рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
-МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ДЕТСКИЙ САД № 25 «СНЕГУРОЧКА»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
протокол педагогического совета приказом заведующего
От «____» _____________20 г. МКДОУ д/с№25
«_______________»
От «_____» ____________20____г.№_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя– логопеда
в группах комбинированной направленности для детей с ТНР
Сроки реализации: 2020 -2021 учебный год
Учитель-логопед: Кошке Юлия Александровна
Новосибирск 2020
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1 | Пояснительная записка | стр.3 |
1.2 | Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы | стр.4 |
1.3 | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования (в виде целевых ориентиров) | стр.8 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2.1 | Система коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с ТНР | стр.10 |
2.2 | Модель образовательного процесса | стр.11 |
2.3 | Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей | стр.13 |
2.4 | Формы работы в рамках коррекционно-развивающего направления со специалистами | стр.28 |
2.5 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | стр.29 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) коррекционно-развивающей работы в комбинированных группах для детей с ТНР является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.
Программа предназначена для детей 5-6 лет с ОНР II – III уровня, обусловленное дизартрией, посещающих старшую группу, комбинированной направленности и детей 6-7лет с ОНР II – III уровня, обусловленное дизартрией и детей с ФФНР, посещающих подготовительную к школе группу, комбинированной направленности.
Данная программа составлена в соответствии с Методическим письмом Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»; Федеральным закоом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ( Миноборонауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ( Миноборонауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Программа разработана на основе:
Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Адаптированная основная образовательная программа МКДОУ д/с № 25 «Снегурочка».
Программа разработана на период 2020 -2021 учебный год.
1.2 Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
МКДОУ д/с № 25 «Снегурочка» функционирует 8 групп: из них 4 комбинированных группы для детей с ТНР . Принято считать, что к группе детей с тяжёлыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи (первого уровня, второго уровня и третьего уровня речевого развития) различного генеза (по клинико-педагогической классификации). (Постановление Росстата от 03.05.2005 № 26 «Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 85-К «Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения».
Характеристика детей с ТНР
Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьировать от полного отсутствия речи до развёрнутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).
В настоящее время выделяют три уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При втором уровне речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и 9 основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.
Эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.
1.3 Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками коррекционно-развивающей программы дошкольного образования (в виде целевых ориентиров).
Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы, они даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Система коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с ОНР
Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май.
Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.
В конце сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого- медико-педагогическом совещании при заведующем ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы.
С третьей недели начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных логопедических группах в соответствии с утвержденным планом работы.
Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей и составление плана работы на следующий период проходит в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.
Заведующий ДОУ утверждает план работы логопедической группы в начале каждого периода работы. Медико-психолого-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника.
В старшей группе логопедом проводится фронтальная работа во вторник и четверг, в подготовительной группе во вторник и пятницу. На работу в старшей группе отводится не более 25 минут, в подготовительной группе не более 30 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми. Вечерние приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.
В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в логопедических группах устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы. В связи с тем, что в комбинированных группах проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10—15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.
2.2 Модель образовательного процесса
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.
Специфика нарушения речи у детей с ОНР состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в работе учителя – логопеда предусмотрены три типа коррекционной деятельности: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная (непосредственно образовательная).
Коррекционная деятельность осуществляется в отдельном, специально оборудованном для этого кабинете. Для эффективной реализации коррекционной работы в распоряжении учителя-логопеда имеются следующие ресурсы: магнитная доска, настенное зеркало со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и подгрупповой работы по постановке звуков речи), маленькие индивидуальные зеркала на каждого ребенка, детские столы и стулья, рабочий стол, раковина, компьютер, принтер, мультимедийный проектор и экран к нему, шкафы для пособий и литературы. Кроме этого, кабинет оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы.
Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии. На индивидуальной коррекционной деятельности учитель – логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника. В ходе коррекционной деятельности ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповой коррекционной деятельности.
Основная цель подгрупповой коррекционной деятельности – воспитание навыков коллективной работы. В этой деятельности дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя – логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Фронтальная (непосредственно образовательная) деятельность предусматривает усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. В ходе фронтальной деятельности организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Кроме этого, в начале коррекционной деятельности на каждого ребенка заводится индивидуальная логопедическая тетрадь. В этих тетрадях учитель – логопед записывает основное содержание занятий с ребенком, упражнения на развитие артикуляционной моторики речевого аппарата, фонематического слуха (слоговые упражнения, работа над словом и предложением), автоматизацию и дифференциацию звуков и т.д. В пятницу (на выходные дни) тетрадь отдается родителям, для того, чтобы они могли выполнить с детьми домашнее задание по рекомендациям учителя – логопеда и увидеть динамику их продвижения. Также домашнее задание вывешивается в приемной группы на стенде для родителей.
2.3 Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:
совместное составление перспективного планирования работы на текущий период;
обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно- развивающей работы;
оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
В тетрадях взаимосвязи с воспитателями в начале каждой недели логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы;
индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения.
Ежедневные задания логопеда воспитателю включают следующую работу:
развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Дифференциация в работе учителя – логопеда и воспитателя
Направление работы | Работа учителя – логопеда | Работа воспитателя | Виды деятельности |
Звукопроизно-шение | Тренировка артикуляционного аппарата. | Тренировка артикуляционного аппарата. | Образовательная область «речевое развитие» Речевые гимнастики (минимум 3 раза в день: до завтрака, до обеда, после сна). В НОД по развитию речи (выборочно). |
Постановка звуков. | Автоматизация на этапе постановки учителем – логопедом звуков в слоге, слове. | Образовательная область «речевое развитие» Коррекционный час. | |
Автоматизация звуков, дифференциация звуков. | Автоматизация поставленных учителем – логопедом звуков по индивидуальным рекомендациям. Выработка регулирующего самоконтроля. Дифференциация поставленных учителем – логопедом звуков. | Образовательная область «речевое развитие» Коррекционный час. Образовательная область «социально – коммуникативное развитие» Театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с речью, спортивные игры. Система поощрений, активное привлечение родителей, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей. | |
Фонематический слух | Развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия (восприятие звуков речи). Работа над звуко-слоговой структурой слова. Обучение звуковому анализу. Обучение чтению. | Развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия (восприятие звуков речи). Этапы: 1. Узнавание неречевых звуков. 2. Различение высоты, тембра, силы голоса на материале одинаковых фраз. 3.Различение слов, близких по своему звуковому составу. 4.Дифференциация слогов. 5.Дифференциация фонем. 6.Звуковой анализ. 7.Закрепление навыка чтения. | Образовательные области «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «физическое развитие» Экскурсии, режимные моменты, утренняя гимнастика, коррекционный час, подвижные игры, театрализованная деятельность, речевая гимнастика. |
Слоговая структура слова | Работа над словами простой и сложной слоговой структуры. | Работа над ритмизацией движений: ходьба, упражнения под счет, сочетание ритма с речью. Упражнение в делении слов на слоги. | Образовательные области «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие» Коррекционный час, утренняя гимнастика, прогулка, подвижные игры, режимные моменты. |
Работа над словарем | Активизация словаря. Рекомендации воспитателям по обогащению словаря. | Обогащение словаря по рекомендациям учителя – логопеда согласно лексической теме. Уточнение значений слов. | Образовательные области «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» Наблюдение, экскурсии, эксперименты, рассматривание иллюстраций. |
Грамматический строй речи | Обучение детей правильному употреблению грамматических категорий. | Закрепление употреблений грамматических категорий. | Образовательные области «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» Максимальное использование в режимных моментах, игровой деятельности. Индивидуально в коррекционный час. |
Связная речь | Обучение связному высказыванию. | Работа по рекомендациям учителя – логопеда. | Образовательные области «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», Режимные моменты, экскурсии, наблюдения. |
Моторное развитие | Развитие общей и мелкой моторики, графо-моторных навыков. | Работа по рекомендациям учителя – логопеда, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя. | Образовательные области «физическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» Физические упражнения, ежедневная утренняя гимнастика, физминутки, пальчиковые гимнастики, логоритмические упражнения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения и спортивные игры, театрализация. Все виды трудовой деятельности. Конструктивная деятельность. Все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Музыкально – ритмические движения. |
Развитие ВПФ | Формирование неречевых навыков и функций. | Формирование неречевых навыков и функций. | Игры и игровые упражнения, направленные на развитие: зрительного внимания и восприятия, слухового внимания, мыслительных операций, воображения - через все образовательные области. |
Перспективное планирование в старшей группе комбинированной направленности
для детей с ТНР
№ недели | Тема недели | Тема по фонетике |
Сентябрь | ||
3 неделя | Детский сад. Игрушки | Звуки вокруг нас. Простое распространенное предложение |
4 неделя | Овощи | Звук У, Буква У. Предлоги НА, В. Словоизменение, словообразование |
Октябрь | ||
1 неделя | Фрукты | Звук А. Буква А. Словоизменение. Составление предложений с однородными определениями |
2 неделя | Сад- огород | Звуки А-У. Буквы А-У. Пересказ рассказа с опорой на картинно- графический план |
3 неделя | Осень | Звук И. Буква И. Предлоги НА, С. Пересказ, используя картинный план |
4 неделя | Деревья | Звуки А-У-И. Буквы А-У-И. Согласование числительных с существительными. Описание предмета по схеме. |
5 неделя | Перелетные птицы | Звук Э. Буква Э. Словоизменение. Описательный рассказ |
Ноябрь | ||
1 неделя | Домашние птицы | Звук О. Буква О. Рассказ по серии картин «Как утки курам помогли» |
2 неделя | Домашние животные | Звуки О-У. Буквы О-У. Словообразование, словоизменение . Пересказ рассказа «Помощники» |
3 неделя | Дикие животные наших лесов | Звуки М, МЬ и буква М. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД |
4 неделя | Дикие животные наших лесов | Относительные прилагательные. Составление и пересказ рассказа, используя схему. Составление описательного рассказа по схеме. |
Декабрь | ||
1 неделя | Зима | Звук и буква Ы. Составление рассказа по картинкам- символам |
2 неделя | Зимующие птицы | Звуки Ы- И. Буквы Ы-И. Рассказ по серии картинок |
3 неделя | Зимние забавы | Звуки П, ПЬ, буква П. Составление предложений по схемам. Пересказ рассказа по картинкам « Как дети зимой гуляли в парке» |
4 неделя | Новый год | Пересказ рассказа «Новый год в детском саду» |
Январь | ||
3 неделя | Наше тело, гигиена | Звуки Т, ТЬ Буква Т. Словоизменение , слова-антонимы |
4 неделя | Одежда. Головные уборы | Звуки, буквы П-Т .Словообразование, словоизменение. Составление предложений с однородными определениями по схемам |
5 неделя | Обувь | Звуки К,Кь. Буква К. Словоизменение, словообразование. Пересказ рассказа по сюжетной картинке |
Февраль | ||
1 неделя | Посуда | Звуки П-Т-К. Словоизменение, словообразование. Составление описательного рассказа |
2 неделя | Продукты питания | Звуки Х, Хь, буква Х. Пересказ рассказа , исп. картинно- графический план «Машин день рождения» |
3 неделя | День защитника Отечества | Звуки К-Х, Буквы К-Х Словообразование, словоизменение. Пересказ рассказа по серии картинок «Собака- санитар» |
4 неделя | Транспорт. Профессии на транспорте | Звуки Д,Дь буква Д. Словоизменение, словообразование. Приставочные глаголы |
Март | ||
1 неделя | Мамин праздник | Звуки Н, Нь .Буква Н. Пересказ рассказа « Подарок маме» |
2 неделя | Моя семья | Звуки В, Вь .Буква В. Словоизменение. Сравнительная степень прилагательных |
3 неделя | Профессии | Звук Ль. Распространение предложений |
4 неделя | Весна | Звук Й. Составление рассказа «Весна» по картинкам- символам |
5 неделя | Город | Звуки Ль-Й. |
Апрель | ||
1 неделя | Дом | Звуки Ф,Фь. Буква Ф. Словообразование прилагательных |
2 неделя | День космонавтики | Пересказ рассказа «Первый в космосе» |
3 неделя | Квартира. Мебель | Звуки С, Сь, буква С. Предлог ЗА, ИЗ-ЗА |
4 неделя | Сказки | Звуки З, Зь, буква З. слова антонимы |
Май | ||
1 неделя | День Победы! | Пересказ рассказа «Вечный огонь» |
2 неделя | Первые цветы | Звук и буква Ц. |
3 неделя | Насекомые | Предлоги |
4 неделя | Здравствуй лето! | Составление рассказа по сюжетной картинке |
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе
комбинированной направленности для детей с ТНР
№ недели | Тема недели | Тема по фонетике |
Сентябрь | ||
3 неделя | Детский сад | Понятие ряд. Слова – предметы. Живое- неживое |
4 неделя | Игрушки | Гласные звуки. Слова признаки. Предложение с однородными прилагательными |
Октябрь | ||
1 неделя | Овощи. Огород | Гласные звуки и буквы. Слова действия. Предложения с предлогами НА, С, ИЗ,В. Пересказ рассказа «В огороде» по картинкам-схемам |
2 неделя | Фрукты. Сад. | Звуки и буквы М, П, Т, К. Сложносочинённое предложение с союзом- А-. Составление описательного рассказа. |
3неделя | Лес.Грибы. Ягоды | Понятие «Слог». Деление на слоги. Родственные слова. Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картинок |
4 неделя | Осень | Звук и буква Х. Составление рассказа «Осень» по картинкам –символам |
5 неделя | Деревья и их части | Звуки и буквы К-Х. Словоизменение, словообразование |
Ноябрь | ||
1 неделя
| Домашние звери и птицы | Звуки С, Сь, буква С, словоизменение, словообразование. Пересказ рассказа «Помощники» |
2 неделя | Звери и птицы жарких стран | Звуки З, зЗь, буква З. Словообразование. Составление описательного рассказа по схеме |
3 неделя | Звери и птицы холодных стран | Дифференциация С-З, Сь-Зь, Словообразование. |
4 неделя | Предзимье | Звук и буква Ш, словообразование. Пересказ рассказа по схеме |
Декабрь | ||
1 неделя | Зима | Слог ШИ. Родственные слова. Пересказ рассказа по картинкам- символам. |
2 неделя | Зимующие птицы | Звуки С-Ш. Словообразование. Пересказ рассказа по картинному плану |
3 неделя | Дикие животные нашего леса | Закрепление. Деление слоги. Рассказ по серии картинок «Лиса и вороны» |
4 неделя | Ёлка. Новый год | Звук и буква Л. Составление рассказа по картинкам «Новогодний праздник» |
Январь | ||
3 неделя | Зимние забавы. Зимние виды спорта | Дифференциация Л-Ль Словообразование |
4 неделя | Гигиена | Звук и буква Ж. Антонимы. Составление рассказа по сюжетной картинке « В парикмахерской» |
5 неделя | Одежда, обувь, головные уборы | Слог ЖИ. Звуки Ш-Ж. Слоги ШИ-ЖИ. Предложения с однородными прилагательными |
Февраль | ||
1 неделя | Город, улица, дом | Звуки З-Ж. Буквы З-Ж. Составление рассказа «Мой город» |
2 неделя | Транспорт. Профессии на транспорте | Звуки Б, Бь. Буква Б. Закрепление предлогов |
3 неделя | Мебель. Электроприборы | Звуки П-Б, Пь- Бь. Словообразование, словоизменение |
4 неделя | День защитника Отечества | Звуки Г, Гь. Буква Г. Приставочные глаголы |
Март | ||
1 неделя | Мамин праздник | Звуки Д-Дь, буква Д. Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
2 неделя | Моя семья | Звуки Т-Д, Ть-Дь. Рассказ по сюжетной картине «Семья» |
3 неделя | Профессии | Звук и буква Й |
4 неделя | Посуда, продукты питания | Дифференциация И-Й |
Апрель | ||
1 неделя | Весна | Дифференциация В-Ф, Вь-Фь. |
2 неделя | Перелетные птицы | Звук и буква Ц. Составление описательного рассказа по схеме |
3 неделя | День космонавтики | Звуки Ц-Ть.Пересказ рассказа о космосе. Родственные слова |
4 неделя | Планета Земля | Звуки Р, Рь , буква Р |
5 неделя | Время | Звуки Р-Л, Рь-Ль |
Май | ||
1 неделя | День Победы | Звук и буква Щ. Пересказ рассказа |
2 неделя | На лугу (цветы, насекомые) | Звук и буква Ч |
3 неделя | Скоро в школу | Звуки Ц-Ч-Щ |
4 неделя | Здравствуй лето! | Закрепление. Составление рассказа по сюжетной картинке о лете |
2.4 Формы работы в рамках коррекционно-развивающего направления со специалистами
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя.
Специалист | Форма | Задачи, направления |
Учитель-логопед | Индивидуальные занятия | Согласно индивидуального коррекционного маршрута |
Педагог-психолог | Подгрупповые психопрофилактические занятия/тренинги | Развитие социального интеллекта, коммуникативной и эмоциональной сфер. |
Индивидуальные занятия | Коррекция нарушений познавательной сферы. | |
Музыкальный руководитель | Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности | Постановка диафрагмально-речевого дыхания. |
2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.
В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.
Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
Специально для родителей детей, посещающих логопедические группы имеются материалы для оформления родительских уголков в групповой раздевалке и кабинете логопеда. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания. Учителем-логопедом составляется перспективное планирование работы с родителями, в течении года проводится анкетирование.
Перспективное планирование работы с родителями
2020 – 2021 учебный год
Дата | Тема | Цель | Форма работы | Помощь родителей |
Октябрь | Диагностика | Сообщение о результатах диагностики | Индивидуальные консультации | Выполнение рекомендаций |
Ноябрь | Общее недоразвитие речи детей 5-6 лет, 6-7(8) | ОНР причины и основные направления коррекционно-логопедической работы. | Стендовые консультации. Папка – раскладушка | Сведения о психомоторном развитии детей |
Декабрь | Советы по автоматизации звуков в домашних условиях. | Закреплять поставленные звуки | Индивидуальные беседы | Работа в тетрадях |
Январь | Развитие фонематического слуха у детей | 1. краткие сведения 2.профилактика дисграфии и дислексии | Консультация | Изготовление дидактического материала по подготовке обучению грамоте |
Февраль | Подгрупповая консультация: «Расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий» | Ознакомление родителей с возрастной нормой развития словарного запаса. Обучение родителей методам и приемам его формирования | Стендовые консультации. | Подборка игр по лексическим темам |
Март | «Почтовый ящик» | Выявление проблемных зон в работе с родителями, степени удовлетворенности работой логопеда. | Пожелания , вопросы, претензии родителей | |
Апрель | Подготовка руки к письму | Стендовые консультации | ||
Май | Подведение итогов коррекционно-развивающей работы за год. Как заниматься с детьми в летний период. | Ознакомление родителей с результатами коррекционно-развивающей работы за текущий учебный год | Индивидуальные консультации | Выполнение рекомендаций в летний период |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Расписание организованной образовательной деятельности учителя-логопеда МКДОУ детский сад № 25 « Снегурочка»
комбинированного вида для детей с нарушением речи 2020-2021 учебный год
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Индивидуальная ООД 8.10 - 8.30 8.35 – 8.55 9.00 – 9.20 9.25 – 9.45 9.50 – 10.10 10.15 – 10.35 10.40 – 11.00 11.05 – 11.25 11.30 – 11.50 11.55 – 12.15 12.20 – 12.40 12.45 – 13.05 13.35 – 15.15 конс.педагогов Работа с документацией Индивидуальная ООД 15.20 – 15.40 (пдгр.з.) 15.45.- 16.05 16.10 – 16.30 Консультирование родителей по запросу | Индивидуальная ООД 8.10 - 8.30 8.35 – 8.55 ООД по формированию Ф-Ф представлений(ст.гр) 9.00 – 9.25 ООД по формированию Ф-Ф представлений(пд.гр.) 9.35 – 10.05 Индивидуальная ООД 10.15 – 10.35 10.40 – 11.00 11.05 – 11.25 11.30 – 11.50 11.55 – 12.15 12.20 – 12.40 12.45 – 13.05 13.35 – 15.15 конс.педагогов Работа с документацией 15.20 – 15.40(пдгр.з.) 15.45.- 16.05 16.10 – 16.30 | Индивидуальная ООД 8.10 - 8.30 8.35 – 8.55 9.00 – 9.20 9.25 – 9.45 9.50 – 10.10 10.15 – 10.35 10.40 – 11.00 11.05 – 11.25 11.30 – 11.50 11.55 – 12.15 12.20 – 12.40 12.45 – 13.05 13.35 – 15.15 конс.педагогов Работа с документацией Индивидуальная ООД 15.20 – 15.40(пдгр.з.) 15.45.- 16.05 16.10 – 16.30 Консультирование родителей по запросу | Индивидуальная ООД 8.10 - 8.30 8.35 – 8.55 ООД по формированию ЛГС и связной речи(ст.гр) 9.00 – 9.25 ООД по формированию ЛГС и связной речи(пд.гр) 9.35 – 10.05 Индивидуальная ООД 10.15 – 10.35 10.40 – 11.00 11.05 – 11.25 11.30 – 11.50 11.55 – 12.15 12.20 – 12.40 12.45 – 13.05 13.35 – 15.15 конс.педагогов Работа с документацией 15.20 – 15.40(пдгр.з.) 15.45.- 16.05 16.10 – 16.30 | Индивидуальная ООД 8.10 - 8.30 8.35 – 8.55 9.00 – 9.20 9.25 – 9.45 9.50 – 10.10 10.15 – 10.35 10.40 – 11.00 11.05 – 11.25 11.30 – 11.50 11.55 – 12.15 12.20 – 12.40 12.45 – 13.05 13.35 – 15.15 конс.педагогов Работа с документацией Индивидуальная ООД 15.20 – 15.40(пдгр.з.) 15.45.- 16.05 16.10 – 16.30 |
Примерный режим дня в старшей группе
Прием и осмотр детей, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00—8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30—8.55 |
Подготовка к занятиям | 8.55—9.00 |
Фронтальные занятия:
| 9.00—10.35 9.00—9.25 9.35—10.00 10.10—10.35 |
Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия | 9.00—12.30 |
Подготовка к прогулке | 10.45—11.00 |
Прогулка (игры, наблюдения, труд) | 11.00—12.25 |
Возвращение с прогулки | 12.25—12.40 |
Подготовка к обеду, обед | 12.40—13.10 |
Подготовка ко сну, сон | 13.10—15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00—15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25—15.40 |
Занятия | 15.45—16.10 |
Самостоятельная игровая деятельность | 16.20—17.00 |
Индивидуальные занятия с воспитателем по заданию логопеда | 16.30—17.00 |
Прогулка | 17.00—18.00 |
Уход домой | до 19.00 |
Примерный режим дня в подготовительной к школе группе
Прием и осмотр детей, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00—8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30—8.55 |
Подготовка к занятиям | 8.55—9.00 |
Фронтальные занятия:
| 9.00—11.05 9.00—9.35 9.45—10.20 10.30—11.05 |
Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия | 9.00—12.30 |
Подготовка к прогулке | 11.05—11.15 |
Прогулка (игры, наблюдения, труд) | 11.15—12.35 |
Возвращение с прогулки | 12.35—12.45 |
Подготовка к обеду, обед | 12.45—13.15 |
Подготовка ко сну, сон | 13.15—15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00—15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25—15.40 |
Занятия | 15.45—16.20 |
Самостоятельная игровая деятельность | 16.20—17.00 |
Индивидуальные занятия с воспитателем по заданию логопеда | 16.30—17.00 |
Прогулка | 17.00—18.00 |
Уход домой | до 19.00 |
Планирование образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность | ||
Базовый вид деятельности | Периодичность | |
Старшая группа | Подготовительная группа | |
Физическая культура в помещении | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю |
Физическая культура на прогулке | 1 раза в неделю | 1 раза в неделю |
Познавательное развитие | 3 раза в неделю | 3 раза в неделю |
Развитие речи (логопедическое) | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю |
Рисование | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю |
Лепка | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели |
Аппликация | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели |
Музыка | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю |
Всего | 14 занятий в неделю | 15 занятий в неделю |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||
Утренняя гимнастика | ежедневно | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | ежедневно |
Методическое обеспечение Рабочей программы
Всё содержание воспитательного и образовательного процесса в рабочей программе выстроено в соответствии с ООП ДО МКДОУ д/с №25 «Снегурочка», созданной на основе Адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 7 лет МКДОУ д/с № 25 «Снегурочка» 2016 г., разработанная с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной и с учетом «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.Б. Чиркиной) Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Рабочая программа предназначена для детей 5 - 6 лет (старшая группа), 6-7лет (подготовительная группа) и рассчитана на 40 недель.
Список литературы:
1. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
4.Агранович З.Е. – Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников – СПб.: «Детство –пресс»,2007.
5.Агранович З.Е.– Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей – СПб. «Детство –Пресс»2001.
6.Артюшина С.Е., Соловцова Л.С. –Учим звуки по слогам- М.: 2008.
7.Ассмус А.Н и др.- Исправляем произношение: С-Ц-М.ТЦ Сфера, 2007.
8. Белая А.Е., Мирясова В.И. - Пальчиковые игры- М.:2000.
9.Билюкова Е.Ю. – Исправляем звуки –Ростов –на –Дону: Феникс, 2007.
10. Волковой Л.С. - Логопедия- М: Владос,1998.
11. Гегелия Н.А.–Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых-М.: Владос,2001.
12.Дурова Н.В - Фонематика – М.: Мозайка- Синтез.
13. Зуева Л.Н. и др.- Занимательные упражнения по развитию речи-М.: Астрель,2000.(Альбомы 1,2,3)
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В - Автоматизация свистящих звуков- М.Изд-во Гном, 2015.
15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - Автоматизация шипящих звуков- М.Изд-во Гном, 2015.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - Автоматизация сонорных звуков- М.Изд-во Гном, 2015.(альбом 3)
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - Автоматизация сонорных звуков- М.Изд-во Гном, 2015.(альбом 4)
18.Колесникова Е.В - Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет- М.Гном-пресс, 1999.
19. Косина Е.М.- Грамматическая тетрадь(№3)-М.,2009.
20. Косина Е.М.- Грамматическая тетрадь(№4)-М.2009.
21.Кузнецова Е.В.- Обучение грамоте детей с нарушениями речи-М.2009г.
22.Лалаева Р. И. – Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб.: Изд-во « Союз», 2001.
23. Лопухина И.С.- Логопедия- СПб.Дельта,1998.
24. Лопухина И.С.- Логопедия- СПб.Дельта,1998.
25.Лопухина И.С.- Логопедия- СПб.: Корона принт, 2004.
26. Миронова С.А. – Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях-М.: « Просвещение»,1991.
27. Морозова Н.Ю. - Как преодолеть заикание –М.: Изд-во Эксмо-Пресс,2002.
28. Мещерякова Н.П., Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. – Волгоград: Учитель,2009.
29.Нищева Н.В - Организация коррекционно- развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада – СПб.: «Детство- пресс»,2006.
30.Новоторцева Н.В.- Рабочая тетрадь по развитию речи(П,Б)-Ярославль,2003.
31.Новоторцева Н.В.- Рабочая тетрадь по развитию речи(Ч, Щ)-Ярославль,2003.
32.Рыбина А.Ф – Коррекция звукопроизношения у детей –Волгоград: Учитель2001.
33.Савина Л.П.- Пальчиковая гимнастика- М.,2000
34.Стефанова Н.Л. – Комплексные занятия с детьми 3-7 лет; формирование мелкой моторики, развитие речи – Волгоград: Учитель,2013.
35.Селиверстова В.И.- Игры в логопедической работе с детьми- М.: «Просвещение»,1979.
36. Ткаченко Т.А. – Учим говорить правильно- М.: Изд-во Гном и Д, 2001.
37. Ткаченко Т.А. – Учим говорить правильно –М.: Изд-во гном и Д, 2001.
38. Туманова Т.В. – Исправление звукопроизношения у детей- М.Гном-Пресс, 1999.
39. Успенский М.Б., Л.П. Успенская- Правильно, складно, красиво учимся мы говорить СПб. «Специальная Литература», 1997.
40. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. – Дети с общим недоразвитием речи – М.,2000.
41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста – М.: Айрис пресс, 2007.
42. Филичева Т.Б., Соболева А.Р.- Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями- Екатеринбург: Изд-во Арго, 1996.
43.Четверушкина Н С. – Слоговая структура слова М.: Изд-во Гном и Д, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка 32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...