Организация предметно-развивающей среды, как фактор развития творческого воображения дошкольников.
статья
Успешное развитие творческого воображения возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. К таким условиям относится соответствующая организация предметно – пространственной среды. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка.
Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_predmetno-razvivayushchey_sredy_statya.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно-развивающей среды, как фактор развития творческого воображения дошкольников.
Успешное развитие творческого воображения возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. К таким условиям относится соответствующая организация предметно – пространственной среды. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка.
Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.
Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления. В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях.
Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей, на их самостоятельное музицирование, оказывает правильная организация предметно-развивающей среды.
Образовательное пространство группы, в которой проходят музыкальные занятия, оснащено:
- Детскими стульчиками различными по размеру, с учётом возраста детей.
- Деревянной этажеркой с полками, предназначенной под атрибуты и детские музыкальные инструменты.
- Цифровым пианино.
- CD проигрывателем с колонками.
- Проектором и экраном.
- Ноутбуком.
- Гардиной по периметру группы для крепления декораций и украшения, что позволяет трансформировать пространство в зависимости от тематики проводимых с детьми и взрослыми мероприятий: праздничных утренников, досуговых мероприятий, родительских собраний, семинаров, круглых столов и так далее.
- Отдельным помещением со шкафами для атрибутики, костюмов, декораций и пособий.
- Различными атрибутами и декорациями
- Детским музыкально-шумовыми инструментами.
- Театральными костюмами.
- Музыкально-дидактическими играми и пособиями.
Музыкальным руководителем Теремецкой Анастасией Андреевной была проведена работа по оформлению музыкальных уголков в группах , что способствует одной из возможностью организации самостоятельной деятельности детей, где в наличии всегда:
- CD диски (flash-карты) для прослушивания в группах: музыки, песен в свободное от музыкальных занятий время, музыкальный материал с развивающими играми и танцами.
- Детские музыкальные инструменты.
- Иллюстрации по музыкальным темам (к песням и играм).
- Театральные атрибуты, элементы костюмов, кукольный театр.
Так же в образовательном учреждении было организовано отдельное пространство для хранения атрибутики, костюмов, декораций, музыкально-дидактических игр и пособий для музыкальных занятий.
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную и исследовательскую активность детей, (с учётом изменения - сезонной тематики, любого доступного детям тематического материала и творческих потребностей), таким образом, развивающая среда является вариативной.
Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: физическое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие).
Для развития физических качеств используются в музыкально-ритмической деятельности, в театральной деятельности, танцевальной деятельности:
- ленты (короткие и длинные, разноцветные), ленты узкие на палочках для движения, ткань «море», ткань «снег», разнообразные шарфы, ткань-метель из органзы.
- Цветы декоративные.
- Бабочки подвижные на палочках.
- Мячи, кольца, обручи, кегли.
- Иллюстративный материал («картотека танцевальных движений») для сохранения и укрепление физического и психического здоровья детей, формирования представлений о здоровом образе жизни через музыкальное воспитание.
Для познавательного развития:
- Картотека считалочек и развивающих музыкальных игр.
- Портреты композиторов.
- Атрибуты различные по цвету: на три цвета, на два цвета и по цветам радуги (ленты, цветы, мячи).
- Атрибуты различные по размеру (ленты, кубики, бубны, маракасы, треугольники)
- Презентация «Музыкальные театры и концертные залы Санкт-Петербурга».
- Картотека музыкальных загадок.
- Интерактивные видеоигры: «оркестр», «ритмические загадки»
- Музыкальные инструменты различных тембров и видов:
- Треугольники.
- Бубны.
- Деревянные ложки.
- Детские маракасы.
- Детские кастаньеты.
- Погремушки.
- Палочки – клавесы (с лентами).
- Аккордионы.
- Игрушечные деревянные балалайки.
- Свирели и прочее.
Для художественно-эстетического развития:
- Картотека картинок и художественных иллюстраций по различным темам.
- Костюмы театральные детские и взрослые и элементы костюмов: костюмы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Снегурочка», «Дед Мороз», «Буратино», животные (медведь, волк, заяц, лиса, мышка, лягушка, кот, ёж).
- Детские маски животных.
- Презентации по музыкальному воспитанию и другим темам, связанным с тематикой музыкальных занятий и мероприятий.
и прочее.
Для социально-коммуникативного развития:
- Атрибуты для коммуникативных танцев: «фетровые шляпки», верёвочки, палочки, платочки и так далее.
- Картотека музыкальных игр и хороводов русского фольклора
- Атрибуты для девочек и мальчиков: розовый цветок и голубой цветок, платочки для танцевальной деятельности (синие и красные), ленты-ручейки для девочек, ткани-метели для девочек, фонарики для мальчиков «гномов», и так далее.
- Презентация по теме «Лошадки в Городе Санкт-Петербурге».
Для речевого развития:
- Картотека пальчиковых игр.
- Логоритмические игры и танцы.
- Дидактические игры: «Солнышко и тучка» и «Бабочка на полянке».
- Артикуляционная гимнастика.
- Мнемотаблица «Это музыкальный инструмент!».
- Картотека фольклорных игр и хороводов под собственное пение.
Организация предметно-развивающей среды на музыкальных занятиях построена в соответствии с возрастными особенностями воспитанников:
- Картотеки: вокального репертуара, танцевального, игрового и материала для музицирования - используются с учётом возраста детей.
- Атрибутика для танцев и игр подбирается педагогом согласно возрастным особенностям воспитанников: для малышей - атрибуты браслетики, для старших детей - атрибуты на палочках; для малышей - короткие ленты на кольцах, для старших детей - длинные ленты на кольцах; для малышей осенние листики двух-трёх цветов (жёлтые, красные), для старших детей – листики по видам деревьев (дуб, клён, яблоня) и так далее.
Для музицирования:
- детям в младшей группе подбираются доступные детские музыкально-шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, барабаны, бубны.
- для старших детей музыкально-шумовые инструменты и инструменты звуковысотные и различных тембров: треугольники, металлофоны.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда, дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt
Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС. ...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
«Развитие развивающей предметно-пространственной среды влияющей на формирование творческого воображения дошкольников»
laquo;Развитие развивающей предметно-пространственной среды влияющей на формирование творческого воображения дошкольников»...
Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...
"Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как фактор развития творческих способностей дошкольников"
Доклад к выступлению на Педагогическом совете в ДОУ....
"Организация предметно-развивающей пространственной среды группы детского сада"
О том, как организовать зоны в группе...