Аналитическая справка развивающей среды во второй младшей группе.
методическая разработка (младшая группа)

Котенко Мария Станиславовна

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования  во второй младшей группе дошкольного отделения лицея №273» воспитателя Котенко М.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 273 имени Л.Ю.ГЛАДЫШЕВОЙ

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

Аналитическая справка

«Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

 во второй младшей группе дошкольного отделения лицея №273»

воспитатель

дошкольного отделения

 лицея №273

Котенко Мария Станиславовна

Санкт – Петербург

2020

Аналитическая справка

«Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

 во второй младшей группе дошкольного отделения лицея №273»

Цель: произвести анализ создания развивающей предметно–пространственной среды обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Дата проведения анализа: 11.11.2020

Характеристика группы

Название группы: вторая младшая группа «Капелька»

Возраст детей: 3-4 года

Гендерные показатели: 19 мальчиков; 9 девочек

Физическое развитие: 2 группа здоровья -25 человек, 3 группа здоровья -3 человека.

Речевое развитие: 18 человек – возрастная норма; 10 человек – контроль со стороны логопедов.

1.Безопасность и психологическая комфортность

пребывания детей в группе

Развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и интеллектуальными особенностями развития, интересами, охраны и укрепления здоровья.  

            Систематическая работа педагогов направлена на создание условий для безопасного и комфортного пребывания ребенка в группе.

Принципы создания развивающей предметно – пространственной среды:

1.Содержательная насыщенность. Насыщенность развивающей предметно – пространственной среды соответствует возрастным возможностям детей младшего дошкольного возраста и содержанию реализуемой общеобразовательной программы. Образовательное пространство оснащено разными материалами, игровым и спортивным оборудованием. Их разнообразие обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения воспитанников.

2.Трансформируемость. Развивающая предметно – пространственная среда изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Скакалки, гантели, кегли, обручи, веревки, мягкие модули служат разделителями пространства группы.

3.Полифункциональность. Игры, пособия, мебель, модули, оборудование используются разнообразно, в различных видах детской деятельности.

4.Вариативность. В группе созданы разные пространства детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Все материалы, игры, игрушки разнообразны, находятся в свободном выборе детей. Игровой и наглядный материал периодически меняется в зависимости от образовательной цели, появляется новый, стимулирующий активность детей. Дети продуктивно взаимодействуют   самостоятельно или при минимальной помощи взрослых.

5. Доступность и безопасность. Помещения группы, игры, игрушки, материалы и пособия находятся в свободном доступе детей. Соответствуют гигиеническим требованиям, имеют привлекательный вид, учитывают гендерные и индивидуальные особенности, безопасны, сертифицированы. Мебель закреплена, соответствует антропометрическим данным детей. Требования к естественному и искусственному освещению выполняются, режим проветривания соблюдается. В интерьер оформления группы включены элементы, создающие приятные позитивные ассоциации: выставки детских работ, фотоальбомы: «Наша группа» и «Моя семья».

 Вывод: во второй младшей группе «Капелька» создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.

2. Реализация образовательных программ дошкольного образования


          Развивающая предметно -  пространственная среда в группе построена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ГБОУ лицей №273 им. Л.Ю. Гладышевой Колпинского района Санкт – Петербурга. Программа ГБОУ лицей №273 им. Л.Ю. Гладышевой разработана на основе примерной общеобразовательной программы.

           Основополагающим принципом проектирования развивающей предметно – пространственной среды второй младшей группы «Капелька» является принцип интеграции. Принцип интеграции объединил разные виды деятельности детей и обеспечил целостность образовательного процесса. Дошкольники постигают окружающий мир с различных точек зрения в разных образовательных сферах.

Образовательные области в соответствии с ФГОС  дошкольного образования

Наполнение предметно – пространственной среды

Степень личного участия

Социально

-коммуникативное развитие

  • Интерактивное оборудование (мультимедийный проектор, интерактивная доска, акустические колонки, компьютер)
  • Фотоальбомы детей, отражающие жизнь группы и детского сада, семьи;
  • Наглядный материал развивающий культурно – гигиенические навыки детей, навыки самообслуживания;
  • сюжетные картинки, дидактические игры, литература, воспитывающие уважение к труду, труду взрослых людей (в том числе профессии)
  • наглядный материал, игрушки, литература, способствующие развитию толерантности;
  • иллюстрации, игры и игрушки, макеты, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (безопасное поведение в природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности);
  • макеты проезжей части, светофоров и дорожных знаков;
  • наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках» (транспорт, животный и растительный мир).

Создание медиатеки и ее использование в ходе занятий;

Подготовка и демонстрация тематических видеороликов и презентаций;

Проведение творческих  занятий с использованием мультимедийной арт-студии, виртуальных путешествий, интерактивных игр;

Дополнение «Центра театрализации» новыми костюмами;

Создание макета «Домашние животные»;

Внесение в центр театрализации пальчикового театра по сказкам «Репка, колобок»;

Оснащение «Центра сюжетно-ролевых игр» атрибутами к играм: «Семья», «Магазин», «Доктор», «Автобус»;

Размещение в раздевалке графического алгоритма «последовательность одевания на прогулку»;

Размещение в раздевалке дидактической куклы (одежда по сезону);

Размещение в группе макета проезжей части, светофора.

Центр сюжетно – ролевой игры

  • Игровые зоны для мальчиков: гараж; мастерская с набором инструментов; стройка; железная дорога.
  •  Игровые зоны для девочек: кукольный уголок - мебель для кукол, куклы разных видов и размеров, коляски, кроватка, люлька, комплекты постельных принадлежностей и одежды для кукол; мебель и посуда для кухни;
  • Зона отдыха: мягкий диван, и два кресла
  • Атрибуты для сюжетно - ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» «Шоферы», «Дочки - матери». Атрибуты для ряжения, предметы – заместители.

 Дополнение «Центра театрализации» новыми костюмами;

Создание макета «Домашние животные»;

Внесение в центр театрализации пальчикового театра по сказкам «Репка, колобок»;

Оснащение «Центра сюжетно-ролевых игр» атрибутами к играм: «Семья», «Магазин», «Доктор», «Автобус».

Центр трудового воспитания

 Оборудование для хозяйственно – бытового труда, труда в уголке природы, ручного труда, труда на участке.

 Предметные картинки о труде взрослых. Алгоритмы навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков;

Внесение в среду группы атрибутов для трудовой помощи взрослым (фартучки, сметки, совочки).

Физическое развитие

  • Картотека: физминуток, утренней и бодрящей гимнастики, считалок, подвижных игр;
  • фонотека утренней гимнастики
  • алгоритмы выполнения упражнений;
  • атрибутика к подвижным играм (шапочки);
  • массажные коврики;
  • маски для подвижных игр;
  • «Уголок двигательной активности» с разнообразным оборудованием;
  • ростомер;
  • игрушки, стимулирующие двигательную активность (мячи, платочки, султанчики, кубики, шары, кегли, обручи, скакалки, палки).

Создание в группе обособленного «Уголка двигательной активности», внесение в эту зону скакалок, мячей, обручей, кольцеброса, пластмассовых гантелей, цветных гимнастических лент, тренажера для формирования равновесия, массажных ковриков и дорожек для профилактики плоскостопия;

Создание тренажера для развития быстроты и ловкости (палочки с веревками разных цветов для скручивания);

Картотека «Физкультминуток»;

Картотека дыхательной гимнастики;

Изготовление атрибутов для игры в «Лошадки»»;

 Массажные коврики изготовлены руками воспитателей и родителей;

Маски для подвижных игр;

Картотека для подвижных игр в соответствии с возрастом.

Познавательное развитие

  • Наглядно – дидактические пособия по ознакомлению детей с разными материалами               (бумага, дерево , ткань, глина);
  • Наглядно – дидактические пособия и игры по ознакомлению детей с миром природы (домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые, фрукты, овощи, ягоды, деревья и растения)
  • Сенсорное развитие: геометрические плоскостные и объемные формы, различные по цвету, размеру, форме, количеству, весу;
  • лото, домино в картинках;
  • наборы разрезных и парных картинок;
  • картинки с изображением последовательности событий;
  • мелкая и крупная геометрическая мозаика;
  • материал на развитие мелкой моторики рук;
  • игры для интеллектуального развития (настольные и напольные конструкторы);
  • настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания;
  • игры для развития ориентировки в пространстве и времени;
  • наглядно-дидактические пособия из серии «Рассказы по картинкам»;
  • цветные счетные палочки, логические блоки (блоки Дьенеша);
  • палочки Кюизенера.

Наборы разрезных и парных картинок; картотека опытов, игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования (с прищепками, платочками, счетными палочками).

Изготовление и внесение материала для игр с прищепками;

Внесение в «Центр экспериментирования» природных материалов, приспособлений для проведения опытов;

Внесение в развивающую среду игрушек-предметов для классификации;

Внесение настольно-печатных игр по разным направлениям.

Речевое развитие

  • Подбор и оформление материалов, способствующих формированию словаря, развитию звуковой культуры, грамматического строя и связной речи воспитанников;

«Центр книги» оснащен:

  • произведениями русского фольклора: потешки, песенки, народными сказками о животных, произведениями русской и зарубежной классики, рассказы и стихи современных авторов;
  • подборка иллюстраций и альбомов по темам: сезоны, семья, животные, птицы, дикие и домашние животные, насекомые, рыбы, овощи и фрукты, деревья, растения
  • сюжетные картинки;
  • картотека пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики;
  • альбомы с загадками, стихами, детскими рисунками.

Картотека пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики;

Изготовление атрибутов для выполнения дыхательных упражнений;

Дополнение «Центра театрализации» новыми костюмами;

Внесение в центр театрализации пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок».

Оснащение центра «Сюжетно-ролевых игр» атрибутами к играм «Семья», «Магазин», «Доктор», «Автобус»;

Создание тематических альбомов;

Внесение сюжетных картин в среду группы.

Художественно-эстетическое развитие

«Центр творчества»

  • цветные карандаши;
  • восковые мелки;
  • бумага разного размера, цвета и фактуры;
  • раскраски, кисти разного размера;
  • пластилин для лепки;
  • трафареты, шаблоны;
  • бросовый материал (губки, перчатки, тряпочки, крупы, природный материал, и др.);
  • емкости для воды;
  • палитра;
  • алгоритмы рисования, лепки, конструирования разных предметов и явлений;
  • шаблоны и трафареты

 Подборка раскрасок по темам;

Оформление и маркировка «Центра художественного творчества»;

Внесение в «Центр художественного творчества» перчаток;

Оснащение «Центра художественного творчества» нетрадиционными художественными материалами;

Совместное с детьми изготовление работ для украшения групповых помещений;

Внесение плакатов в «Центр художественного творчества» на тему «Правила работы с кисточкой»; 

Дидактические игры для развития цветного восприятия «Разложи карандаши по цвету», «Завяжи кукле бантик нужного цвета».

«Центр музыки»

  • набор шумовых инструментов (дудочка, металлофон, колокольчик, бубен, погремушка, барабан и др. – по 2-4 шт.);
  • альбом с рисунками музыкальных инструментов;
  • не озвученные музыкальные инструменты;

Дополнение «Музыкального центра» шумовых музыкальных инструментов;

Создание плаката: «Музыкальные инструменты»;

Картотека музыкальных игр;

Создание погремушек и маракасов из подручного материала и круп,  маркировка центра.

«Центр театра»

  • разные виды театра: настольный, плоскостной, на фланелеграфе, пальчиковый, «живая» рука;
  • театральные декорации;
  • ширма для театрализации;
  • аксессуары для сказочных персонажей.

 Дидактическая игра: «Узнай героя сказки»;

Внесение в театр театрализации пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок»;

Оформление декораций для театрализованной деятельности;

Разработка масок для театрализованной деятельности.

Вывод: во второй младшей группе «Капелька» создана развивающая предметно-пространственная среда, отражающая содержание образовательных  областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

3. Учет возрастных особенностей детей.

Подбор пособий и оборудования ориентирован на возрастные показатели детей младшего дошкольного возраста, однако учитываются следующие особенности воспитанников:

Возрастные особенности

Отражение в развивающей среде

  • Проявление разных темпов развития, учёт интересов воспитанников.

Предметно-пространственная среда ориентирована на детей младшего дошкольного возраста, однако учитываются возрастные и интеллектуальные способности детей. Одна игра предлагается в разной степени сложности по принципу «от простого к сложному». Например, разрезные картинки состоящие из 2-4 и 4-6 деталей; крупная и более мелкая мозаика, конструктор и др.; алгоритмы, игрушки – заместители.

  • Большая потребность в движении

 «Коврик движения» (с помощью символов или фотографий указываются двигательные задания). В разных местах группы висят мишени для метания мягких мячиков, и т.д.

  • Дети любят обозначить свою игровую территорию

Игровые коврики; скакалки, кегли, веревки, мягкие модули, цветные шнуры

  • Проявление интереса к правилам поведения

Динамичный уголок по правилам дорожного движения: книги, макет дороги, дорожные знаки, обновляемая выставка фотографий; мнемотаблицы, иллюстрации, плакаты, карточки «Правила поведения в группе, за столом, на занятиях, на прогулке» и др.

Развивающая предметно – пространственная среда создаётся в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями детей с учетом их интересов и активности.

Вывод: во второй младшей группе «Капелька» создана развивающая предметно – пространственная среда отражающая, возрастные особенности детей, способствующая решению обучающих задач, отвечающая принципам активности, самостоятельности, творчества.

4. Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей.

В группе выявлены дети с нарушением произношения отдельных звуков речи. Поэтому, особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, способствующей формированию и развитию речи.

Виды деятельности

Отражение в среде

Игровая деятельность

Мозаики (средняя и мелкая); кубики и схемы работы с ними; игрушки и пособия для работы над дыханием (султанчики, попади в ворота и др.), дидактические пособия на развитие тактильных ощущений; шнуровки, пуговицы, сортеры, пирамиды (разные), вкладыши и др.

Коммуникативная деятельность

Серия предметных и сюжетных картинок для обучения детей умению составлять рассказ и пересказ;  

пособия для формирования словаря, развития звуковой культуры, грамматического строя, связной речи; картотека пальчиковых игр и дыхательных упражнений; картотека словесных игр.

Познавательно-исследовательская деятельность

Природный материал: ракушки, камушки, крупы и др.; бросовый материал (картонные коробки, бутылочки из-под йогурта, пробки, ватные диски и др.)

Восприятие художественной литературы и фольклора

Вариативные книжные выставки; книжный уголок для самостоятельного исследования.

Конструирование из различного материала

Конструкторы, строительные наборы разные по размеру, материалу , количеству деталей. Схемы выполнения работы по образцу или по собственному замыслу.

Изобразительная

деятельность

Восковые и акварельные мелки; фломастеры, цветные карандаши; акварельные краски и гуашь; раскраски; цветная и белая бумага, картон, наклейки, старые открытки, бросовые и природные материалы; шаблоны, трафареты.

Двигательная деятельность

Картотека подвижных и малоподвижных игр; картотека физкультминуток; обручи, мячи, кегли, корзина с пластиковыми шарами; набор «Мини баскетбол», мешочки с песком и др.

Вывод: во второй младшей группе «Капелька» создана развивающая предметно – пространственная среда обеспечивающая развитие и коррекцию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вывод: развивающая предметно – пространственная среда второй младшей  группы «Капелька» обеспечивает  возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта:ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Как известно, основной формойработы с дошкольникамии ведущим видом деятельностидля них является игра.Именно поэтому педагоги-практикииспытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающ...

Фото отчёт по предметно-развивающей среде во второй младшей группе

Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить иг...

Предметно-развивающая среда во второй младшей группе

Предметно-развивающая среда во второй младшей группе...

Проект "создание предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе ДОО"

данный проект  позволяет увидеть, что ППРС несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка. Она обеспечивает повышенную двигательную активность и растущую познавательную ...

Развивающая среда во второй младшей группе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность проекта:Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для младших групп, ...

Создание предметно-развивающей среды во второй младшей группе детского сада.

·       Разделы: Работа с дошкольникамиПравильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности...

Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки» в 2016-2017 учебном году. Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстроен на основе образовательной программы дошкольного образования «От Рождения

Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки»  в 2016-2017 учебном году.Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей  группе выстр...