«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
материал
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
1) Сохранению и укреплению здоровья детей;
2) Развитию сенсорных и моторных функций;
3) Формированию потребности в двигательной активности;
4) Профилактике нарушений опорно –двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
5) Приобретению навыка правильного дыхания;
6) Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
7) Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;
8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 23.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
1) Сохранению и укреплению здоровья детей;
2) Развитию сенсорных и моторных функций;
3) Формированию потребности в двигательной активности;
4) Профилактике нарушений опорно –двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
5) Приобретению навыка правильного дыхания;
6) Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
7) Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;
8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
В музыкальном воспитании дошкольников можно использовать следующие виды оздоровления:
1 .Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
3.. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)
4. Ритмопластика подразумевает психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ.
В современной медицине есть целое направление - музыкотерапия. Исследование С.В.Шушарджана свидетельствуют, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, которая может быть.
Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию желудочного сока. По данным английского ученого Л. Демлинга, такое воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил, в частности, что прослушивание произведений Моцарта и Бетховена помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев, который первым занялся изучением этого вопроса.
ПСИХОГИМНАСТИКА.
Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить,
укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
2. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
3. Улучшает дренажную функцию бронхов;
4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
5. Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять
развитие артикуляционной моторики:
1.Обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
2.Выработку контроля за положением рта.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра.
1.Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
2.Совершенствует внимание и память;
3.Формирует ассоциативно-образное мышление;
4. Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма..
РИТМОПЛАСТИКА.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настроении. Если у ребёнка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. Чем больше двигательный опыт ребёнка, тем больше уверенности он приобретает. Кроме того, движения служат стимулом для созревания нервных связей. Ограничение ребёнка в движении может явиться одной из причин задержки его психического развития.
Музыкально - ритмические упражнения способствуют формированию:
1) опорно – двигательного аппарата;
2) хорошей осанки;
3) пластики, гибкости и растяжки;
4) умению двигаться согласованно с музыкой.
Дошкольник пластичен, поэтому можно исправить все виды патологий. Но можно и навредить. К сожалению, мы никак не отойдём от практики затягиваний, например, весьма продолжительное чтение стихов на празднике. Длительная статика категорически вредна. Больше 1 – 1,5 минут нельзя сидеть или стоять в одной позе. Вредны длительные упражнения, дающие большую нагрузку на опорно – двигательный аппарат. Нельзя перегружать локоть, лодыжки, коленки, пяточную кость. Следует до конца выпрямляться после наклонов, поворотов; постоянно следить за дыханием. Работая с детьми над ритмическими упражнениями, педагог должен добиваться точного выполнения движений, следить за правильностью осанки. Нарушения осанки сказываются не только на внешнем виде ребёнка, но и на его здоровье: неправильное положение тела ведёт к сужению грудной клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет работу сердца и лёгких. Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены и отведены несколько назад, голова приподнята, спина прямая, грудная клетка выступает вперёд, живот подтянут. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.
Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном чистом помещении, пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Голосовой аппарат отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в 2-3 с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, - очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трохей и бронхов). У детей грудной резонатор развит слабо, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но часто звонкий. Диапазон (объём голоса) от нижнего до верхнего звука очень небольшой. Наиболее лёгкие, естественные, ненапряжённые звуки, так называемые «примарные», обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре в пределах ми1 – си1. Нижний звук до1 звучит напряжённо и надо избегать давать его детям.
При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, т.к. в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев. Дети 2-3-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят прямо на пол, руки кладут на колени, ближе к туловищу. Голову держат прямо, не напрягая и не вытягивая шею. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы – подвижны, упруги. Разучивают песни дети всегда сидя. Разученные песни следует петь стоя, т.к. при этом дыхательные мышцы, даже у трёхлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя голова держится прямо, руки опущены. При пении надо чередовать положения «сидя», «стоя». Постоянное пение стоя утомляет детей, мешает созданию спокойной удобной обстановки. Длительное пение сидя так же вредно, т.к. вызывает застой крови, главным образом в нижней части тела. При пении сидя недостаточно расширяется грудная клетка, слабо работают дыхательные мышцы, что ведёт за собой ослабленное поверхностное дыхание. Смена положений при пении является своего рода разрядкой и снижает утомление, если таковое появляется. Музыкальный руководитель , воспитатели должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Они следят за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко, и сами не должны громко говорить с детьми. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.
Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в домашней обстановке. Поэтому воспитатели, музыкальные руководители должны проводить соответствующую работу с родителями, показывая им рекомендованные детские песни, объясняя вред крикливого детского пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду. Надо указать родителям и на то, чтобы они не позволяли детям, во избежания простуды, пить холодную воду и есть мороженое в разгорячённом состоянии. Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат по телевизору, радио. Пение таких песен, особенно громкое их исполнение, наносит вред слабым голосовым связкам ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников http://yadi.sk/d/GvprUKnMEFmd3...
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»
Демонстрация на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»...
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников.
Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...
Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»
Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополу...
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»
Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья участников образовательного проц...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"...
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Казалось бы, зачем музыкальному руководите...