Доклад: Исследовательская деятельность в ДОУ 21 декабря 2017г
опыты и эксперименты

Светлана Владимировна Джаджиева

Доклад озвученный на семинаре-практикуме в 2017г  Тема: Исследовательская деятельность в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Доклад. Исследовательская деятельность в доу.»

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение. Это обучение направлено на развитие творческих способностей детей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Мы, педагоги, должны развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами исследовательской и экспериментальной деятельности детей. Целью работы педагогов детского сада является формирование знаний об окружающем мире у воспитанников путем детского экспериментирования. Какими бы мы хотели видеть наших выпускников? Способными самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире; принимать активное участие в образовательном процессе. Во время исследовательского подхода обучение дошкольников идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на расширение активного освоения мира. Детям не сообщаются готовые знания. Педагогами создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями. Экспериментальная деятельность закладывает основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Эффективный метод, который способствует развитию познавательной активности детей в ДОУ - метод детского экспериментирования, который включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Целью детского экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Задачи, которые ставит педагог при работе над развитием у детей познавательной активности: развивать психические процессы (восприятие, воображение, память, мышление) ; обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие; активизировать познавательные интересы детей; расширять кругозор и знания детей о неживой и живой природе, рукотворном мире; учить планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Один из главных этапов этой работы является организация работы по экспериментальной деятельности. В ДОУ необходимо создание уголка экспериментирования. В качестве оборудования можно использовать микроскопы, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой и песком. Для проведения опытов используются природные материалы разного размера и формы. Материалы, которые будут находиться в уголке экспериментирования можно распределить по разделам: «Вода, песок, глина», «Свойства бумаги, ткани», которые будут расположены в доступном для свободного экспериментирования месте. Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником знаний и социального опыта. Уголок детского творческого экспериментирования должен быть безопасен для жизни и здоровья детей, доступен, эстетичен и оборудован в соответствии с возрастными особенностями детей. Спецификация оборудования детского экспериментального уголка для детей дошкольного возраста включает дидактический и стимулирующий компонент. Структура детского экспериментирования включает постановку проблемы, которую необходимо разрешить; целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы) ; выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения) ; проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование) ; анализ полученных результатов; формулирование выводов. Педагогами используются различные формы работы: трудовая деятельность; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, прогулки, экскурсии; дидактические и развивающие игры, упражнения; рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций; праздники и развлечения, конкурсы; проектная деятельность; опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность детей; беседы познавательного характера. Детское творческое экспериментирование связано со всеми видами деятельности: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений, чтение художественной литературы, что делает педагогический процесс более эффективным. Воспитанники детского сада не только приобретаются знания, но и получают специальные умения и навыки, такие как: умение ставить вопрос; давать определение понятиям; наблюдать, делать умозаключения и выводы; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Правильно организованная педагогами творческая экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного и успешного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабря «Зимушка-зима в гости к нам пришла» с 4 – 10. Декабря 2017г.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста.  Тема:  1 неделя Декабр...

Стенгазета "Карусель", выпуск №45, декабрь 2017г.

Стенгазета "Карусель", выпуск №45, декабрь 2017г.1. Рубрика "Обучение и воспитание". "Знакомим детей со временем".2. Рубрика "Внимание! Конкурс!". Конкурс "...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Перспективный план работы с детьми на 2016 - 2017г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с детьми на 2016 - 2017г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Доклад«Исследовательская деятельность в процессе приобщения к истории достижений родной страны, к культурному наследию страны».

laquo;Исследовательская деятельность в процессе приобщения к истории достижений родной страны, к культурному наследию страны»....