Организация предметно-развивающей среды, как фактор развития творческого воображения дошкольников.
статья

Теремецкая Анастасия Андреевна

Успешное развитие творческого воображения возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. К таким условиям относится соответствующая организация предметно – пространственной среды. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка.

Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno-razvivayushchey_sredy_statya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды, как фактор развития творческого воображения дошкольников.

Успешное развитие творческого воображения возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. К таким условиям относится соответствующая организация предметно – пространственной среды. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка.

Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.

Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления. В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях.

Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей, на их самостоятельное музицирование, оказывает правильная организация предметно-развивающей среды.

        Образовательное пространство группы, в которой проходят музыкальные занятия, оснащено:

  • Детскими стульчиками различными по размеру, с учётом возраста детей.
  • Деревянной этажеркой с полками, предназначенной под атрибуты и детские музыкальные инструменты.
  • Цифровым пианино.
  • CD проигрывателем с колонками.
  • Проектором и экраном.
  • Ноутбуком.
  • Гардиной по периметру группы для крепления декораций и украшения, что позволяет трансформировать пространство в зависимости от тематики проводимых с детьми и взрослыми мероприятий: праздничных утренников, досуговых мероприятий, родительских собраний, семинаров, круглых столов и так далее.
  • Отдельным помещением со шкафами для атрибутики, костюмов, декораций и пособий.
  • Различными атрибутами и декорациями
  • Детским музыкально-шумовыми инструментами.
  • Театральными костюмами.
  • Музыкально-дидактическими играми и пособиями.

Музыкальным руководителем Теремецкой Анастасией Андреевной была проведена работа по оформлению музыкальных уголков в группах , что способствует одной из возможностью организации самостоятельной деятельности детей, где в наличии всегда:

  • CD диски (flash-карты) для прослушивания в группах: музыки, песен в свободное от музыкальных занятий время, музыкальный материал с развивающими играми и танцами.
  • Детские музыкальные инструменты.
  • Иллюстрации по музыкальным темам (к песням и играм).
  • Театральные атрибуты, элементы костюмов, кукольный театр.

Так же в образовательном учреждении было организовано отдельное пространство для хранения атрибутики, костюмов, декораций, музыкально-дидактических игр и пособий для музыкальных занятий.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную и исследовательскую активность детей, (с учётом изменения - сезонной тематики, любого доступного детям тематического материала и творческих потребностей), таким образом, развивающая среда является вариативной.

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: физическое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное  развитие; речевое развитие).

Для развития физических качеств используются в музыкально-ритмической деятельности, в театральной деятельности, танцевальной деятельности:

  • ленты (короткие и длинные, разноцветные), ленты узкие на палочках для движения, ткань «море», ткань «снег», разнообразные шарфы, ткань-метель из органзы.
  • Цветы декоративные.
  • Бабочки подвижные на палочках.
  • Мячи, кольца, обручи, кегли.
  • Иллюстративный материал («картотека танцевальных движений») для сохранения и укрепление физического и психического здоровья детей, формирования представлений о здоровом образе жизни через музыкальное воспитание.

Для познавательного развития:

  • Картотека считалочек и развивающих музыкальных игр.
  • Портреты композиторов.
  • Атрибуты различные по цвету: на три цвета, на два цвета и по цветам радуги (ленты, цветы, мячи).
  • Атрибуты различные по размеру (ленты, кубики, бубны, маракасы, треугольники)
  • Презентация «Музыкальные театры и концертные залы Санкт-Петербурга».
  • Картотека музыкальных загадок.
  • Интерактивные видеоигры: «оркестр», «ритмические загадки»
  • Музыкальные инструменты различных тембров и видов:
  1. Треугольники.
  2. Бубны.
  3. Деревянные ложки.
  4. Детские маракасы.
  5. Детские кастаньеты.
  6. Погремушки.
  7. Палочки – клавесы (с лентами).
  8. Аккордионы.
  9. Игрушечные деревянные балалайки.
  10.  Свирели и прочее.

Для художественно-эстетического развития:

  • Картотека картинок и художественных иллюстраций по различным темам.
  • Костюмы театральные детские и взрослые и элементы костюмов: костюмы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Снегурочка», «Дед Мороз», «Буратино», животные (медведь, волк, заяц, лиса, мышка, лягушка, кот, ёж).
  • Детские маски животных.
  • Презентации по музыкальному воспитанию и другим темам, связанным с тематикой музыкальных занятий и мероприятий.

и прочее.

Для социально-коммуникативного развития:

  • Атрибуты для коммуникативных танцев: «фетровые шляпки», верёвочки, палочки, платочки и так далее.
  • Картотека музыкальных игр и хороводов русского фольклора
  • Атрибуты для девочек и мальчиков: розовый цветок и голубой цветок, платочки для танцевальной деятельности (синие и красные), ленты-ручейки для девочек, ткани-метели для девочек, фонарики для мальчиков «гномов»,  и так далее.
  • Презентация по теме «Лошадки в Городе Санкт-Петербурге».

Для речевого развития:

  • Картотека пальчиковых игр.
  • Логоритмические игры и танцы.
  • Дидактические игры: «Солнышко и тучка» и «Бабочка на полянке».
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Мнемотаблица «Это музыкальный инструмент!».
  • Картотека фольклорных игр и хороводов под собственное пение.

Организация предметно-развивающей среды на музыкальных занятиях построена в соответствии с возрастными особенностями воспитанников:

  • Картотеки: вокального репертуара, танцевального, игрового и материала для музицирования - используются с учётом возраста детей.
  • Атрибутика для танцев и игр подбирается педагогом согласно возрастным особенностям воспитанников: для малышей - атрибуты браслетики, для старших детей - атрибуты на палочках; для малышей - короткие ленты на кольцах, для старших детей - длинные ленты на кольцах; для малышей осенние листики двух-трёх цветов (жёлтые, красные), для старших детей – листики по видам деревьев (дуб, клён, яблоня) и так далее.

Для музицирования:

  • детям в младшей группе подбираются доступные детские музыкально-шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, барабаны, бубны.
  • для старших детей музыкально-шумовые инструменты и инструменты звуковысотные и различных тембров: треугольники, металлофоны.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда, дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

«Развитие развивающей предметно-пространственной среды влияющей на формирование творческого воображения дошкольников»

laquo;Развитие развивающей предметно-пространственной среды влияющей на формирование творческого воображения дошкольников»...

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...