Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.
учебно-методический материал ( группа) на тему
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития
творческих способностей дошкольников.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.
Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».
Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психоэмоционального состояния, нужно использовать разные техники нетрадиционного рисования.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».
Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель – Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
- познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;
- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;
- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;
- формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.
Гипотеза – творческие способности и гармонизация психоэмоционального состояния детей будут эффективны при условии систематического использования нетрадиционных техник рисования.
Методы исследования
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- анкетирование и беседа с родителями.
При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;
- создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом) ;
- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;
- на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.
Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпритации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.
Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшаются при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.
Практическая значимость Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Ожидаемый результат:
- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
Длительность работы над опытом 3 года, осуществляется в четыре этапа.
План реализации образовательного проекта
Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки
I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный) :
Подготовительные мероприятия 1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-6 лет.
4. Разработка перспективного плана работы.
5. Проведение диагностики творческих способностей детей
6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Литература:
1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
2. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : 1967г.
4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.
7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это? ”.
8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это? ”.
10. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
11. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» М., 2007
12. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
13. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
14. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.
15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
16. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
17. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
18. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Боброва Галина Витальевна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №108 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития
творческих способностей дошкольников.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.
Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».
Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психоэмоционального состояния, нужно использовать разные техники нетрадиционного рисования.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».
Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель – Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
- познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;
- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;
- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;
- формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.
Гипотеза – творческие способности и гармонизация психоэмоционального состояния детей будут эффективны при условии систематического использования нетрадиционных техник рисования.
Методы исследования
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- анкетирование и беседа с родителями.
При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;
- создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом) ;
- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;
- на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.
Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпритации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.
Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшаются при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.
Практическая значимость Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Ожидаемый результат:
- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
Длительность работы над опытом 3 года, осуществляется в четыре этапа.
План реализации образовательного проекта
Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки
I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный) :
Подготовительные мероприятия 1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-6 лет.
4. Разработка перспективного плана работы.
5. Проведение диагностики творческих способностей детей
6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Литература:
1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
2. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : 1967г.
4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.
7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это? ”.
8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это? ”.
10. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
11. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» М., 2007
12. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
13. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
14. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.
15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
16. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
17. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
18. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-446869-1399891402.jpg)
«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».
«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-638958-1648425136.jpg)
"Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников"
Статья о изобразительной деятельности старших дошкольников как средства развития у них творческих способностей. Предназначена для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-735528-1452671043.jpg)
Методический семинар на тему: «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у дошкольников с ОВЗ»
В настоящее время общество нуждается в инициативных людях, способных творчески подходить к решению проблем, оригинально мыслить. Поэтому перед системой образования стоит важная задача развития...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/11/picture-424981-1397238267.jpg)
«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»
Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/27/picture-1131166-1553715646.jpg)
статья: "творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников"
творческий проект...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/15/picture-1149347-1600162468.jpg)
Проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно пр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-625165-1584555061.jpg)
Проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников
Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проек...