Консультация на тему: «Педагогические основы взаимодействия дошкольного образования с семьей»
консультация
Консультация на тему:
«Педагогические основы взаимодействия дошкольного образования с семьей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu_pedagogicheskie_osnovy.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Педагогические основы взаимодействия дошкольного образования с семьей»
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных организаций. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами образовательной организации и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в детском саду. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Рассматривая родителей не только как социальных заказчиков образовательных услуг, но и как полноправных партнеров педагогического процесса, педагоги должны уметь грамотно выстраивать взаимодействие с ними, научиться принимать образовательный потенциал родителей и гармонично включать их в единое образовательное пространство.
Выстраиванию эффективной совместной деятельности может способствовать грамотно пройденные этапы общения.
Первый этап – установление с родителями доверительных отношений, которые могут стать следствием исключительной ориентации воспитателей на положительный образ ребенка. Следует «забыть» в общении с родителями отрицательные стороны поведения их детей; сломать традиционную установку педагогов на «судейскую» критическую позицию и оценку. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап – в ходе совместного педагогического поиска воспитатели открывают перед родителями неизвестные им стороны знания о собственном ребенке. Чаще всего речь идет об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками в игровой, трудовой и учебной деятельностях, о характере межличностного общения, о социометрическом статусе личности дошкольника в группе. Родители должны прийти к осознанному пониманию ограниченности, недостаточности их представлений, сущности педагогического процесса в детском саду и необходимости совместного решения педагогических проблем.
Третий этап – ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо отметить, что данный этап неслучайно является третьим, только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных).
Четвертый этап – совместное исследование и формирование личности ребенка. Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакций ребенка на условия воспитания, изучение способностей ребенка, уровня его развития и т.д. Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно - опосредованного общения воспитателя и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.
Компетентный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОО. При этом важно чтобы родители вступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами и характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции.
Возможные формы работы семьей:
- Педагогические беседы с родителями
Эффективны при целевом характере бесед (по запросом родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации)
- Тематические консультации
Исходя из запросов родителей.
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями.
- Собрание, круглый стол с родителями
Использование активизирующих методик:
- Метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую грамотность родителей.
- Метод игры, моделирующей проблемы и решения в триаде «ребенок-педагого-родитель».
- Метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий.
- Метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов по воспитанию ребенка, на разрешение проблемных ситуаций.
Конференции с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты, и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.
Общие собрания
Активное собрание родителей может включать:
- Мастер-классы.
- Семинар-практикум.
- Видео презентацию
Показ занятий на видеозаписи
Анкетирование
Обработка ответов осуществляется родителями, что позволяет получить более достоверные данные по тем или иным проблемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
семинар-практикум поможет молодым педагогам найти пути взаимодействия с родителями...
Взаимодействие дошкольного образования с семьей и институтами общества
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в процессе формирования личности ребенка, выделяются формы взаимодействия педагогов и родителей....
Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноце...
Педагогические чтения "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреж...
«Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»
laquo;Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анотация: В статье представлен обзор научных понятий и подходов, характеризующих современное дошкольное образование. Показана сущность понятия «самоценность дошкольного детства» в современ...
Консультаци для педагогов "Педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей"
Актуальность проблемы роли отца в воспитании детей объясняется важными изменениями семейной парадигмы в последние десятилетия. Современное общество качественно изменило сложившийся тысячелетиями стере...