Использование ИКТ при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_yakovleva.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Использование ИКТ при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе»
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
В своей работе я использую новое информационно-техническое средство – интерактивную доску. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Интерактивная доска приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Поэтому очевидно, что актуальность данной темы несомненна.
Цель: Повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования интерактивного оборудования.
Задачи:
1) Создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей.
2) Выявление условий для всестороннего развития детей: умственного, творческого, развитию исследовательских способностей детей, навыка совместной работы.
3) Развитие мыслительных навыков воспитанников с помощью использования интерактивной доски на занятиях.
4) Повышение планки подготовки детей к школе и устранение «цифрового неравенства».
Использование информационных технологий в воспитании и обучении дошкольников является мощным средством стимуляции познавательного интереса, творческой активности, интеллектуального развития детей. Однако внедрение в целостный воспитательно-образовательный процесс современных компьютерных программ, будет способствовать более эффективному развитию ребенка только при соблюдении следующих условий:
1. Обеспечение баланса между организованными и свободно выбираемыми детьми видами деятельности;
2. Обеспечение баланса между социализацией и индивидуализацией образования;
3. Обеспечение охранительного режима здоровья ребенка при любом взаимодействии с интерактивной техникой;
4. Использование программного сопровождения, отвечающего требованиям безопасности, эмоциональной привлекательности для ребенка и развивающей направленности, адекватного психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
5. Так как взаимодействие «ребенок-интерактивная доска» не имеет особого развивающего смысла без промежуточного звена «педагог», то последний должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику.
К набору существенных преимуществ использования интерактивной доски в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Обучение с применением интерактивной доски способствует формированию у детей рефлексии.
Применение интерактивной доски в образовательных учреждениях позволяет: предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре; ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста; привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности; развивать у дошкольников исследовательское поведение; расширять творческие возможности самого педагога.
Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.
Можно выделить следующие игры используемые на интерактивной доске:
Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Задачи, решаемые при работе с интерактивной доской:
- развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;
- формирование готовности ребенка к школьному обучению;
- знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
- овладение навыками работы с интерактивной доской;
- формирование основ здорового образа жизни;
- пробуждение гуманных чувств и заботливого отношения к миру.
С помощью компьютера я имею возможность увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала: иллюстрации, презентации, с помощью компьютерных игр, закрепить знания детей.
Я считаю, что информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного и образовательного процессов.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- тренируется внимание и память;
- активно пополняется словарный запас;
- учатся планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления;
- развивается способность к прогнозированию результата действий.
В своей работе я использую:
- проведение интегрированных занятий, виртуальных путешествий;
- демонстрация развивающих мультфильмов;
- проведение дидактических игр.
Я, используя ИКТ в своей практике, стараюсь творчески подходить к обучению детей дошкольного возраста. И во время занятий стараюсь детей направлять к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей, переключаю внимание с поведения ребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи, на результаты, полученные в ходе игры.
Дидактическая игра: «Найди слова с заданным звуком»
Задача: упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, освоение способа интонационного выделения заданного звука в слове.
Дидактическая игра: «Твёрдый – мягкий»
задача: развивать умение дифференцировать согласные звуки на твёрдые и мягкие, закреплять навыки интонационного выделения звука в слове.
Дидактическая игра «Измерь слово»
Задача: развивать у детей понятие «слог»; упражнять в делении слов на слоги, определении количества слогов в слове.
Дидактическая игра: «Определи место звука»
https://learningapps.org/display?v=p0c43tfwa01
«Гусеница»
Дидактическая задача: упражнять в определении первого и последнего звука в слове, закреплять навыки интонационного выделения звука в слове.
Работа с интерактивной доской позволила мне по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаю, что использование информационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводят к целому ряду положительных следствий:
• обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности во время организованной образовательной деятельности;
• повышается производительность труда педагога и детей на занятии.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
- использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды;
- использование информационно - коммуникационных технологии являются новой формой подачи информации и обеспечивают образовательный процесс наглядностью и доступностью, оказывая тем самым комплексное воздействие на воспитанников, повышают мотивацию к изучению нового материала.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании Аналитический обзор Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. ЮНЕСКО, 2011г.
2. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / О. Б. Зайцева. - Брянск, 2002
3. Зеленская В. А. Компьютер для дошкольников. //Управление ДОУ. - 2008.- №6.- с. 74.
4. Информационное письмо Минобразования Российской Федерации от 25 мая 2001 года «Об информатизации дошкольного образования России».
5. Иванова И. И. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в учебном процессе / И. И. Иванова ; [под ред. Ганичевой Е. М. ] ; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2012
6. Макарова Е. А. ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников. // Управление ДОУ. - 2008.- №6.- с. 79 .
7. Никитина С. В., Петрова Н. Г., Свирская Л. В. Оценка результативности и
качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка-Пресс, 2008
8. Тимофеева Н. В. Технологии и принципы обучения в ДОУ //Занятие в детском саду - Волгоград: Учитель, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское просвещение как условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Актуальность исследования.Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребе...
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...
Опыт использования интерактивной доски (MIMIO) в аспекте подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, э...
Консультация: «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Формы осуществления преемственности в работе ДОУ и начальной школы...
Специфика использования физических упражнений для физической подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
подготовка детей к школе...
Программа формирования социальной и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: "В школу с улыбкой!"
Поступление ребенка в школу — один из наиболее важных и трудных этапов в жизни детей. Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие – это процесс...
Использование межполушарных досок при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
НаучНаучные исследования в области нейропсихологии показали, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие лев...