занятие по экспериментированию "Волшебный песок"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
- Ребята, хочу пригласить вас в лабораторию, будем делать с вами опыты и эксперименты. А с чем мы будем экспериментировать я сейчас скажу, а вы отгадайте.
Из камней он появился, зёрнами на свет родился. Желтый, красный, белый и немного серый. Я люблю из него лепить, ножками ходить. Он речной и морской.
- Как вы думаете, что это? Правильно, песок. Мы будем разговаривать о песке. Я предлагаю ознакомиться, откуда появился песок. Песок – это природный материал. Образуется песок при разрушении горных пород. Обратите внимание на экран и посмотрите картинки.
- А сейчас я приглашаю вас в песочную лабораторию, чтобы провести опыты с песком и закрепить знания о его свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_volshebnyy_pesok.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной деятельности
форма проведения: исследовательская лаборатория
Тема: «Волшебный песок»
для детей подготовительной группы (6-7 лет)
Технологии : здоровьесберегающие технологии; игровые технологии,
технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии.
Авторская разработка воспитателя:
Михайловой Веры Николаевны
Высшая квалификационная категория
2020 г.
Цель: Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.
0Задачи:
- Расширять представлениям детей об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания о песке и добавить новые, посредством выполнения экспериментальной деятельности.
- Способствовать развитию мыслительной и коммуникативной деятельности. Развитие речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук.
- Расширять и активизировать словарный запас детей
- Продолжать знакомить детей со свойствами песка.
- Познакомить детей с новыми приемами работы с песком.
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
- Развивать умение работать в малых группах.
- Развивать умение сравнивать предметы, находить сходства и различие, учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Приобщать детей к изобразительной деятельности при использовании нетрадиционной техники изобразительного искусства (пескография)
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению в мире природы.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности
Предварительная работа:
- Создание развивающей среды, пополнение мини лаборатории соответствующим оборудованием для проведения опытов.
- Изготовление карточек-схем
- Беседы: «Где можно найти песок?», « Пустыня, какая она».
- Наблюдение и игры с песком на прогулке, в группе «Рассели животных по домам», «Найди фигуру», «Вершки и корешки». Пополнение картотек.
- Проведены опыты и эксперименты: «Чьи следы», «Куда исчезла вода», «Из чего состоит песок».
- Словарная работа : стекловары, дюны, пескография.
- Чтение произведений Н.А Рыжова «Не просто сказки», О.В.Давыдова «Неизведанное»
- Консультация для родителей « Песок поможет вашему ребёнку развить фантазию»
- Рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр.
Материал и оборудование:
- Проектор, ноутбук
- Тарелочки с сухим и сырым песком;
- Стаканчики; подносы
- Бутылочка с водой;
- Весы;
- Воронка;
- Ложка, трубочка, палочка, салфетка;
- Лупа, формочка
- Трафареты и предметные картинки;
- Модели-карточки,
- Цветной мел, клей-карандаш, цветной песок;
- Фартуки, медали для награждения.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель:
- Ребята, хочу пригласить вас в лабораторию, будем делать с вами опыты и эксперименты. А с чем мы будем экспериментировать я сейчас скажу, а вы отгадайте.
Из камней он появился, зёрнами на свет родился. Желтый, красный, белый и немного серый. Я люблю из него лепить, ножками ходить. Он речной и морской.
- Как вы думаете, что это? Правильно, песок. Мы будем разговаривать о песке. Я предлагаю ознакомиться, откуда появился песок. Песок – это природный материал. Образуется песок при разрушении горных пород. Обратите внимание на экран и посмотрите картинки.
- А сейчас я приглашаю вас в песочную лабораторию, чтобы провести опыты с песком и закрепить знания о его свойствах. (дети надевают фартуки)
Ребята, вы настоящие ученые и должны знать правила поведения безопасности при экспериментировании. (дети говорят правила поведения)
- каждый работает на своем месте;
- не толкаться и не мешать друг другу;
- класть всё на место;
- делать всё аккуратно;
- не дотрагиваться руками до глаз, лица и рта;
- не брать песок в рот;
- если грязные руки, пользоваться салфеткой.
Воспитатель:
- А самое главное правило- ничего не трогать руками, пока я вам не скажу.
- Ребята, посмотрите на свои столы, перед вами настоящее лабораторное оборудование. Что вы видите на столе? ( ответы детей)
- Все это пригодится нам в работе для проведения опытов. А теперь начнём наше экспериментирование.
- Приложите ладонь к песку в цветной тарелочке. Что вы ощущаете? Какой это песок?
- Приложите ладонь к песку в белой тарелочке. Какой это песок?
(дети рассказывают о своих ощущениях : это сухой и влажный песок)
- Посмотрите, у меня на досках карточки, на которых изображены солнышко и капельки. Карточка – солнышко, мы будем говорить о сухом песке. Карточка с изображением капелек, мы будем говорить о влажном песке.( (воспитатель прикрепляет карточки, обозначающие свойства сухого и влажного песка на два стенда по очереди.)
- Ребята, продолжим наши открытия.
- Возьмите лупу, посмотрите на сухой и сырой песок. Из чего состоит песок? Какого цвета?
Ответы детей (из камушков, сухой песок – светлый, а влажный – темный.
- У меня в руках две кляксы. Мы будем сухой песок обозначать желтой кляксой, а влажный - тёмной.
- Возьмите стаканчик и воронку, ложечкой положите в воронку сухой песок. Что произойдёт?
Ответы детей ( сухой песок сыпется ,он сыпучий)
- Возьмите другой стаканчик, ложечку и положите в воронку влажный песок. Что произойдёт? ( дети делают эксперимент самостоятельно по схеме о свойствах песка)
Ответы детей (влажный песок не сыпется)
- Какие вы молодцы, вы ещё одно свойства песка узнали. Сухой песок- сыпучий, влажный– не сыпучий. ( воспитатель прикрепляет карточки данного свойства песка)
- Ребята как вы думаете , имеет ли сухой и влажный песок форму? Правильно давайте это определим с помощью фигур. ( ребята берут с тарелочки фигурку и определяют свойства песка)
Ответы детей (сухой песок не имеет форму, а влажный имеет форму)
- Правильно, сухой песок не имеет форму, а влажный песок может принимать ту форму, которую мы ему придадим. Давайте из влажного песка слепим куличики.
- Продолжаем наши эксперименты. Положите воронку в стаканчик с сухим (сырым) песком, налейте из бутылочки воды в стакан, ложечкой размешайте. О каком свойстве песка можно сказать?
Дети- сухой и влажный песок в воде не растворяются
- Правильно, ребята ( воспитатель прикрепляет карточки данного свойства песка).
- А сейчас возьмите трубочку и подуйте на песок. Какие выводы можно сделать?
Дети – сухой песок разлетается, он лёгкий, а влажный не разлетается, он тяжёлый, склеен водой.
-Чтобы точно узнать, что сухой песок легче, а влажный тяжелее нам помогут весы. Насыпьте на одну чашу весов сухой песок, а на другую влажный. Молодцы, вы узнали ещё одно свойство песка.
- Предлагаю вам, ребята, понюхать песок, и определить, имеет ли он запах.
Ответы детей ( сухой песок не имеет запаха, а влажный – имеет запах).
Физминутка
Раз,два, три , четыре
Из песка дворец слепили
Окна двери открывали
И руками помахали
Петя замок строит ловко
Маша торт печет ведёрком
Здесь у моря на часок
Всех детей собрал песок.
- А сейчас, ребята, давайте все вместе сделаем общий вывод о сухом и о влажном песке. Расскажем об их свойствах. И чтобы не запутаться, мы будем опираться на карточки ( два человека у доски рассказывают по карточкам о свойствах песка, остальные ребята дополняют)
-Вот сколько открытий мы с вами сегодня сделали о песке. Мы с вами как настоящие ученые предполагали и доказывали.
-Но это ещё не все свойства песка. Я хочу познакомить вас с ещё одним свойством, о котором вы раньше даже и не слышали. Вы знали, что песок можно окрашивать в разные цвета, и создавать потом и цветного песка картины?
Ответы детей.
А хотели бы научиться?
Ответы детей.
Для этого нам понадобятся простые мелки и песок. Вот и всё. Чтобы окрасить песок при помощи мелка, необходимо его потереть на мелкой тёрке. Если вы захотите изготовить цветной песок дома, обязательно обратитесь за помощью к взрослому, потому что тёрка – это острый предмет и обращаться с ней надо аккуратно.
-У вас в баночках уже есть натёртый цветной песок. Попробуйте добавить его в сухой песок и перемешать палочкой. Поменял ли цвет песок?
Ответы детей.
- На столе перед вами находится трафарет. Нужно положить его на картон, промазать клеем и засыпать тонким слоем цветного песка при помощи ложки. Эту работу выполняют мальчики. Девочкам предлагаю взять листок с контуром и цветной картинкой. Нужно промазать весь контур картинки клеем, затем засыпать его тонким слоем песка. При помощи салфетки немного прижать песок, чтобы он приклеился. Всем ясно задание? Можете приступать. А кому будет нужна моя помощь, просто поднимите руку, и я к вам подойду.
( дети выполняют работы с трафаретами и предметными картинками).
- Молодцы ребята! Какие красивые работы у вас получились. А теперь давайте их поставим на выставку и покажем родителям.
- Ребята, мы сегодня в песочной лаборатории узнали очень много интересного о песке, вы не только узнали о свойствах песка, откуда появился песок , но сумели выполнить своими руками прекрасные работы, используя цветной песок. Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным? Вы отлично потрудились. И за это я хочу наградить вас медалями юных учёных. Наша работа в лаборатории заканчивается, всем учёным говорю спасибо, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятиепо математике в подготовительной группе
Занятие по математике.Тема:« В гости к Дюймовочке».Программное содержание:Закрепить знания детей о геометрических фигурах (название, особенности, сходство и отличия) , знание цветов; умение поль...
Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»
Познакомить со способом изготовления и внедрить использование кинетического песка в свою практику....
Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.
Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...
Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....
Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"
Мастер-класс для педагогов и родителей...
Игровое занятие на прогулке в средней группе "Лежал песок, скучал песок"
Конспект игрового занятия на прогулке в средней группе "Лежал песок, скучал песок"...