План кружка "Знатоки этикета" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Кружок "Знатоки этикета"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_znatoki_etiketa_v_starshey_gruppe_kolokolchiki.docx | 283.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 447 комбинированного вида
«Семицветик»
План кружка в средней группе «Колокольчики»
«Знатоки этикета»
Руководитель кружка:
Воспитатель общеразвивающей группы «Колокольчики»
Кушнерова Л.В
Новосибирск 2019 год
Пояснительная записка
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.
То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.
Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.
Данный кружок «Знатоки этикета» представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом), принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра.
Цель кружка: Знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.
Задачи:
1.Закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
2. Развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.
3.Формировать навыки этического поведения;
4.Воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;
5.Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
6.Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
7.Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).
8.Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Ожидаемый результат кружка «Знатоки этикета».
Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:
1.Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
2.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
3.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Кружок «Знатоки этикета» работает в течение года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут. План кружка рассчитан на 1 учебный год. Количество детей, посещающих кружок «Знатоки этикета» - 20человек. Возраст детей от 5 до 6 лет.
Формы работы:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Беседа.
3. Совместная деятельность.
4. Игра.
5. Консультации для родителей.
Перспективный план кружка «Знатоки Этикета»
Месяц | Содержание деятельности | Задачи |
Сентябрь | ||
1-неделя | «Фея учит вежливости.» | Знакомство с понятием этикет. Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. |
2-неделя | Чтение и обсуждение произведения В.А Сухомлинского «Скажи человеку здравствуйте» | Познакомить детей с новым произведением. |
3-неделя | «Секрет волшебных слов» | Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. |
4-неделя | «Культура поведения во время еды» | Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков. |
Октябрь | ||
1-неделя | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Продолжать формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. |
2-неделя | Чтение и обсуждение произведения В.А Сухомлинского «Осенний дуб» | Познакомить детей с новым произведением. |
3-неделя | “Доставляй радость людям добрыми делами” | Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий |
4-неделя | «Привычки дурного тона» | Продолжать учить детей отличать вредные и полезные привычки, воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам |
Ноябрь | ||
1-неделя | Д/и: «Кто знает больше вежливых слов». | Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь. |
2-неделя | Беседа «Ура гости» | Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение вести себя в гостях и принимать гостей. |
3-неделя | Беседа на тему: «Обиженные друзья». | Учить принимать любой подарок с благодарность, не обижать своих госте |
4-неделя | Изготовление подарков друзьям. | Развивать творчество, мышление, мелкую моторику рук. |
Декабрь | ||
1-неделя | Отгадывание загадок о вежливости. | Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь. |
2-неделя | Д\и «Что такое хорошо» | Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки |
3-неделя | “Что такое дружба?” | формировать понятия “Друг, дружба”, научить понимать, оценивать чувства и поступки других. |
4-неделя | Просмотр, обсуждение произведения Э. Успенского («Гена и его друзья»). | Создание эмоционального настроения. |
Январь | ||
1-неделя | С\р Игры магазин «Вежливый покупатель» | Учить детей выполнять правила культуры поведения в магазине, пополнить словарный запас детей необходимыми выражениями. |
2-неделя | Чтение и обсуждение произведения В.А Сухомлинского «Старый и новый год» | Познакомить детей с новым произведением. |
3-неделя | Разучивание поговорок и пословиц. | Воспитывать любовь, доброжелательность, внимательность; развивать речь, память. |
4-неделя | Чтение и обсуждение стихотворения А. Кушнир «Кто разбил большую вазу». | Объяснить детям: особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого. |
Февраль | ||
1-неделя | Беседа «Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой» | Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих. |
2-неделя | Игры с мячом «Кто больше знает вежливых слов» | Упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя. Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. |
3-неделя | «Подарок для папы» | Изготовления подарков для папы, воспитывать любовь, заботливое отношения к взрослым. |
4-неделя | Просмотр, обсуждения мультфильма «Кот Леопольд». | Создание эмоционального настроения. Воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к друзьям. |
Март | ||
1-неделя | Чем можно порадовать маму?” | Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. |
2-неделя | «Подарок для мамы» | Воспитывать желание создавать для них радостное настроение. |
3-неделя | «Моя одежда: каждой вещи - свое место» | Продолжать учить детей соблюдать чистоту и порядок в своих кабинках, бережно относиться к своей одежде. |
4-неделя | Инсценировка Л. Воронковой «Маша-растеряша» | Умение детей входить в роль; развивать внимание, разговорную речь и интонацию. Привить навыки бережного отношения к своим вещам. Воспитать аккуратность. |
Апрель | ||
1-неделя | Беседа «Культура поведения в общественных местах» | Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду; |
2-неделя | Чтение и обсуждение произведения В.А Сухомлинского «Посмеялись над Бабушкой» | Познакомить детей с новым произведением. |
3-неделя | Рассматривание иллюстрации. Составление рассказа по картинке «Этикет». | Закрепить элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках. |
4-неделя | Просмотр и обсуждения мультфильма К.Чуковского «Телефон». | Создание эмоционального настроения. Умение правильно и грамотно разговаривать по телефону |
Май | ||
1-неделя | Просмотр и обсуждения мультфильма приключения поросенка Фунтика «Песня о доброте». | Расширить знания детей о доброте, о её роли в жизни человека. Вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья. |
2-неделя | Д /и : «Утро радостных встреч». | Повторить добрые слова, учить благодарить. |
3-неделя | Чтение и обсуждение произведения В.А Сухомлинского «Драгоценный колосок» | Познакомить детей с новым произведением. |
4-неделя | Развлечение «В стране воспитанных детей» | Закрепить элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках. |
ЛИТЕРАТУРА
- Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»
- Г.П. Шалаева « Правила поведения для воспитанных детей»
- Г.П. Шалаева, О.М. Журавлева «Новые правила поведения для воспитанных детей»
- Г.К. Зайцев, С.А. Насонкина «Уроки знайки»
- С.А. Насонкина «Уроки этикета»
- Дидактического пособие «Что такое хорошо и что такое плохо»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина « Олимпийские знатоки» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель - закрепить знания у детей об Олимпийских играх, истории возникновения и традициях;Задачи: · развивать инт...
Отчет по работе кружка "Мукасолька" для детей старшего дошкольного возраста
В отчете представлен количественный и качественный анализ результатов работы кружка "Мукасолька"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка для одаренных детей старшего дошкольного возраста «Мастерская юных художников»
Программа «Мастерская юных художников» направлена на развитие творческих способностей детей. Содержит комплексно-тематическое планирование и список методического обеспечения....
Веб-квест «Соревнования Знатоков» для детей старшего дошкольного возраста.
Игра позволяет развивать речевую активность и активизировать знания детей об окружающем мире. В качестве героев - соперников можно выбрать следопыта, умника или путешественника. Играть можно как одном...
Конспект открытого занятия по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей старшего дошкольного возраста «КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»
Данное занятие было показано на "Дне открытых дверей в ДОУ"...
по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей старшего дошкольного возраста «КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯКонспект занятия по конструктивно-модельной деятельности с использованием электронного конструктора «Знаток» для детей старшего дошкольного возраста&la...
Конспект НОД по ФЭМП "Турнир знатоков" для детей старшего дошкольного возраста
формирование интереса к математике, способствовать развитию познавательной активности, логического мышления детей....