паспорт группы
методическая разработка (старшая группа)

Документ где показана структура написания паспорта. 

Группа - центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ. Центром всей методической работы группы является предметно –пространственная и развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Группа - это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома. Условиями полноценности функционирования группы является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование и пособия, а также игрового материала для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_gruppy.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борис_Глебская средняя образовательная школа

дошкольные группы

Паспорт старшей группы

«Солнышко»

                                                 1.Пояснительная записка

Группа - центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ. Центром всей методической работы группы является предметно –пространственная и развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Группа - это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома. Условиями полноценности функционирования группы является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование и пособия, а также игрового материала для детей. Группу возглавляют два воспитателя, назначенные заведующим ДОУ.

Задачи группы:

Заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал воспитанника.

1.Его задачей является оказание своевременной квалифицированной конкретной консультативно - методической помощи педагогам и родителям по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации детей.

2.Побуждать педагогов к совершенствованию профессионального мастерства, квалификации и общего образовательного уровня

3. Создание условий для творческой работы детей, совершенствования их знаний, умений, навыков.

Профилактическая работа предусматривает:

1. Обучение и развитие детей и их родителей.

2. Обобщение и распространение передового педагогического опыта в ДОУ.

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности группы и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

5. Своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально – волевой сферы ребенка.

6. Формирование у детей, родителей или лиц их заменяющих, навыков и умений согласно программы, используя разные формы работы: лекции, беседы, тренинги, игры, праздники, досуги и т.д.

7. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение компетентности родителей.

 

            НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

Паспорта группы «Солнышко», отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов

явились :

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;

 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП- образовательным программам дошкольного образования»;

 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Устав  МБОУ Борис-Глебской СОШ дошкольные группы (утвержден)

     «От рождения до школы»: Инновационная программа дошкольного образования общеобразовательная программа/Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, Э.М.Дорофеева и др., 2019  

С детьми работают:

Жизнякова Светлана Сергеевна-воспитатель первой квалификационной категории

Голева Галина Алексеевна-музыкальный руководитель

Рязанова Елена Владимировна-младший воспитатель

  1. Принципы построения ППРС
  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии:

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.

Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребенок – «снизу», т.е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребенком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.

В то же время задушевное общение ребенка и взросло, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза» здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить ее в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребенка.

Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длинной». Причем, это зависит еще и от разных причин.

В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

  • Принцип активности:

Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Пример:

- На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.

- Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

- Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

В качестве звукового дизайна желательны, например. Записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т.д., всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.

  • Принцип стабильности динамичности развивающей среды:

В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность ее изменения. В интерьере должны выделяться определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т.п.

  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования:

Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, перегородок.

  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого:

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т.д.).

  • Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды:

Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т.д. Тогда дети смогут осваивать начало специфики жанров.

Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

  • Принцип открытости – закрытости:

Может быть представлен в нескольких аспектах:

- это открытость природе. Создание комнат природы из зеленых зон в группах;

- это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера;

- с одной стороны открытость системы дает возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Все это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней;

- это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждения пользуются родители;

- это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребенку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.

  • Принцип учета половых и возрастных различий детей:

Построение среды с учетом половых различий предполагает представление возможностей. Как мальчикам, так и девочкам проявлять свою склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны для них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т.п.). Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.

Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учетом возрастных особенностей.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

4. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.);
  • трансформируемой (изменение ПРС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
  • полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д.);
  • вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
  • доступной;
  • безопасной.
  • предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию потенциала пространства Организации;
  • предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей;
  • предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов деятельности:

1 – рабочая

2 – активная

3 – спокойная

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно-развивающих «средств»: для речевого, математического, эстетического; физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

5. Информационная справка о помещении

  Групповая комната:

5 столов

20 стульчиков для детей

1 шкаф для посуды

Стол раздаточный

Стол для питьевого режима

2 шкафа для игрушек и дидактических игр

2 ковра

1 набор мягкой мебели

1 магнитная доска

Спальная комната:

Имеется на каждого ребенка кроватки - 20 шт., (с индивидуальным комплектом спального белья, матрасом и подушкой)

Детские стульчики-20шт

Рабочий стол для педагога-1шт

Стул-1

Умывальная-туалетная комната:

3 раковины для детского применения и одна для взрослого

1ногомойка

2 унитаза

4 флакона для жидкого мыла

Шкафчики ячейки для детских полотенец-20 шт

1 закрытый шкаф

1 мусорное ведро с крышкой

Приемная:

20 шкафчиков под верхнюю одежду

2 +скамейки,1 лавочка

1 письменный стол воспитателя

1 балкон

   

6.Информационная справка о группе

Оборудование группы

Мебель

Имеется в наличии

Необходимо

приобрести

  Наименование

Стол для приема пищи

5

стулья

20

Шкаф детский-домик

1

Детская кушетка

1

Детский диван

1

Детский шкаф для парикмахерской

1

Детский кухонный гарнитур

1

Детская шкаф больница

1

Магнитная доска

1

Кроватки детские

2

Шкаф нод

1

Книжный шкаф

1

Стол для рисования

2

Игровой модуль «дорога»

Строительный материал

Шкаф для дидактических игр

Образовательная область

Программы, технологии, методические пособия

Физическое развитие

«От Рождения до школы». Инновационная  программадошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеева Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез 19

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий – М.: Мозаика – Синтез, 2018

Социально-коммуникативное развитие

«От Рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеево. - М.: Мозаика-Синтез 2019

Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Безопасность. - Издательство: Детство –Пресс, 2009.

Правила безопасного поведения дошкольников. Автор составитель О.В.Черемашенцева. Издательство-учитель-2010-год.»

Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева Издательство: Детство –Пресс, 2009.

Познавательное развитие

«От Рождения до школы».Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез 2016.

Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Е.В.Колесникова «Математика для детей 5-6 лет». Сфера 2015г.

Речевое

развитие

«От Рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М Мозаика-Синтез 2016.

В.В.Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Художественно-эстетическое развитие

«От Рождения до школы» Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез 2016.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт группы "Радуга" первая младшая группа.

Паспорт группы "Радуга" первая младшая группа....

Паспорт группы (средняя разновозрастная группа)

В паспорте группы представлены: предметно-методическое обеспечение группы,представление развивающих зон....

Паспорт группы "Матрешки" младшая группа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКАДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №57ПАСПОРТ группы «МАТРЕШКИ» Младшая группа ...

Паспорт группы "Ромашки" младшая группа раннего возраста

Пояснительная записка.Паспорт разработан в соответствии с Федеральными документами:Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.СанПин от 30.07.2013г. Санита...

Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт.

Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт с пометками о заполнение. Забирайте себе и пользуйтесь с удовольствием!!!...

Паспорт группы "Непоседы" (старшая разновозрастная группа)

В помощь работе воспитателя детского сада...