Самообразование. Семинар-практикум для педагогов Представление методики авторов К.К. Утробина, Г.Ф. Утробиной «Рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» 2019г.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Перевертнева Наталия Ивановна

           Меня заинтересовал и привлек оригинальный и очень увлекательный способ рисования – метод тычка, разработанный авторами К.К. Утробиной и Г.Ф. Утробиным. Как раз такой метод даёт возможность детям изображать объекты живой и не живой природы, передавая характерные особенности в различном положении: статичном,  в движении, а также их структуру. В данной методике предоставлен опыт обучения рисованию методом тычка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_metodom_tychka.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для педагогов  представление методики авторов К.К. Утробина, Г.Ф. Утробиной «Рисования методом тычка с детьми 3-7 лет»

Цель: создать условия для профессионального роста и самореализации инновационной технологии «Рисование методом тычка»

Актуальность:

            Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так ка оно связанно с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

 В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Как научить малышей рисовать?  У детей дошкольного возраста ещё не сформированы художественно-изобразительные цели рисования, они не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и  эстетического восприятия. Так сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несёт вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удаётся детям в силу их возрастных особенностей.  Ребёнок ещё не осознаёт, что та или иная линия у него не получилась, и  поэтому не стремится её исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот приём как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо исполненный рисунок – это не самовыражение ребёнка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать.

                Ещё одним на взгляд авторов методики, не ориентированным на столь юный возраст приёмом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоским,  а при использовании акварельных красок – ещё и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пёструю окраску и объём. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребёнок вынужден промокать кисть, а потом ждать,  когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребёнок торопится  - рисунок получается расплывчатым. Всё это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка. Особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев. Есть не мало методик проведения с дошкольниками занятий по рисованию.

           Меня заинтересовал и привлек оригинальный и очень увлекательный способ рисования – метод тычка, разработанный авторами К.К. Утробиной и Г.Ф. Утробиным. Как раз такой метод даёт возможность детям изображать объекты живой и не живой природы, передавая характерные особенности в различном положении: статичном,  в движении, а также их структуру. В данной методике предоставлен опыт обучения рисованию методом тычка.

Задачи работы:

  1. Изучить методику «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» К.К.Утробина, Г.Ф. Утробин.
  2. Разработать план занятий с детьми Подготовительной группы.
  3. Изготовления технологических карт по рисованию тычком
  4. Провести мастер-класс для педагогов «рисование тычком»
  5. Провести мастер-класс для родителей «Рисование тычком»
  6. Создать выставку детских работ,  педагогов и родителей:  «Пушистые картинки»

Гипотеза: изучив новую методику рисования методом тычка   и применив её   в работе с детьми, решаются две взаимосвязанные задачи:

- во-первых, пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

- во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

Введение в тему:

Метод тычка как увлекательный способ рисования

            Авторы методики предлагают метод рисования. Который не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причём необязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания  тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются  более приближёнными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жёсткая кисть. Использование губки или ваты исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения. При этом должна получится большая «пушистая» точка. Причём, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее  и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для её высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «почувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода тычка с рисованием  отдельных мелких  деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объёмными и живыми за счёт многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета. А потом внутри его.

Преимущества метода тычка

Предлагаемый метод:

  • Позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму;
  • Даёт возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
  • Формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребёнок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);
  • Способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребёнку, так и окружающим.

Техника рисования тычком

Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом тычка, важно понять технику рисования тычком. При рисовании этим способом:

  • Гуашь   для занятий должна быть густая. Лучше всего её раскладывать понемногу (3-4мм) в маленькие розетки;
  • Бумагу можно использовать любых цветов и размеров. Тонирование бумаги лучше всего делать накануне занятия – акварельными красками широкой кистью;
  • Кисточек должно быть не менее двух (одна обязательно жёсткая, лучше из натуральной щетины). Самое главное жёсткая кисть должна быть сухой, то есть её не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендуется подрезать кисть на 2-3 мм. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.
  • Каждому ребёнку нужен небольшой лист бумаги, для проверки тычка и правильности выбора цвета.
  • Необходимы также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш.

           Нарисуйте на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Наберите на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, выполните несколько произвольных тычков на любом листочке бумаги. Затем начинайте рисовать тычками прямо по линии, делая тычки рядом друг с другом.

            Необходимо, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом. Потом на этом же листе нарисуйте круг и, набрав гуашь на кисть, снова начните делать тычки по линии круга, а потом внутри него.

Методические рекомендации по рисованию способом тычка

                 Занятия с детьми по рисованию способом тычка проводятся 1-2 раза в месяц. Время занятия устанавливается согласно возрастной группы. Каждое занятие является комплексным.  Его цель – расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Процесс рисования сопровождается познавательными моментами,

пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физкультурные минутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика).

Каждое занятие сопровождается упражнением-разминкой с кисточкой. Проговаривая вместе с детьми следующие слова.

Кисточку возьмём вот так:   (рука опирается на локоть, кисточку держать

Это трудно? Нет, пустяк.               тремя пальцами выше металлической части.)

Вверх -  вниз, вправо – влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потои по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем: раз, раз…                    (Кисточку ставить вертикально,

Всё получится у нас!                       Сделать несколько тычков без краски.)

Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета.  Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называют вслух его части (например, голова, уши, спина. хвост и т.д.). Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутков между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и др.) дети рисуют концом тонкой кисти.

              Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объём, приближенные к реальным. Для усвоения техники рисования можно предложить детям закрасить тычками несколько работ по контуру, нарисованному воспитателем.

Предполагаемый результат при рисовании способом тычка.

Методика рисования способом тычка апробирована, в городах Есентуки, Москва, Пермь. Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный способ. Как уже отмечалось, рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования.

                Темы занятий по тычковому рисованию, предложенные в методике, интересны и понятны детям. Упражнения для рук с карандашом и кисточкой, предлагаемые физкультурные минутки легко запоминаются и могут быть использованы и на других занятиях или в играх детей.  Если дети нарисуют более 20 работ методом тычка, у них уже будут сформированы устойчивые навыки рисования. Как показала практика, дети могут сами рисовать контуры некоторых предметов. Главное увлечь детей темой, помочь им усвоить приёмы изображения окружающего мира с помощью круглых, овальных, треугольных форм в различных сочетаниях, и тогда рисование станет увлекательным занятием для детей и педагогов.

                 Если нужно сделать подарки или приглашения на праздник, подготовить детские работы для выставки, то палочка-выручалочка – это тычковое рисование. Работы детей в предложенной технике получаются интересным, выразительными, красочными и радуют ка самых маленьких художников. Так и их родителей.

Перспективный план НОД по рисованию способом тычка в Подготовительной группе ДО.

месяц

Тема

Содержание

1

сентябрь

1.«Осень вновь пришла»

2. «Астры в вазе»

3. «Ежата на полянке»

Цель: закреплять и расширять представление о приметах осени. Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть

Цель: углублять представление о цвете и геометрических фигурах (круг)

Цель: учить рисовать ежей в движении; формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть

2

октябрь

1.«В садах созрели яблоки»

2. «Лягушки»

Цель: учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Цель:расширять знания о животном мире (о земноводных). Учить бережному, уважительному отношению к живой природе. Учить детей понимать жанр шутливой сказки. Обогащать словарный запас.

3

ноябрь

1.«Домовые мыши»

2. «Пингвины на льдине»

Цель:расширять знания детей о животных, учить делать выводы в процессе беседы, закреплять навыки счёта. Учить рисовать мышей, используя способ тычка.

Цель:познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов, используя метод тычка.

4

декабрь

1. «Зимний лес»

2. «Удивительная новогодняя история»

Цель: развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.

Цель: расширять знания о праздниках. Учить рисовать сюжет по предложенному произведению

5

январь

1. «Снегири на ветках»

2. «Шишки на ветке»

Цель: учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Цель:учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком.

6

февраль

1. «Снежная семья»

2. «Совы»

Цель: учить рисовать снеговиков разных размеров; закреплять приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику рисования тычком.

Цель:познакомить детей с особенностями строения и образа жизни совы. Расширять знания детей о живой природе.

7

март

1. «Подарок маме»

2. «Мимозы»

Цель:учить детей рисовать разнообразные цветы. Используя метод тычка. Воспитывать желание делать подарок родным и близким.

Цель:учить рисовать цветы; совершенствовать технику рисования тычком.

8

Апрель

1.«Белые лебеди»

2. «Черепахи

Цель:расширять знания о птицах; совершенствовать технику рисования тычком.

Цель:учить рисовать черепах, используя метод тычка. Развивать внимание и интерес к живому миру, его многообразию.

9

май

1.«Берёзы весной»

2. «Попугаи»

3. «Бабочки»

Цель:углублять знания о временах года. Развивать эстетическое восприятие. совершенствовать технику рисования тычком.

Цель:учить детей рисовать попугаев.

Цель:расширять знания о насекомых воспитывать бережное отношение к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Техника нетрадиционного рисования - "метод тычка" - "Снегири на ветках". Автор-составитель педагог 1й квалификационной категории Шкилева Елена Валерьевна

Непосредственно образовательная деятельность "Снегири на ветках" соответствует проведению тематической  недели "Наши пернатые друзья". Данный вид деятельности формирует  у детей обобщённое представлен...

Консультация для воспитателей «Увлекательное рисование методом тычка с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей  «Увлекательное рисование методом   тычка с детьми дошкольного возраста»...

Совместная деятельность с детьми по рисованию методом тычка в подготовительной группе "Рисуем экскаватор".

Познакомить детей с функциональными особенностями машины-экскаватор, её основными частями. Учить рисовать машину, сравнивая с геометрическими фигурами, методом тычка...

Консультация для родителей: "Увлекательное рисование методом тычка с детьми от 3 до 7 лет".

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с саомстоятельной практической и творческой деятельностью ребенка....

Творческая работа с детьми в группе раннего возраста "Снеговик" Нетрадиционная техника рисования "Методом тычка"

Творческая работа с детьми во второй группе реннего возраста "Снеговик". Нетрадиционная техника рисования "Методом тычка"...