование ИКТ в музыкальной деятельности дошкольников»

Музыкальный руководитель ГБДОУ №17 Е. И. Подопригора Курортный район г. Санкт - Петербург

В наш стремительный век информатики, ФГОС и его требования к образованию дошкольников, как никогда, нуждается в постоянном обновлении информационно – образовательной среды и в эффективном использовании ИКТ как в музыкальной, так и во всех видах образовательной деятельности. Их применение существенно обновляет образовательный процесс дощкольников. 

Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его гармоничному развитию.  Их внедрение позволяет существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. Средства ИКТ позволяют визуализировать для детей изучаемые объекты, явления, моделировать процессы и ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, использовать средства, благодаря которым, обучение осуществляется в игровой форме. Использование новых программ обучения помогает развивать у дошкольников внимание, собранность, усидчивость.

Шагая в ногу со стремительным веком новых технологий, современный детский сад в своей образовательной деятельности тоже имеет возможность использовать ОЭР. Музыкальному руководителю необходимо использовать компьютер в своей деятельности, т. к. главной задачей является  формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала дошкольника и гармоничного развития личности, в целом.

Использование компьютера со съемными носителями,  интерактивной доски удобно не только для усвоения музыкального материала, но и для реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования художественно – эстетического вкуса.

Средства ИКТ, применяемые в практике детского сада:

- персональный компьютер (ноутбук) - основное средство ИКТ для информационной среды, возможности которого определяются установленными на нем программами: создание презентаций, органайзеры, графический,  текстовый  или  музыкальный   редактор и т.п.;

- мультимедийный проектор - устройство, способное воспроизводить звук и проецировать изображение на экран;

- многофункциональное устройство (МФУ) – устройство, объединяющее в себе копировальный аппарат, принтер и сканер;

- музыкальный  центр;

- микрофон,  цифровой  фотоаппарат, видеокамера.

Используя ресурсы Интернета, пополняется медиатека музыкального  руководителя:  учебных и методических пособий, нотного материала видеофильмов, звукозаписей, презентаций, музыкально - развивающих компьютерных игр и программ.

Одной из форм подачи материала является презентация(Power Point) в виде слайдов, как на компьютере, так и на проекторе, на которых могут быть представлены рисунки, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы. Мультимедийная презентация служит не только для обогащения знаний детей, но и для их закрепления, отработки  умений и навыков, систематизации и обобщения материала, следовательно, она стала большим помощником для выполнения  всех основных дидактических функций и решения поставленных задач.

Для развития творческих способностей дошкольников в своей работе я использую современные технологии, методы и приемы из разных парциальных программ музыкального развития дошкольников, таких, как: А.Буренина «Ритмическая мозаика», Т.Тютюнникова «Элементарное музицирование  дошкольников», Э.Костина «Камертон», С.Мерзлякова   «Музыка и музыкальная деятельность», Т.Сауко, А.Буренина «Топ – хлоп, малыши», И.Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки», Н.Нищева «Методический комплект программы».

Согласно ФГОС, основной вид деятельности дошкольников – это игра. Поэтому все ИКТ содержат игровые приемы. Они способствуют общению, созданию позитивного эмоционального  настроя, что очень важно для качественного восприятия и усвоения материала.

Каждое мое занятие с группой (кроме групп раннего развития) начинается с  традиционного музыкального приветствия, которое, уже в начале занятия, снимает эмоциональное напряжение, частично готовит голосовой аппарат для пения, помогает сосредоточить внимание на занятие, создает благоприятную атмосферу для дальнейшей образовательной музыкальной  деятельности. Приветствие – это коммуникативная игра, позволяющая развивать понимание себя и других, развить сплоченность группы. Приведу несколько примеров приветствий для среднего и старшего возраста, которые поднимают ребятам настроение, создают положительный настрой. Чтобы легче проходил процесс запоминания, созданы презентации, где представлены мнемотаблицы для показа движений (солнышко, птицы, снежинки, лыжи и т. д.), аудио - приложения. У многих ребят, после того, как они ознакомятся с текстом и движениями, появляется желание сольно исполнить  песенку. Этот процесс проходит на эмоциональном подъеме, с аплодисментами остальных.

« Вместе с солнышком»

Вместе с солнышком встаем,                 вытягивают руки вверх

Вместе с птицами поем.                         машут «крыльями»

С добрым утром, с ясным днем,             руки поочередно вперед, затем качают

 Вот как дружно мы живем.

« Весеннее солнышко»

Солнышко весеннее смотрит нам в глаза,           протягивают руки к солнцу

И такому солнышку рады мы всегда              улыбка, разводят руки в стороны

На дворе морозно,                                         обнимают себя за плечи

Кружатся снежинки,                                    « фонарики»

Потеплей оденемся                                         « процесс одевания одежды»

И пойдем гулять:                                            шагают на месте

Будем мы на лыжах                                 « едут на лыжах»

С горочки съезжать                                       

« Доброе утро!»

Доброе утро! Улыбнись скорее!                         поворот друг к другу

И сегодня весь день будет веселее.                         руки вверх, « фонарики»

Мы погладим лобик, носик и щечки.                движения по тексту

 Будем мы красивыми, как в саду цветочки!          « пружинка»

Разотрем ладошки сильнее, сильнее                 трут ладошки

А теперь похлопаем смелее, смелее!                 хлопки

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.        трут ушки

 Улыбнемся снова, будьте все здоровы!                 руки в стороны, 3 р. хлопают

Во все времена дети играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. Основная цель и назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ.  Мною разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Кукла шагает – бегает», «Зайцы прыгают - спят », «Кто поет?» ( Медведь – папа, Медведица – мама, Мишутка – сынок), « Птица и птенчики» и др.  Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5– 7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах,  развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Их использование актуально в индивидуальной, в групповой  работе, в самостоятельной деятельности,  для закрепления полученных знаний в образовательной области «Музыка».

Одной из задач коррекционно – развивающего воздействия на детей с речевыми нарушениями является формирование, развитие  и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы. Для решения данной задачи на занятиях как логопедических, так и в общеразвивающих группах, я  использую  систему двигательных упражнений из методических пособий Н. Нищевой и Л. Гавришевой, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Это - логоритмика, которая основана на сочетании слова, музыки и движения. Любые ритмические  движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства можно рекомендовать заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логоритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и интонационной стороны речи.

Целью логоритмики является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; развитие способности ориентироваться в пространстве; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, формирование навыка релаксации; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений. В результате сочетания трех компонентов (слово, музыка, движение) дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшают свои ритмические способности. У детей повышается координация движений, они становятся собраннее и внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание стихов с движением и под музыку и без нее  улучшают качественный уровень чувства ритма.

Средства логоритмики самые разнообразные:

  • упражнения для развития  творческого воображения и инициативы;
  • на активизацию внимания, на регуляцию мышечного тонуса;
  • на формирование чувства темпа, ритма;
  • на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • самостоятельная деятельность;
  • игровая деятельность.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержку речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

Приведу, для примера, несколько упражнений на развитие дыхания и артикуляции, которые помогают выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его постепенности и силы. Такие упражнения можно сочетать с движениями головы, рук, тела. Их можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него. Большим успехом у детей на моих занятиях пользуются песенки и распевки, в которых я исполняю фразу, а ребята поют цепочки отдельных гласных звуков, частей слова, междометий. Для лучшего усвоения материала, так же, как было упомянуто ранее, я использую мультимедийную презентацию.

« Колыбельная»

( из « Методического комплекта программы Н. Нищевой )

Сон пришел ко всем на свете. А – а – а! А – а – а!

Спят в своих кроватках дети. А – а – а! А – а – а!

Спят зайчата и лисята. А – а – а! А – а – а!

Спят утята и цыплята.  А – а – а! А – а – а!

Рыбка спит на дне пруда.  А – а – а! А – а – а!

В сонной речке спит вода. А – а – а! А – а – а!

Лишь не спит луна одна. А – а – а! А – а – а!

Мне в окно она видна. А – а – а! А – а – а!

        

Дыхательное упражнение «Воздушный шар».

Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая «воздушный шар». Во время выдоха ребенок произносит звук «ф-ф-ф» и скрещивает руки на плечах.

Дыхательное упражнение «Пузыри». 

Эй, мышонок, посмотри,        зовут к себе, помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой. 

Выбирай себе любой!

(перед тем, как назвать каждый цвет,  дети сильно надувают щеки и быстро

 выдыхают).

Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, так что освоение ИКТ - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

Использование ИКТ позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и часто помогает решать многие педагогические  задачи.  В процессе игровой деятельности дети намного лучше усваивают задания, становятся артистичнее, быстрее раскрывают свой творческий потенциал. Активизируется познавательная деятельность детей, повышается интеллектуальный уровень их развития посредством использования информационно-коммуникативных технологий. Реализуя программу информатизации в детском саду можно с твердой уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов ДОУ с детьми.

Список использованной литературы и ОЭР:

  1. Гулак И.В.  «Использование компьютера». Управление ДОУ. – 2010г.
  2. Новоселова С.Л.  «Компьютерный мир дошкольника». Новая школа. – 2011 г.
  3. Горвиц Ю., Позняк Л. « Кому работать с компьютером в детском саду»,

« Дошкольное воспитание»  – 2009 г.

  1. Калинина Т.В.  «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». Управление ДОУ. – 2012 г.
  2. Е. Нищева « Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы в детском саду", ООО « Сфера», 2009 г.
  3. М. Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет». Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста, « Композитор», СПб,2007 г.
  4.  Справочник музыкального руководителя -  №12 – декабрь 2018 г.
  5. Образовательные электронные ресурсы:

         http://www.baby-news.net;

http://www.doshvozrast.ru/;

http://www.moi-detsad.ru

http://www.nsportal.ru;

http://www.art- talant. org/publikacii

http://www.ped-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников http://yadi.sk/d/GvprUKnMEFmd3...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

Демонстрация на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

             Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополу...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Их главная задача &mdash...

Методическое объединение музыкальных работников и воспитателей Образовательной Организации . Доклад на тему :"Использование игрушки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников".

В целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, ком...

Презентация на тему: "Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников"

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самоо...