«Художественное слово в период адаптации для детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Петрова Оксана Юрьевна

 

 

Детский сад — новый период в жизни ребёнка. Для него это, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.Главным расслабляющим средством для ребёнка является игра. Её основная задача — налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Художественное слово в период адаптации  детей младшего дошкольного возраста»

Детский сад — новый период в жизни ребёнка. Для него это, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Задачами работы с детьми в период адаптации являются:

  • создание для ребёнка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
  • понимание внутреннего мира ребёнка и принятие его таким, какой он есть;
  • предоставление ребёнку большей свободы и самостоятельности.

Главным расслабляющим средством для ребёнка является игра. Её основная задача в этот период — налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

  • позволять маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;
  • помогает не испытывать разочарование от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
  • помогает познать окружающий мир, развивать самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  • развивать искусство общения;
  • помогать управлять своими чувствами;
  • даёт возможность пережить массу эмоций.

Расскажи стихи руками.

В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками», великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем.

Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает ещё раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель раз читает стихотворение и показывает его вмести с детьми.

Зайка-зайка,

(дети прыгают, поджав руки)

Маленький зайка,

(садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола)

Длинные ушки,

(дети приставляют ладошки к голове)

Быстрые ножки,

(побежали)

Зайка-зайка,

Маленький зайка,

(движения повторяются)

Деток боишься,

Зайка-трусишка.

(дети обхватывают себя руками)

Процесс формирования культурно-гигиенических навыков требует от воспитателя применения самых разнообразных воспитательных приёмов: показа способов действия, объяснений правил и гигиенических норм, напоминаний, оказание помощи ребёнку, использования положительного образца поведения взрослого и сверстников, организация многократных упражнений в ходе бытовых процессов и через игровые ситуации, использование игровых приёмов, применение художественного слова и малых фольклорных форм и т. д.

Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают её незаменимым средством воспитания:

  • она близка и понятно жизненному опыту маленького ребёнка,
  • соответствует детскому мышлению, т.к. в детском произведении всегда воссоздаётся конкретная образная  ситуация, соответствующая конкретно-образному и наглядно-действенному мышлению ребёнка,
  • художественное слово вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик. Ребёнок переживает героев, оценивает их поступки и действия. Опыт литературных героев начинает влиять на собственные действия и поступки малыша,
  • «музыка» ритм художественного произведения создаёт у ребёнка положительное эмоциональное отношение к режимным процессам, вызывает  интерес к ним.

Использование потешек, пестушек, колыбельных, коротких авторских стихотворений при организации гигиенических и бытовых процедур и моментов помогает взрослому, через ласковое обращение, которые в них содержатся, установить с малышом тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения. Ребёнок чувствует, что его любят, хотят порадовать, развеселить. Малышу, при положительном эмоциональном настрое, становится легче и приятнее выполнять требования взрослых — умыться, одеться, съесть кашу, убрать игрушки на место.

Кормление

  • За обедом, за обедом

          Не болтаем мы с соседом.

          Забываем обо всём

          И жуём, жуём, жуём.

  • За столом шесть ребят

          Посмотрите, как едят.

          Молча, не роняя крошки,

          В руке правой держат ложки.

  • Есть должны мы аккуратно -

          Это каждому понятно!

  • Ротик людям нужен,

          Чтобы есть обед и ужин -

           Кашку, суп, бананы, груши...

          Ротик нужен, чтобы кушать.

  • Вот и завтракать пора,

          Завтрак — это не игра.

          Надо ровненько сидеть

          И в тарелочку глядеть.

          Не вертеться за столом,

          Кушать кашу с молочком.

          Каша с молочком вкусна

          И полезна всем она!

Умывание

  • Зайка серый умывается,

          Видно в гости собирается.

          Вымыл носик, вымыл хвостик,

          Вымыл ухо, вытер сухо.

  • Руки надо чисто мыть,

          Рукава нельзя мочить.

  • Водичка, водичка,

          Умой моё личико,

          Чтобы глазоньки блестели,

          Чтобы щёчки покраснели,

          Чтоб смеялся роток,

          Чтоб кусался зубок.

  • Чтоб всегда здоровым быть,

          Чистым и красивым,

          Нужно часто руки мыть

          И, конечно, с мылом!

          Чтобы мыло мылилось,

          Пенилось, пузырилось,

          Мы водой намочим ручки

          И намылим их получше!

Одевание — раздевание

  • Башмаки надеть — не шутка,

          Всё ж обулся сам Мишутка.

          Что случилось с башмаками?

          Смотрят в стороны носки -

          Будто в ссоре башмаки.

  • Вот они сапожки,

          Этот с правой ножки,

         Этот с левой ножки.

         Если дождичек пойдёт,

         Наденем калошки.

  • В рукавичках маленьких

          Спрятались ладошки.

          Помоги на ножки мне надеть сапожки.

  • Карапуз надел штанишки,

          Кофту, сапоги, пальтишко,

          Шапку, шарфик завязал.

         «Я гулять пойду» - сказал.

  • Все оделись аккуратно,

          И смотреть на вас приятно.

  • В раздевалку ты входи,

          На других ты не гляди.

          Сам работай, сам старайся,

          На прогулку собирайся.

Подъём

  • Дили-дили-дили-дон!

         Начинается подъём.

         Все ребятки встают,

         Одеваться идут.

  • Вот пробило три часа,

          Просыпаться нам пора:

          Постель убрать, умыться

          И скорей за стол садиться.

Уборка

  • Кубик на кубик положу,

          Аккуратно всё сложу,

          Пусть кубики поспят,

          Отдохнут от ребят.

  • День с игрушками играли,

          Час игрушки убирали -

          Не валяйтесь тут и там,

         Отправляйтесь по местам.

  • Мы игрушки не бросаем,

          Всё на место убираем.

          До чего же малыши

          В нашей группе хороши!

  • Игрушки не люди, но всё понимают

          И очень не любят, когда их ломают.

          Пусть игрушки дружат с нами,

          Обижать мы их не станем,

          Поиграем и потом...

          Всё на место уберём.

Занятие

  • И в работе, и в науке

          Голова нужна и руки.

         Чтоб рукам трудиться дружно,

         Головой работать нужно.

  • Мнём, мнём и поём, пластилин волшебный

          Превратись пластилин в необыкновенный.

          Мягкий-мягкий пластилин, и податливый,

          Превратим тебя сейчас мы в …

Подготовила: Петрова О.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации у детей младшего дошкольного возраста

Раскрываются проблемы адаптации и пути их решения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ....

«Сказкатерапия как средство адаптации у детей младшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию.  Тема: «Сказкатерапия как средство адаптации у детей младшего дошкольного возраста»...

Конспект ООД по художественному творчеству (аппликация, нетрадиционная форма) для детей младшего дошкольного возраста «Шубка для куклы Маши»

Программное содержание: закреплять обобщенное понятие «одежда», учить дифференцировать одежду по сезонам, отгадывать загадки;  активизировать словарь детей по теме; развивать умение разверну...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой "Паровозик из Ромашково" для детей младшего дошкольного возраста

ФГОС ДО требует новых подходов  в процессе обучения детей и игра, как нельзя лучше, отвечает этим требованиям в полной мере. Вашему вниманию предлагается технологическая карта по ознакомлению мла...

Прогулки в зимний период времени (для детей младшего дошкольного возраста)

Зима прекрасное время года! Столько необычного, сказочного, красочного приносит она нам. В зимний период следует продолжать проводить наблюдения за изменениями в жизни природы. Конечно лучше всего это...

Рекомендации для родителей «Как можно сделать период самоизоляции для детей младшего дошкольного возраста интересным, а для родителей без проблемным»

В связи с угрозой  распространения инфекции коронавируса в России, по всей стране президентом  объявлен режим самоизоляции. Это комплекс ограничительных и режимных противоэпидемических мероп...

«Художественное слово, используемое в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Художественное слово, используемое в работе с детьми младшего дошкольного возраста...