Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
материал

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №77 «Рябинушка»

ДОКЛАД

на тему:

«Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Бакина Мария Сергеевна

апрель 2017г.

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.

Введение.

В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

Музыкально-игровая деятельность – один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства.  музыка и различные виды музыкальной деятельности формируют личность человека. Эмоционально воспринимаемая музыка имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.  Музыкальная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В играх ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Музыкальные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимостью найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок, не только познает окружающий мир, но и преображает его. Большое влияние игры оказывают и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Для того, чтобы развить заложенное в каждом ребенке творческое начало, необходимо наличие игр, направленных на развитие разных видов детского творчества: двигательного, ритмического, песенного, словесного, театрально-игрового, а также в играх на развитии фантазии.

   Во многих семьях игры не актуальны, их место заняли диски с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей, компьютерные игры. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, творят.

Прогрессивные тенденции современной детской психологии и педагогики, определяющие продуктивную деятельность как условие развития креативности личности, как движущую силу формирования психической готовности к школе выявляют значимость творчества в развитии школьников. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Проблемой детского творчества занимались и занимаются многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, З. Фрейд, В. Глоцер, Т. Г. Казакова, Л. С. Ходонович, Г. А. Никашина и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В. Глоцер, Б. Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности».

Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.

Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.

Отмечая важность развития музыкальных творческих способностей дошкольников, Л. С. Ходонович основное место отводит музыкальной игре.

Научно-практические исследования показывают, что музыка – благодатная почва для становления и активизации творческих способностей детей. Успешность их проявления зависит от:

-накопления впечатлений в результате восприятия музыкальных произведений, являющихся и образцом для творчества и его источником;

- накопления опыта исполнительства;

- уровня развития творческого воображения и умения им пользоваться.

Большие резервы в деле накопления музыкального опыта и развития творческого воображения и фантазии скрыты в музыкальной деятельности, а именно в музыкальной игре с ее радостной эмоциональностью, образностью, инициативностью и коллективностью действия. Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе музыкальной игры дошкольники вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют танцевальные движения, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт.

Поскольку музыкальная игра рассматривается во всем ее многообразии как средство активизации творческих способностей дошкольников, то их деятельность в процессе игры можно охарактеризовать как музыкально-игровую, содержанием которой являются:

- ценностное отношение детей к миру музыки (накопление опыта восприятия музыкальных произведений с целью осмысления их эмоционально-образного содержания);

- взаимодействие с миром музыки (нахождение способов передачи музыкально-игровых образов, составление танцевальных композиций, нахождение интонаций, вариантов инструментальных импровизаций);

- знания детей о мире музыки (самостоятельное применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком; умения преобразовывать способы решения задач, предлагать свой замысел и воплощать его в музыкально-художественной деятельности).

Актуальность поставленной проблемы обусловила выбор темы работы: «Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».

Объект: педагогическая деятельность, направленная на активизацию творческих способностей дошкольников.

Предмет исследования – средства развития и становления творческих способностей дошкольников.

Работая по данной теме, я поставила перед собой

 Цель: Активизировать творческие способности дошкольников посредством системы музыкальных игр в музыкально-игровой деятельности.

Задачи:

-систематизировать формы и методы своей работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством современных педагогических технологии;

-развивать у дошкольников умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, комбинировать и импровизировать.

- содействовать повышению педагогической культуры родителей воспитанников в музыкально-игровой деятельности.

Методы: теоретические - изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме; изучение и обобщение педагогического опыта по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения практические - наблюдения, беседы, индивидуальная работа, продуктивная деятельность.

В современной концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяется охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми.

Участие ребёнка в разных видах деятельности способствует психическому развитию дошкольника, становлению взаимоотношений с окружающим, что способствует началу общечеловеческого знания, а значит приобщение ребёнка к общепринятым нормам и правилам.

1. Анализ результатов педагогической деятельности.

1.1. Музыкальная деятельность как средство развития музыкальных способностей.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деятельности детей.

Также игра является средством усвоения, закрепления и углубления знаний дошкольников. В работах ученых неоднократно подчеркивалось ее развивающее значение на детей данного возраста.

Игры выполняют различные функции в жизни детей: воспитательную, образовательную, обучающую, развивающую, познавательную, коммуникативную, развлекательную, функцию отдыха, организаторскую, ценностно-ориентационную и др.

В игре ребенок закрепляет свой опыт познания окружающего мира и его преобразования, осуществляется всестороннее развитие ребенка.

Некоторые игры направлены на формирование умений и навыков какой-либо деятельности, другие - определенных качеств личности (коммуникативных умений, выдержки, воли, самостоятельности, активности, развитие способностей (общих и специальных).

В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность носит специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей эмоционального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей.

Музыкальная деятельность дошкольников существенно отличается от музыкальной деятельности взрослых, можно отметить, что она носит несколько условный характер: дети импровизируют музыкальные попевки, занимаются музыкальным творчеством, сочинением музыки. Однако это еще нельзя назвать творчеством в полном смысле этого слова, так как продукт творчества предполагает абсолютную новизну, которой нет в детских импровизациях. То же можно сказать и о детском музыкальном исполнительстве. В дошкольном возрасте присутствует и пение и игра на детских музыкальных инструментах, однако если сравнивать с профессиональным исполнительством, то детское является, лишь его элементами.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми тех способов деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Музыкальные способности так же создаются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности являются слушание-восприятие, пение – исполнительство и детское музыкальное творчество.

Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Другим видом музыкальной деятельности является пение - исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

1.2 Особенности музыкальных игр

Игра всегда была и остается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Использование игр для развития и обучения дошкольников во всех образовательных областях - это неотъемлемая и основная часть образовательного процесса. Широкое использование разнообразных игр в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» позволяет сделать обучение пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах более интересным, доступным и увлекательным для малышей. Музыкальные игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным.

Существует множество музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и музыка подаёт детям сигнал о том, что пора «бежать в укрытие». Таким образом, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки, и если у них есть стимул выиграть, тогда музыкальные игры им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.

Музыкальные игры помогают детям знакомиться с творческими возможностями мира, развивают у них чувство ритма, координацию слуха и голоса, музыкальную память, при помощи музыкальной игры дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи: ритм, тембр, динамику, темп, лад, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий и обучающий характер и ориентированы на:

- овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями;

- развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Музыкальный руководитель ориентирует ребенка на вовлечение его в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности.

Музыкальные игры способствуют решению важнейших задач педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность. В ходе музыкальных игр ребенок развивает музыкальные способности, приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, приобретает способность эстетического мировосприятия. В данном контексте музыкальную игру можно определить, как духовно - практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребенка в познании. Любая музыкальная игра имеет свой побудительный мотив, игровой замысел, игровой материал, правила. Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений – подготовить тело ребенка к воспроизведению действия, разогреть мышцы – сгибатели и мышцы – разгибатели, участвующие в возникновении движения. Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и четкому выполнению игровых правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Танцевальная и музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников"

данный проект помогает развить творческие способности детей через эффективное использование системы форм, методов и приемов хореографического обучения...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

Анализ деятельности стажировочной площадки «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».

Анализ деятельности стажировочной площадки «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» на базе ДОУ....