Консультация для воспитателей ДОУ "Методы снижения голосо-речевой нагрузки"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snizhenie_goloso-rechevoy_nagruzki.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №39 «Пчёлка»
«Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОУ»
Подготовила воспитатель:
Блинова Наталья Павловна
Химки 2018 г.
Голос и речь играют большую роль в работе воспитателя. Между тем, зачастую, педагоги неразумно используют эти инструменты в профессиональной деятельности в течение дня: нерационально распределяют словесные, наглядные и практические метолы, злоупотребляют повышенным тоном или наоборот, без необходимости используют шепотную речь. Все это может стать причиной заболевания голосового аппарата.
Так , наблюдения показывают, что доля использования педагогами в первой смене составляет – 64%, а во второй смене – 50%.
Рабочий день воспитателя начинается с приема детей в группу и происходит он по- разному, и всегда требует от педагога повышенной концентрации внимания, т.к. приходится одновременно работать с детьми и родителями. Необходимо сохранять самообладание, т.к. незначительное повышение голоса может испугать дошкольников и обострить ситуацию.
Для снижения голосо- речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:
- Размещайте на стендах памятки для родителей, как нужно готовить детей к д/с после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка;
- Используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает».
- Разговаривайте с родителями негромко, используя суггестивность- способность голосом воздействовать на эмоции и поведение независимо от смысла произносимых слов. Заключается в том, что говорящий с помощью некоторых нюансов тембра воздействует на слушателей, овладевает их вниманием, стимулирует нужные поведенческие реакции. Так вот с помощью такой способности голоса создавать положительный эмоциональный фон для общения с родителями.
После приема в первую половину дня организуется утренняя гимнастика, завтрак, занятия, прогулка и т.д. Практически в каждый из этих режимных моментов воспитатель вынужден сочетать речь и движение , что усиливает нагрузку на голос. При реализации коммуникативной функции речи для воспитателя большое значение имеет владение невербальными средствами общения : интонации взрослого, его взгляд, улыбка, жест.
Применение громкой речи и переход на крик на занятиях недопустимы, т.к. это создает неблагоприятный эмоциональный фон, снижает усвоение материала, а также приводит к риску возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата.
Для снижения голосо- речевой нагрузки на занятиях:
- Создайте знаковую систему общения с детьми в группе; н-р, если звенит колокольчик – садимся за столы и т.д.
- Используйте современный дидактический материал в соответствии с возрастом. Который вызовет интерес у детей;
- Постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомические средства при возникновении шумных ситуаций, переключите их внимание, тогда дети начнут успокаиваться.
- Назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить материал к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения.
- В конце занятия активизируйте речь детей – попросите рассказать , что понравилось, напомните основные моменты с помощью схемы, рисунка. Для оценки каждого момента используйте сигнальные значки (для млад. – кружочки красные – понравилось, синие – не понравилось..Для старших детей- оценить занятие устно по 5 бальной системе.)
В ходе самостоятельной деятельности детей:
- Не отвлекайте на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность детей;
- Делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой;
- Привлекайте внимание детей с помощью красивых мелодий, сигнальных карточек, сказочных игрушек, а не повышение голоса;
- Напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки с помощью разных приемов:
н-р, сказки о пылесосе Пылесосовиче. Импровизируемая сказка должна быть интересной.
Во время прогулки для снижения голосо – речевого напряжения предложить спец. Подготовку детей к прогулке, в т.ч. выработке системе жестов и знаков; н- р, когда поднимут правую руку вверх – подойти к нему, две руки – построиться парами и идти в группу.
Во время обеда слова, тон и улыбка воспитателя должны способствовать созданию комфортного психологического климата в группе. В тоже время дети осваивают элементарные этические нормы, а произнесения названия ингредиентов блюд развивают словарный запас детей.
Подготовка ко сну предусматривает речевое взаимодействие с детьми. Приходится почитать сказку, с мягкой настойчивостью попросить тишины. Здесь большое значение имеет мелодичность и суггестивность речи.
Детский сон – время для отдыха голоса педагога- можно заполнить документы, готовить пособия к занятиям.
Вторая половина дня так же предполагает дальнейшее взаимодействие педагога мс детьми: подъём, одевание. Полдник . сам. Игры.
Вечером детей начинают забирать родители и с каждым из них педагог проводит беседу, делится св. наблюдениями, дает рекомендации. Общение с родителями требует от педагога безукоризненного владения голосом: ничто не должно показать усталость или тревогу иначе ухудшится коммуникативное взаимодействие между участниками образовательных отношений.
Для снижения голосо- речевой нагрузки в конце рабочего дня:
- Организуйте с детьми тихую игру или почитайте книгу;
- Предложите вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итог дня;
- Послушать спокойную музыку.
Таким образом, в течение дня педагог испытывает большую нагрузку на голос. Но важно отметить, что на состояние голоса оказывает влияние и возрастные изменения, повышенная влажность, сквозняки, курение и т.д. Поэтому необходимо выполнять несложные правила:
- Следить за своим здоровьем;
- Соблюдать правила гигиены голоса;
- Контролировать нагрузку на голос;
- Использовать «педагогические уловки», дать отдых голосу.
- Не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонации адекватно педагогической ситуации.
Практическая часть
Упражнения на снятие мышечного напряжения и укрепление голоса воспитатели могут выполнять самостоятельно, также включать в занятия с детьми.
Упражнения на общее расслабление необходимо выполнять в конце рабочего дня или перед сном
- Произнесите одно и то же предложение, лежа, стоя, сидя.
- Потянитесь вверх, напрягите свое тело (сделайте вдох) и как будто «бросьте» все тело вниз(сделайте выдох)
- Поднимите руки вверх, потом опустите вниз сначала кисти, затем согните локти и бросьте руки вниз,
- Прямо, ноги на ш.п. сделать медленный полунаклон корпуса вперед- вдох, вернитесь в и.п. – выдох (можно протяжно тянуть :м-м-м-м)
В начале дня можно провести вибрационный массаж гортани
Массаж проводится постукиванием кончиками пальцев при одновременном произнесении сонорных и др. согласных
- От середины лба к ушам
- От спинки носа к ушам
- Под носом от середины верхний надгубной части лица к ушам
- По подбородку с произнесением звука з-з-з-з
- Голосовое упр-е с произнесением звука о-о-о-о-о, у-у-у-у, которые произносят протяжно , как можно более низким голосом
Дыхательная гимнастика
Правильное речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и длительным выдохом. Упражнения проводят в спокойной обстановке под релаксационную музыку в конце дня:
- «Тянем канат»:и.п. ноги на ш.п., руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть. Р. Согнуть в локтях как будто потянуть канат, сделать короткий вдох. верн. в и.п.
- «Поворот головы» стоя прямо, повернуть голову вправо и сделать короткий вдох. Вернуться в и.п.
- «Марш» прямо, руки вдоль тела. Поднять вверх правое колено и потянуть к нему левый локоть. Момент соприкосновения – короткий вдох. Верн. В и.п. тоже с др. ногой
Дыхательные упражнения следует начинать со снятия эмоционального и физического напряжения. Для этого надо сесть на стул , принять удобную позу для релаксации, руки свободно лежат на коленях, ноги чуть расставлен, голова слегка опущена вниз.Закрыть глаза, расслабить лоб, брови и нарисовать в воображении картину отдыха, постараться полностью расслабиться. Выходить из состояния расслабления надо постепенно.
Работа над голосом
Озвучивание дыхания- вдох через нос, выдох через рот с подключением голоса виде звукоподражания «шмелю», «ветру».
Работа над дикцией
Упражнения на дикцию и артикуляцию направлены на выработку умнияе правильно произносить звуки, что достигается с помощью скороговорок, которые важно произносить не столько быстро, сколько отчетливо:
- Королева Клара карала Карла за то, что Карл украл кораллы.
- Дал взятку – ты взятодатель , а взял взятку – ты взятковзятель.
Артикуляционная гимнастика для губ
«Жвачка».Делаем активные крупные жевательные движения.
«Почесывания». Начинаем с поочерных покусываний верхней и нижней губы с убыстрением темпа.
«Соломинка». Вдох через нос, пауза, выдох так. Будто вы через соломинку пускаете пузыри в стакане с водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в процессе образовательной деятельности».
Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, именно с их...
Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации
Консультация предназначена для воспитателей общеразвивающих и коррекционных групп...
"Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в учебно - образовательной деятельности"
Голос и речь воспитателя - важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, а также средство реализации методических и дидактических задач.В условиях, когда количество детей в группе в некотор...
Консультация для педагогов "Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации"
Голос и речь воспитателя — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а...
Консультация для воспитателей на тему: «Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО»
Характер педагогического труда и условия, в которых он осуществляется, предъявляют повышенные требования к голосо-речевой функциональной системе. Вместе с тем вопросы воспитан...
Консультация для педагогов " Оптимизация голосо-речевой нагрузки воспитателя в учебно-образователной деятелности"
Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, име...
Консультация для педагогов на тему: «Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации»
Цель: оказание теоретической помощи воспитателям в вопросе голосо-речевой нагрузки в учебно-воспитательном процессе, знакомство со способами оптимизации голосо-речевого режима....