Игровые технологии в детском саду
консультация (старшая группа)

В этой консультации представлена информация о работе по развитию речи с детьми в группе с коррекционной направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_1.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

          Игровые технологии как средство развития

                              речи дошкольников.

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и

фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, трудно выучить наизусть стихотворение, пересказать услышанный рассказ взрослого. Нашу группу посещают дети с ОВЗ с речевыми проблемами. Поэтому педагогическая работа по развитию речи наших воспитанников является приоритетной.  Но для успешного речевого развития нужны и специальные условия. В нашей группе создана доступная и насыщенная развивающая среда.

    Для развития речи детей  я широко применяю  игровые технологии.  Психологопедагогические исследования доказали положительную роль

игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников

использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а следовательно, и более эффективным.

Игровая деятельность выполняет функции: развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес); самореализации в игре ; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); коммуникативную (освоение навыков общения); диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации

педагогического процесса.

1.Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи.  В самом начале учебного года я начинала работу с игр с предметами (игрушками),затем с настольными печатными играми, и затем  с словесными играми, например «Какая, какой, какое», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение» и т.д.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

2.Театрализованные игры. Я давно заметила, что театрализованные игры раскрепощают детей, они охотно общаются между собой. Некоторым детям нравится представлять себя в роли актеров. Этих детей я привлекала для игр

драматизаций. В играх – драматизациях – ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

  • -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • -постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Мы с детьми разыгрывали сценки из хорошо известных им сказок, например «Три медведя», «Маша и медведь», «Гуси лебеди» и другие.

      Некоторые дети любят разыгрывать сценки  с игрушками. Для этих детей я организовывала режиссерские игры. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители. А ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер», управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Для разнообразия режиссерских игр предлагаю детям театры: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,

На поляне дом стоит,

На двери замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома -  частокол

Тук-тук  - дверь открой

Заходите, я не злой. Пальчиковые игры я использую как в НОД, так и в свободной деятельности. Дети легко запоминают текст, сопровождаемый действием и часто играют самостаятельно.

4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений...

     Разучивая стихотворение с детьми, мы имитируем сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов формирую умение детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку: «Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.

     Сочинительство.

В ноябре  я предложила детям новую игру в сочинительство. Я начала с игры «Придумай рифму», «Подскажи слово». А затем мы с детьми решали про что будет стихотворение, придумывали название стихотворения а дальше действовали по карточке – схеме (мнемотехника): вторая строчка-вопрос: какой, какая? третья строчка-действие, какие чувства вызывает, четвёртая строчка повторяет название стихотворения. Нужно отметить, что дети с увлечением включались в эту игру, но часто приходилось помогать им.

 

5.Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)  

Очень интересно детям нашей группы придумывать, «переделывать» сказки. Я пользуюсь такими приемами: « Что будет, если…?» - изменение сюжета;

« Изменение характера персонажей» - старая сказка на новый лад;

« Использование моделей» - картинки, геометрические фигуры;

« Введение в сказку новых атрибутов» - волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.

« Введение новых героев» - как сказочных, так и современных.

6. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.

 

7.Утреннюю гимнастику, физминутки я обязательно провожу с речевым сопровождением, или произношением определенный звуков. Для согласованности слов с движениями требуется развитие внимания и памяти.

8.Игровые приёмы при развитии ЗКР

Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Ежедневно, по рекомендации педагога логопеда, я повторяю индивидуально подобранные для каждого ребенка упражнения, чистоговорки, словесные игры, игры и упражнения на произношение звуков.

Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

9.Дыхательная гимнастика - способствует развитию правильного дыхания, необходимого для успешного формирования речевого аппарата. Правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем. Для развития дыхания ребенка я использую такие игры: сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; играем с султанчиками, вертушками; используем такое игровое упражнение, как  «Загони мяч в ворота», « Приведи в движение кораблик». Часто использую в своих играх методические пособия, изготовленные своими руками, такие как «Хитрые звуки».

10.Кейс-технология.                                                                                             Название кейс- технология получила от латинского «casus» -- запутанный, необычный случай, а также от английского слова «case» -- портфель, чемоданчик. В кейс - технологии используется описание реальных социальных ситуаций. Главное её предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Познакомившись с этой новой технологией, я выдрала для наших детей три вида кейсов: 1.кейс – текстовая информация, представляется в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, стихи); 2.кейс – иллюстрации, 3.кейс – фотографии.                                                                 Кейс-иллюстрация используется для рассмотрения проблемной ситуации, активизирует мысль детей, развивает воображение, воспитывает чувства, усиливает потребность в общении с другими людьми.                                                        В начале непосредственно образовательной деятельности проводила предварительную работу с использованием таких методов и приёмов, как беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры в целях к подготовке к дальнейшему знакомству с текстом. Затем за тем знакомила с реальной ситуацией, показывая кейс-иллюстрации. Вместе с детьми формулируем проблему, обсуждаем, предполагая последствия того или иного действия, выбираем верное решение.                                                                                                         Мы подготовили презентацию по теме и выступили с ней на Педагогическом совете №3 от 12.03.20г.

   Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: активизируется  мыслительная деятельность, обогащается словарный запас детей, развивается умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровые технологии в детском саду"

Игровые технологии в ДОУ«Игра порождает радость,свободу, довольство, покой в себеи около себя, мир с миром»Фридрих ФребельИгра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы...

Игровые технологии в детском саду

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то       специальным поведенческим навыкам, а дать возможность...

Игровые технологии в детском саду

В структурном подразделении « Родничок» воспитываются дети и с речевыми нарушениями. Эти нарушения влекут за собой сенсомоторные и психомоторные отклонения в развитии, незрелость эмоционально-волевой ...

Консультация "Игровые технологии в детском саду".

Консультация "Игровые технологии в детском саду"для педагогов....