План кружка "Знатоки этикета" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Кушнерова Людмила Владимировна

Кружок "Знатоки этикета"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 447 комбинированного вида

 «Семицветик»

План кружка в средней группе «Колокольчики»

«Знатоки этикета»

C:\Users\79139\Downloads\MyCollages.jpg

                                                        Руководитель кружка:

Воспитатель общеразвивающей группы «Колокольчики»

Кушнерова Л.В

Новосибирск 2019 год

Пояснительная записка

   Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

   Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.

    То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

     Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

    Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

    Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

    Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

    Данный кружок «Знатоки этикета» представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом), принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра.

    Цель кружка: Знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

     Задачи:

1.Закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

2. Развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.

3.Формировать навыки этического поведения;

4.Воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;

5.Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

6.Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

7.Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).

8.Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Ожидаемый результат кружка «Знатоки этикета».

Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:

1.Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

2.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

3.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Кружок «Знатоки этикета» работает в течение года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут. План кружка рассчитан на 1 учебный год. Количество детей, посещающих кружок «Знатоки этикета» - 20человек. Возраст детей от 5 до 6 лет.

Формы работы:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Беседа.

3. Совместная деятельность.

4. Игра.

5. Консультации для родителей.

Перспективный план кружка «Знатоки Этикета»

Месяц

Содержание деятельности

Задачи

Сентябрь

1-неделя

«Фея учит вежливости.»

Знакомство с понятием этикет. Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости.

2-неделя

Чтение и обсуждение произведения

В.А Сухомлинского

«Скажи человеку здравствуйте»

Познакомить детей с новым произведением.

3-неделя

«Секрет волшебных слов»

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим.

4-неделя

«Культура поведения во время еды»

Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.

Октябрь

1-неделя

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Продолжать формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

2-неделя

Чтение и обсуждение произведения

В.А Сухомлинского

«Осенний дуб»

Познакомить детей с новым произведением.

3-неделя

“Доставляй радость людям добрыми делами”

Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий

4-неделя

«Привычки дурного тона»

Продолжать учить детей отличать вредные и полезные привычки, воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам

Ноябрь

1-неделя

Д/и: «Кто знает больше вежливых слов».

Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь.

2-неделя

Беседа «Ура гости»

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение вести себя в гостях и принимать гостей.

3-неделя

Беседа на тему:

«Обиженные друзья».

Учить принимать любой подарок с благодарность, не обижать своих госте

4-неделя

Изготовление подарков друзьям.

Развивать творчество, мышление, мелкую моторику рук.

Декабрь

1-неделя

Отгадывание загадок о вежливости.

Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь.

2-неделя

Д\и «Что такое хорошо»

Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки

3-неделя

“Что такое дружба?”

формировать понятия “Друг, дружба”, научить понимать, оценивать чувства и поступки других.

4-неделя

Просмотр, обсуждение произведения

Э. Успенского («Гена и его друзья»).

Создание эмоционального настроения.

Январь

1-неделя

С\р Игры магазин

«Вежливый покупатель»

Учить детей выполнять правила культуры поведения в магазине, пополнить словарный запас детей необходимыми выражениями.

2-неделя

Чтение и обсуждение произведения

В.А Сухомлинского «Старый и новый год»

Познакомить детей с новым произведением.

3-неделя

Разучивание поговорок и пословиц.

Воспитывать любовь, доброжелательность, внимательность; развивать речь, память.

4-неделя

Чтение и обсуждение стихотворения

 А. Кушнир

 «Кто разбил большую вазу».

Объяснить детям: особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.

Февраль

1-неделя

Беседа «Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой»

Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих.

2-неделя

Игры с мячом «Кто больше знает вежливых слов» 

Упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя. Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений.

3-неделя

«Подарок для папы»

Изготовления подарков для папы, воспитывать любовь, заботливое отношения к взрослым.

4-неделя

Просмотр, обсуждения  мультфильма «Кот Леопольд».

Создание эмоционального настроения. Воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к друзьям.

Март

1-неделя

Чем можно порадовать маму?”

Развивать внимательное отношение к родным и близким людям.

2-неделя

«Подарок для мамы»

Воспитывать желание создавать для них радостное настроение.

3-неделя

«Моя одежда: каждой вещи - свое место»

Продолжать учить детей соблюдать чистоту и порядок в своих кабинках, бережно относиться к своей одежде.

4-неделя

Инсценировка Л. Воронковой «Маша-растеряша»

Умение детей входить в роль; развивать внимание, разговорную речь и интонацию. Привить навыки бережного отношения к своим вещам. Воспитать аккуратность.

Апрель

1-неделя

Беседа «Культура поведения в общественных местах»

Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду;

2-неделя

Чтение и обсуждение произведения

В.А Сухомлинского

«Посмеялись над Бабушкой»

Познакомить детей с новым произведением.

3-неделя

Рассматривание иллюстрации. Составление рассказа по картинке

«Этикет».

Закрепить элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках.

4-неделя

Просмотр и обсуждения  мультфильма К.Чуковского «Телефон».

Создание эмоционального настроения.

Умение правильно и грамотно разговаривать по телефону

Май

1-неделя

Просмотр и обсуждения мультфильма приключения поросенка Фунтика «Песня о доброте».

Расширить знания детей о доброте, о её роли в жизни человека.

Вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья.

2-неделя

Д /и : «Утро радостных встреч».

Повторить добрые слова, учить благодарить.

3-неделя

Чтение и обсуждение произведения

В.А Сухомлинского

«Драгоценный колосок»

Познакомить детей с новым произведением.

4-неделя

Развлечение

«В стране воспитанных детей»

Закрепить элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»
  2. Г.П. Шалаева « Правила поведения для воспитанных детей»
  3. Г.П. Шалаева, О.М. Журавлева «Новые правила поведения для воспитанных детей»
  4. Г.К. Зайцев, С.А. Насонкина «Уроки знайки»
  5. С.А. Насонкина «Уроки этикета»
  6. Дидактического пособие «Что такое хорошо и что такое плохо»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина « Олимпийские знатоки» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель -  закрепить  знания у детей об Олимпийских играх, истории возникновения и  традициях;Задачи:     ·        развивать инт...

Отчет по работе кружка "Мукасолька" для детей старшего дошкольного возраста

В  отчете представлен количественный и качественный анализ результатов работы кружка "Мукасолька"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка для одаренных детей старшего дошкольного возраста «Мастерская юных художников»

Программа «Мастерская юных художников» направлена на развитие творческих способностей детей. Содержит комплексно-тематическое планирование и список методического обеспечения....

Веб-квест «Соревнования Знатоков» для детей старшего дошкольного возраста.

Игра позволяет развивать речевую активность и активизировать знания детей об окружающем мире. В качестве героев - соперников можно выбрать следопыта, умника или путешественника. Играть можно как одном...

по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей старшего дошкольного возраста «КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯКонспект занятия  по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей старшего дошкольного возраста&la...

Конспект НОД по ФЭМП "Турнир знатоков" для детей старшего дошкольного возраста

формирование интереса к математике, способствовать развитию познавательной активности, логического мышления детей....