«Художественно-эстетического развития дошкольников в ДОО в условиях ФГОС ДО»
консультация

Дурнева Наталья Михайловна

Художественно-эстетическая деятельность –  деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

Н.А. Ветлугина не раз  отмечала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы её организации разнообразны: игра, ООД, выставки детских работ, экскурсии, праздники-развлечения и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественно-эстетического развития дошкольников в ДОО в условиях  ФГОС ДО».

        В современном обществе происходят  социальные  и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации.

          Сегодня  остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных. 

          Как обозначено в ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

            Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. 

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. 

Художественно-эстетическая деятельность –  деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

Н.А. Ветлугина не раз  отмечала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы её организации разнообразны: игра, ООД, выставки детских работ, экскурсии, праздники-развлечения и др.

Игра в осуществлении эстетического развития детей в ДОО выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности (Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон).

Организованные формы образовательной деятельности (ООД). В соответствии с ФГОС ДО ООД организуется в форме игры под прямым руководством взрослого   (игра-беседа, игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра экспериментирование).

Игра-занятие по структуре аналогична традиционному занятию. Она может включать введение в игровую ситуацию, установку правил и распределение ролей — в организационной части, комплекс игровых ситуаций и обучающих игр — в основной части, развязку сюжета, выход из игровой ситуации и подведение итогов игры, рефлексию — в заключительной части.

Игры — занятия могут подразделяться на комбинированные, тематические, доминантные, комплексные. 

Комбинированные игры- занятия направлены на усвоение новых знаний и умений, их закрепление и обобщение, творческое применение полученных знаний.

Игровые  занятия  направленные на решение различных развивающих, воспитательных и обучающих задач, объединённых определённой темой называются тематическими. Темы могут быть посвящены временам года, явлениям общественной жизни, литературным героям, творчеству художников и композиторов и т.д.

Доминантные игры-занятия похожи на тематические. В качестве ведущей темы выбирается один из видов детской деятельности доминирующий на протяжении всего занятия, например, один из видов музыкальной или художественной деятельности. Среди доминантных организованных форм образовательной деятельности можно выделить такой подвид, как интегрированные занятия, в процессе проведения которых происходит интеграция различных видов детской деятельности (лепка и рисование, аппликация и рисование и т.д.) или техник её выполнения ( техника клякс, разбрызгивание краски и др.), в результате чего дети усваивают новые приёмы и способы данной деятельности. Если же речь идёт об использовании на одном занятии нескольких видов деятельности и задач из разных методик обучения, следует говорить не об интегрированном, а о комплексном занятии - виде организованной формы образовательной деятельности, спецификой которого является учёт принципов комплексности в обучении и воспитании детей, динамичности детского восприятия и смены видов деятельности (игровой, театрализованной, продуктивной и т.д.) опоры на дисциплинарные связи. Такие занятия состоят. как правило, из трёх частей:

- первая, в процессе экологического воспитания решаются познавательные задачи, развиваются интеллектуальные способности;

-вторая, предполагающая включение в занятие других программных задач, и как следствие другого вида деятельности.

- третья направлена на закрепление и обобщение усвоенных представлений и формирование собственного эмоционально-ценностного отношения к экологическим проблемам в процессе организации художественного творчества детей.

Выставки детских работ формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности, дети начинают дорожить своими работами, учаться сравнивать свои работы с работами других детей, стремяться к хорошему результату. С другой стороны выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребёнка от младшей до подготовительной группы, наглядно представить результаты образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

            Экскурсии включают:

- подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор материала и т.д.) и детей к экскурсии;

- использование взрослым разнообразных методов и приёмов организации детского восприятия;

- организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после неё.

Содержание экскурсии определяется ОП ДОУ. Для детей младшего дошкольного возраста экскурсии проводятся внутри ДОУ, а начиная с 4 лет - за пределами детского сада. При проведении экскурсии важно соблюдать баланс между познавательными и эмоциональными аспектами. В.А. Сухомлинский высказывался так: " Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение, одно из самых вредных пресыщений. Ребёнку не только нужно слушать слова воспитателя, но и молчать.

                Праздники и развлечения. Развлечения, как форма работы, проводятся 1 раз в 2 недели. Это могут быть литературные и музыкальные вечера, фольклорные посиделки, детские концерты, различные театральные спектакли и представления, музыкальные сказки, игры-забавы, викторины и конкурсы.

Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театральные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлением детей, тематические занятия и утренники. Утренники в свою очередь подразделяются на 4 формы:

1.Затейничество -  в основе лежит игровая идея ( затея), которая разворачивается на определённом сюжете;

2. Концерт самодеятельности, демонстрирующий таланты детей;

3. Театрализованное представление, в основе которого игра-драматизация, основанная на поиске действий и взаимодействий  и вхождение в образ.

4.Строяться на основе фольклорных праздников  и подчиняется культурно-историческим традициям (Масленица, Рождество, Пасха и др.).

С точки зрения ФГОС ДО образовательная деятельность ДОО условно подразделяется:

- на образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей (не исключая наблюдения за ними взрослых и косвенное руководство их действиями, коррекцию и контроль);

- ООД со взрослым;

  • - совместную образовательную деятельность детей и родителей ( в том числе при участии педагогов и специалистов детского сада). Поэтому все культурные практики игрового взаимодействия, которые складываются в ходе образовательной деятельности, можно представить в виде многообразия практик детских игр.
  • ООД может быть организована как при прямом руководстве игрой (игра-беседа, игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра-экспериментирование), так и косвенное руководство игрой через предметно-игровую среду (проблемные ситуации, игры провоцирующие изменения) и через сверстников (совместные игровые действия, игра-диалог, игра-тренинг).

            Формы организации музыкальной деятельности:

- ООД со всей группой детей:

- ООД с подгруппой детей и индивидуально (творческие, развитие слуха и голоса, освоение танцевальных движений, обучение игре на инструментах и др.);

- музыкальная среда вне музыкального зала как условие организации самостоятельной образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов (самостоятельная музыкальная деятельность, музыкальные пробуждения, досуги, утренники, гимнастика, физкультминутки, физ. занятия).

- праздники и развлечения как форма организации совместной образовательной деятельности детей и родителей (сезонные, тематические, фольклорные, игровые).

Формы организации театрализованной деятельности:

- литературно-театрализованная ООД (с подгруппой и индивидуально);

- самостоятельная театрализованная деятельность;

- театрализованная игра на праздниках, развлечениях;

- театрализованные игры-спектакли;

- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;

- музей кукол;

- посещение детьми театров совместно с родителями;

- выступление артистов театра в ДОО (с участием детей);

- выставки, конкурсы совместного творчества детей и родителей;

- мини-игры на других занятиях;

- театрализованные игры в повседневной жизни;

- экскурсии;

- кружковая работа

             Формы организации художественно-продуктивной деятельности:

- ООД (с группой, подгруппой детей, индивидуально);

- досуги, развлечения;

- выставки творческих работ детей;

- конкурсы;

- экскурсии;

- выставки совместного творчества детей и родителей;

- самостоятельная художественно-продуктивная деятельность;

- мини-музей декоративно-прикладного искусства  и др.

  • изобразительная деятельность, как часть комплексного, тематического, интегрированного, доминантного и др. игровых занятий.

     Среди инновационных форм организации образовательной деятельности в рамках решения задачи интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности детей выделяют дизайн - гостиные, детско-родительские творческие клубы, творческие мастерские, литературные, художественные и музыкальные салоны.

Благодаря такой системе возможно, по Л.Г. Савенковой, рассматривать интеграцию как сложный структурный процесс, требующий:

- развития умений детей к  восприятию любых явлений с разных точек зрения;

- развития умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

- формирования способности самостоятельно проводить творческие исследования;

-развития желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

             Средства эстетического воспитания разнообразны и благодаря этому оказывается возможным реализовать его содержание. К ним относятся:

эстетическое общение, природа, искусство, окружающая предметная среда, разнообразные виды игр, разные виды труда, физические упражнения, праздники. 

Методы художественно — эстетического развития:

К средствам художественно - эстетического развития также относятся методы  художественно — эстетического развития дошкольников: наглядные, словесные, практические, игровые и др.

К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для ООД подбираются произведения одного вида искусства. Со старшими дошкольниками проводятся экскурсии в музеи, на выставки, которые доступны детскому восприятию. Целесообразно поощрять самостоятельное рассматривание произведений искусств в детском саду и вне его.

К словесным методам  ознакомления детей с произведениями искусства относится метод беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картине. Это и метод сравнения картин и в процессе их коллективного обсуждения, и приём демонстрации детям образца рассказа педагога, который должен создать определённое настроение, опираясь на образы из произведений художественной литературы. М.В.Мацкевич считает, что  основным методом ознакомления дошкольников с искусством должен стать игровой. Используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснение, воспитатель излагает серьёзный материал с артистической интуицией и даже юмором, который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует разрядке при усталости. Данные методы отражают классификацию методов обучения, которые необходимо интегрировать с методами художественного воспитания.

               Среди методов  затрагивающих художественное  воспитание выделяют  следующие:

  • методы формирования эстетического сознания (побуждение к сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения);
  •  методы организации художественной деятельности, к ним относятся метод приучения, упражнения в практических действиях: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия и вкуса;
  • метод стимулирования и активизации художественного творчества- к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям;
  • метод схематизации или символического моделирования с помощью пиктограмм — метод позволяющий интегрировать линии развития музыкальной и речевой, художественной и речевой, коммуникативной деятельности детей.
  • Популярен сегодня метод проектов, в последнее время активно используется в практике работы ДОУ и иногда серьёзно конкурирующий с занятиями, он представляет собой альтернативную форму организованного обучения. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведение организованных форм образовательной деятельности. Тема проекта выбирается совместно с детьми, в проекте участвуют родители и тем самым становятся участниками образовательного процесса. По окончанию проекта совместное обсуждение результатов и того нового, что дети узнали и чему научились, что сделали своими руками.

Метод проектной деятельности позволяет педагогам:

  • расширить образовательное пространство, придавать ему новые формы и развивать у детей восприятие, мышление и воображение;
  • ориентировать детей на самостоятельную деятельность, как правило совместно со взрослым (педагогом и родителями);
  • побуждать ребёнка к активной позиции: ставить его в условия, побуждающие стать субъектом деятельности;
  • направлять детей на решение конкретной проблемы, получение результата и его публичного предъявления
  • Работа по проектному методу организуется в несколько этапов:
  • подготовительный, практический (внедренческий), итоговый, которые включают:
  • определение цели проекта
  • разработка плана движения к цели;
  • сбор материала;
  • включение в план проекта организованных форм образовательной деятельности;
  • разработка заданий для детей и родителей;
  • презентация проекта.

Коллективные проекты создают условия :

  • для формирования и развития коммуникативных и регуляторных способностей и моделирования различных типов их взаимодействия в процессе художественно-эстетической деятельности;
  • ля развития умения подчиняться требованиям группы, творчески работать в коллективе
  • для проявления взаимопомощи и воспитания ответственности;
  • для усвоения норм общественного поведения;
  • для развития желания помочь тем, кому трудно что-то сделать;
  • для самовыражения.

            Совместная проектная деятельность детей, педагогов и родителей по художественно-эстетическому направлению способствует вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ и формированию настоящего сотрудничества с детским садом.

И так, исходя, из выше сказанного мы можем сделать вывод: интегрированная модель образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания позволит комплексно решать задачи социально-личностного развития детей в условиях ДОУ и  способствует достижению детьми качеств, указанных в целевых ориентирах ФГОС:  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Консультация для педагогов " Развитие художественно-эстетического творчества у дошкольников"

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...