ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Петрова Марина Геннадьевна

Анотация: В статье представлен обзор научных понятий и подходов, характеризующих современное дошкольное образование. Показана сущность понятия «самоценность дошкольного детства» в современной академической науке. Обоснована необходимость создания условий для полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства. Проанализированы содержание и особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, выделены ключевые позиции современной дошкольной педагогики по вопросу специфики развития человека в дошкольном возрасте.

В сфере дошкольного образования сегодня наблюдаются значительные изменения, обусловленные в первую очередь введением в практику Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим одной из ключевых проблем современного дошкольного образования является вопрос осмысления его теоретических оснований, понимания сущности и принципов происходящей в стране гуманизации дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_petrovoy_m.g._chgpu.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF CONTEMPORARY PRESCHOOL EDUCATION

Петрова Марина Геннадьевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 172» г. Чебоксары

Petrova Marina Gennadievna

kindergartener

MBDOU «Kindergarten № 172» Cheboksary

Анотация: В статье представлен обзор научных понятий и подходов, характеризующих современное дошкольное образование. Показана сущность понятия «самоценность дошкольного детства» в современной академической науке. Обоснована необходимость создания условий для полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства. Проанализированы содержание и особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, выделены ключевые позиции современной дошкольной педагогики по вопросу специфики развития человека в дошкольном возрасте.

В сфере дошкольного образования сегодня наблюдаются значительные изменения, обусловленные в первую очередь введением в практику Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим одной из ключевых проблем современного дошкольного образования является вопрос осмысления его теоретических оснований, понимания сущности и принципов происходящей в стране гуманизации дошкольного образования.

Гуманизация прежде всего предполагает отношение к дошкольному детству как к самоценному периоду. Одна из основных идей ФГОС – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. Понятие «самоценность дошкольного детства» не является новым для дошкольной педагогики. Впервые оно было введено в дошкольную педагогику в 1989 г. авторами «Концепции дошкольного воспитания» А.В. Петровским и В.В. Давыдовым, хотя сама идея уважительного отношения к дошкольному детству как особо важному этапу в жизни человека зародилась еще в истории педагогической мысли (Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.).

Сегодня это основная парадигма отечественного дошкольного образования. Трактовка сущности понятия «самоценность детства» представлена в п. 1.2 ФГОС: «понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду».

Дошкольное детство рассматривается сегодня как уникальный полноценный этап в жизни человека, поэтому неправомерно подчинять развитие ребенка-дошкольника требованиям школы. Главным ориентиром в развитии дошкольника должно быть обеспечение условий для полноценного проживания им дошкольного периода жизни. Отношение к детству как к самоценному периоду жизни способствует становлению детей полноценными школьниками, порождает базовые качества личности, выходящие за рамки дошкольного возраста. При этом особенно важно найти оптимальный баланс между необходимостью формирования всех компонентов готовности детей к обучению в школе и возможностью радостно и полноценно прожить дошкольное детство.

Дошкольник представляет собой интенсивно развивающийся организм, и именно эта особенность во многом определяет значимость дошкольного периода жизни. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что достижения детей определяются не совокупностью сформированных знаний, умений, навыков, а системой личностных качеств, обеспечивающих позитивную социализацию и прежде всего успешность школьного обучения. Сегодня необходимо внедрение таких форм работы с детьми, которые позволят обучать дошкольников в недирективной занимательной форме и одновременно будут способствовать развитию их познавательной мотивации. Социальная ситуация развития – одно из центральных понятий ФГОС, под которым понимается сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром.

Социальная ситуация развития обеспечивает динамику психического развития дошкольника, определяет условия и пути его развития в разных видах детской деятельности, приобретаемые психологические новообразования. Важнейшими новообразованиями дошкольного детства, по мнению отечественных ученых, являются наглядно-образное мышление, способность к замещению, произвольность поведения и познавательных процессов, творческая активность и др.

В каждой социальной ситуации развития возникает и развивается определенный ведущий вид детской деятельности. Социальная ситуация развития современного дошкольника характеризуется целым рядом особенностей. Так, большая открытость мира, доступность различных источников информации, зачастую негативной и/или не соответствующей возрасту, вызывает у дошкольника затруднения в отборе адекватных моделей поведения в той или иной ситуации. Сложность и изменчивость окружающего мира, интенсивность и противоречивость потока информации приводят к раннему взрослению детей, овладению комплексным инструментарием познания мира уже на этапе дошкольного детства.

Развитие ребенка-дошкольника происходит не в вакууме, а в определенном социокультурном пространстве, понимаемом в дошкольной педагогике как конкретная непосредственно окружающая ребенка социальная среда, обеспечивающая его взаимодействие с общественной культурой. Современное социокультурное пространство дошкольника – это прежде всего семья, окружающие его родители и родственники. В исследованиях доказано, что для создания оптимальной социальной ситуации развития детей с учетом специфики дошкольного возраста необходимо обеспечить взаимодействие общественного дошкольного образования с семейным воспитанием, активно вовлекать родителей в образовательную деятельность дошкольной организации. Причем это должно быть не простое посещение родителями праздников и собраний в детском саду, а интерактивное взаимодействие двух субъектов формирования личности ребенка, основанное на диалоге, создании образовательных проектов с учетом исследования потребностей семьи и поддержки ее образовательных инициатив. ФГОС дошкольного образования нацеливает на организацию в детском саду такой образовательной среды, которая обеспечит создание условий для максимального участия родителей в образовательном процессе как его активных субъектов.

Список использованной литературы:

  1. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986. 320 с.
  2. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5. С. 10–23.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2014. 32 с.
  4. Ханова Т.Г. «Современное дошкольное детство: проблемы и перспективы»: по материалам региональной научнопрактической конференции // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 31.
  5. Ханова Т.Г. Педагогические условия развития детской игры // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 152–155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психолого – педагогическому развитию детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 года) «Развивай – ка!»

Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в проц...

Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут най...

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста.

Статья "Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста."...

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста.

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании дошкольного возраста....

Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах коррекции речи. В связи с этим актуален вопрос о необходимости просвещения и обуче...

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа, для детей дошкольного возраста 5-7 лет с проблемами в развитии, на основе нейропсихологического подхода.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Не секрет, что играя, ребёнок развивается. В данном материале представлены игры, в которые можно играть и развиваться....

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа, для детей дошкольного возраста 5-7 лет с проблемами в развитии, на основе нейропсихологического подхода.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа, для детей дошкольного возраста 5-7 лет с проблемами в развитии, на основе нейропсихологического подхода....