Работа с педагогами
материал


Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

КОНСПЕКТ

деловой игры для педагогов

 «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовила:

воспитатель Османова С.Д.

2018 г

Цель:  актуализировать знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

- повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

- углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

- обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;

- вызвать интерес педагогов к данной теме.

Вступительное слово.

М. А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека»

Ребёнок - дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой края, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине.

А что такое Родина? … Как вы понимаете это?...

Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь, и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что… »

А что по вашему мнению означает слово патриотизм?... 

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства 

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.

У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система работы по патриотическому воспитанию включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное. 

Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое. У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.

Реализуется патриотическое воспитание через такие формы как:

- создание развивающей среды;

- тематические занятия;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии).

Мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы.

Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Правовая академия». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Ход игры.

Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды.

Станция № 1. Эрудиты

Вопросы командам.

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство) 

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна).

3. Что означают цвета Российского флага?

Белый (Справедливость, мир, благородство, чистоту)

Синий  (Отвагу, трудолюбие, вера и верность)

Красный  (Сила, кровь, пролитая за Отечество)

4. Что символизирует двуглавый орел на гербе России? (Единство, власть).

 Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т.е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской т.е. духовной, власти церкви.

5. Официальная эмблема государства. (Герб.) 

6. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

7. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации?

-Областным законодательством;

-Федеральным конституционным законом;

-Местным законодательством.

8. Назовите города федерального значения (Москва, Санкт – Петербург).

9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - красивая.)

10. Дата принятия Конституции РФ. (12.12.1993.).Достаточно год.

11. Кто основал Москву?

(Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Мономаха.)

12. Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне.) 

Станция № 2. Экологическая акция

Акция «Здоровая среда – дело каждого». Я предлагаю вам присоединиться к данной акции и составить свой план работы  ДОУ на лето 2016 года (на месяц).

Например:

-Создание детского экологического патруля  «Лесовичок и компания»;

-Конкурс–проектов: «Участок моей мечты»;

-Акция по озеленению территории ДОУ «Здесь - должно быть дерево»;

-Детская экспедиции в экологический центр.

Станция № 3. Знатоки русской народной культуры

Вопросы командам.

1.Перечислите русские народные песни. («Солдатушки, браво ребятушки», «Ой, то не вечер», «Во поле берёза стояла» ...). Перечисляют по очереди.

2. Перечислите русские народные потешки («Кисонька -мурысенька», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима» …) 

3.Перечислите русские народные сказки («Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», «Колобок», «Жихарка» …)

Станция № 4. «Правовая академия»

Вопросы командам.

1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка). 

В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет).

2. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).

 С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет).

3.Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца? (Похищение детей) 

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке).

Станция № 5. «Цветы толерантности»

Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности.

 Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. Я раздам вам лепестки и примеры.

Задание I команде. Сделайте цветок толерантности из основных черт толерантной личности:

- терпение;

- умение владеть собой;

- доверие;

- чуткость;

- способность к сопереживанию;

- снисходительность;

- расположение к другим людям;

- чувство юмора;

- терпимость к различиям;

- доброжелательность;

- гуманизм;

- умение слушать;

- несклонность осуждать других.

Задание II команде. Сделайте цветок толерантности, который состоит из шагов, ведущих к толерантности:

- желание быть толерантным;

- стремление человека стать лучше;

- постоянное саморазвитие (личностный рост);

- умение ставить себя на место других;

- не осуждать;

- замечать мелочи и тонкости;

- замечать особенности ситуации;

- подключать интуицию и воображение;

- расширять свой круг общения;

- знакомиться с другими культурами  (традициями);

- улучшить самоконтроль.

Рефлексия «Всё в наших руках»

На основании проведенной игры, предлагаю вам выбрать и записать основные направления нравственно - патриотического воспитания и записать их на гранях кубах.

Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам. Воспитание патриотических чувств у детей в ваших руках.

Список используемой литературы:

• Алешина. Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004

• Белая Н. Б. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004 «Серия «Библиотека руководителя ДОУ»

• Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006

• Журнал «Дошкольная педагогика» № 10, 2012 г.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

ПАМЯТКА

для педагогов на тему:

«Предметно-развивающая среда

в патриотическом воспитании дошкольников»

Подготовила:

воспитатель Османова С.Д.

2017 г

Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера.

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений современного образования. Поэтому, необходимо серьезно подойти к созданию патриотического уголка в каждой возрастной группе дошкольного учреждения.

Требования к содержанию и оформлению патриотических уголков:

- Оборудование патриотического уголка: стеллажи, полки, этажерки для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.

- Соответствие содержания образовательной программе ДОУ;

- Материал, содержащийся в патриотическом уголке, должен соответствовать возрасту детей группы, быть направленным на развитие познавательных способностей в познавательно-исследовательской деятельности;

- Оборудование патриотического уголка должно обеспечивать разнообразную познавательную и игровую деятельность под руководством взрослых.

- Разнообразность и доступность дидактического материала для самостоятельной деятельности детей.

По возможности, весь материал должен быть вариативным, что обеспечит разнообразие использования материала в дидактических играх, самостоятельной игровой деятельности, формируя и закрепляя патриотическое видение, создавая нужный образ для дальнейшей практической деятельности дошкольников.

Методические рекомендации по оформлению патриотического уголка.

1.Не следует перегружать патриотический уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.

2. Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в коробки, папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.

3. Представление и защита патриотического уголка с умением продемонстрировать творческий подход к применению дидактических пособий.

4. Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников.

Приветствуется творческий подход педагога в создании предметно-развивающей среды.

Учитывая программные требования в патриотическом воспитании дошкольников можно приблизительно рекомендовать содержание уголков в зависимости от возрастной группы:

Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах».

Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественная литература для малышей.

В уголок средней группы добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и ДОУ добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города, знаменитыми соотечественниками, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб), а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества».

В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты Главы республики, мэра города); карты края, адаптированные для детей. Вводится материал о православии.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов на тему:

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовила:

воспитатель Османова С.Д.

2017 г

Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Задачи нравственно-патриотического воспитания.

1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями.

2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом.

3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье.

4. Расширение знаний ребенка о городах России.

5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду.

6. Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека.

7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном.

8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов.

9. Развитие чувства гордости за достижения родины.

Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.

Методы патриотического воспитания.

Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.

Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.

Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.

Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.

Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.

Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.

Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.

Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.

Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.

Участие в праздниках.

Участие в посильных общественно-полезных работах.

Формы патриотического воспитания.

1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край».

2. Знакомство детей с культурой, бытом и традициями родного края, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.

3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.

4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к монументам.

5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т.д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.

Материалы для работы по патриотическому воспитанию.

- Репродукции картин.

- Методическая литература.

- Наглядные и дидактические пособия.

- Иллюстрации различных видов войск, портреты героев.

- Современные средства ТСО.

- Аудиозаписи.

- Карты, атлас, глобус.

- Художественная литература.

- Государственная символика.

Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?

Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека. Именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем.

Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине являются: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, приобщение к отечественной культуре.

Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».

1. Необходимо воспитывать в ребенке бережное отношение к окружающим вещам, игрушкам и книгам, объяснять ему, что в каждую из этих вещей вложен труд человека. Формируйте интерес к чтению, ходите с ребенком в библиотеку, показывайте ему, как хранятся книги в библиотеке, и учите ею пользоваться.

2. Организовывайте экскурсии к памятникам, рассказывайте ребенку все о том, что вы знаете, об истории этих монументов (можно и даже нужно подготовиться заранее, если информации у вас не хватает). Вы увидите, ребенок заинтересуется. Также можно совершать «путешествия» по всей стране при помощи иллюстраций, красочной карты или глобуса.

3. Предложите ребенку построить дом, используя игрушечный строительный материал, а затем поиграйте с ним в «новоселье», разместите в доме «жильцов», ими могут стать любые игрушки, куклы, мишки и зайчики. Проверьте, удобен ли домик для жилья, прочно ли он построен, достаточно ли в нем уютно.

4. Воспитывайте уважение к хлебу. Расскажите ребенку, как выращивают хлеб, сколько в этот процесс вложено сил и труда. Понаблюдайте, как хлеб привозят, как его разгружают. Купите свежий, еще горячий хлеб вместе с ребенком, насладитесь его ароматом и вкусом – или испеките сами. Объясните ребенку, что хлеб нельзя выбрасывать, можно сушить из него сухарики или отдавать птичкам.

5. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу она приносит, что вы любите в ней. Ребенок должен иметь представление о том, кем и как трудятся его родители. Конечно, хорошо, если ваша работа доставляет вам радость, тогда ребенок будет видеть и чувствовать это.

6. Когда возвращаетесь из детского сада, поиграйте со своей крохой в игру «Кто заметит больше интересного?» Эта увлекательная игра не только интересна, но и развивает наблюдательность, формирует представление об окружающем мире. Дома можно продолжить игру, предложив малышу нарисовать то, что ему больше всего понравилось на прогулке.

7. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного края. Природа воспитывает в человеке отзывчивость и чуткость. Старайтесь как можно больше времени проводить на природе, зимой катайтесь на лыжах, летом – на велосипеде, или гуляйте пешком, выезжайте в лес, любуйтесь его красотой, наслаждайтесь пением птиц и журчанием ручьев. Приучайте ребенка охранять и беречь природу.

Содержание патриотического воспитания.

1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.

2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.

3. Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.

4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.

Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность работы.

Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности.

Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом и их активное вовлечение в педагогический процесс.

Готовый к нравственно-патриотическому воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

В заключение.

Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план.

В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий.

Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

 

Семинар - практикум

для педагогов ДОУ

«Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

Подготовила: воспитатель

Османова С.Д.

2016 г.

Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи семинара:

  1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  2. Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.
  3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
  4. Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.
  5. Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.

Основные принципы семинара:

  • Принцип без оценочности действий и личности участников;
  • Принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;
  • Принцип активности;
  • Принцип осознания поведения;
  • Принцип партнерского общения.

Предшествующая работа: участникам семинара было предложено подготовить ответы на вопросы:

-  Какие чувства вас одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса, в соответствии с ФГОС?

- Какие проблемы возникают у Вас при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС?

Содержание семинара:

  1. Рассмотреть понятия «проектирование в образовании», «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.
  2. Выделить потенциальные проблемы, используя метод «Шести шляп».
  3. Провести «Мозговой штурм» для поиска решений проблем.
  4. Познакомиться со способами разработки проектов, сконструировать модель реализации содержания образовательных областей на основе интегративного подхода с помощью «Системной паутинки».

Оборудование:  мяч, 6 шляп разных цветов, магнитная доска, корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, листы для записи, фломастеры, карточки по классификации проектов, карточки с образовательными областями и формами образовательной деятельности, слайдовая презентация, карты для комплексно – тематического планирования, мишень для рефлексии.

Ход семинара.

I. Вступительная часть (Участники семинара стоят по кругу)
Добрый день, дорогие коллеги. Приветствуем вас на семинаре «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей».  Давайте настроимся на работу.  Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу. 

Упражнение «Ассоциация» 

Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если педагог – это цвет, то какой?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

Если время года, то какое?

Если педагог – это вид спорта, то какой?

Если педагог – это цветок, то это…

Если педагог – это драгоценный камень, то какой?

Если педагог – игра, то какая?

Если педагог – это планета?

II. Основная часть.

 Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. 

Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.

1. Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов).

Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

В настоящее время перед детским садом поставлена совершенно иная задача - разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

2. Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать? Нам разобраться в этом поможет игра «Осенняя корзина» 

Игра «Осенняя корзина».

Цель игры: Практически показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».

Оборудование: Корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, времени года «Осень», ткани и т.д., лист А4 для записи, фломастеры.

Участники: Педагоги, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.

Ведущий: Посмотрите на предметы нашей игры. Тема «Осенняя корзина». Каждый специалист, педагог могут предложить формы и методы работы по данной теме. 

В течение 5 -10 минут придумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области. 

А, теперь, возьмите лист, фломастер. Я называю образовательную область, а Вы записываете, как можно там раскрыть данную тему, потом подписываете возрастную группу, специальность. Затем складываете листочек, закрывая свой текст, и передаёте по кругу соседу справа.

Называются образовательные области: («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»).

После этого листы открываются и зачитываются по очереди каждым педагогом.

Подводятся результаты, делаются выводы.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

3. Дайте определение «Что такое проект?»

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности. 

4. Предлагаю педагогам составить типологию проектов в ДОУ (воспитателям дана классификация проектов, к данной классификации надо подобрать тип проекта)

Типология проектов в ДОУ

Классификация

Типы

По количеству

 

Индивидуальные, парные, групповые, фронтальные

По содержанию

 

Моно проекты  (1 образовательная область)

Интегративные (2 и более образовательных областей)

По продолжительности

 

Краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца); долгосрочные проекты (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).

Ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационные – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.)

Комбинированные (универсальные) - представления 
с использованием предварительно изготовленных изделий
 (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

 

Кисилёва Л.В. все проекты разделила на типы: исследовательско-творческий, ролево – игровой, информационно-практико-ориентированный, творческий. Предлагаю педагогам определить тип проекта по содержанию.

Типы проектов в ДО (по Л.В. Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, исследуют, а затем оформляют результаты в виде газет или журналов, отчётов, докладов.

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы. Результатом могут быть предметы, которые используются в реальной жизни
(лук на подоконнике) или используются в оформлении группы (выращивание цветов).

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна, спектакля, постановки.

 

5. Проанализировать и воспринять проблему проектирования педагогического процесса и интеграции мы попробуем, используя метод «Шести шляп». Перед вами шляпы разного цвета, с соответствующим аспектом мышления.

Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко, примерить на себя. «Надевая» на себя ту или иную шляпу мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.

Красная шляпа выражает чувства и интуицию.   В режиме Красной шляпы у участников появится возможность высказать свои чувства, которые их одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса, в соответствии с ФГОС (предлагаю педагогам высказать свои чувства).

Снимем Красную шляпу и примерим Белую.

Белая шляпа информационная.

Обратимся к фактам.

В июне 2013 года вышел проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 15.07.2013г. вышел доработанный вариант ФГОС по результатам общественного обсуждения.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются следующие базовые ценности российского дошкольного образования: 

- поддержки специфики и разнообразия детства;

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

- личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

- уважение личности ребёнка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;

- осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной      группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет каким должно быть дошкольное образования, направленное на достижение каждым ребёнком оптимального для его возраста уровня развития с учётом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Основополагающий принцип ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Их пять:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе; других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость способствующих правильному формированию опорно–двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Одним из оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей –  деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

«Физическое развитие» - двигательная деятельность;

«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;

«Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность;

«Речевое развитие» - коммуникативная;

«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность

Настроимся на оптимизм, веру в успех, поиск преимуществ. Сменим Белую шляпу на Жёлтую.

Жёлтая шляпа: логический позитив.

Сформулируйте всевозможные выгоды и преимущества ФГОС в дошкольное образование, в частности принципа интеграции образовательных областей, комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.

Высказывания педагогов.

Подводя итог высказываний педагогов можно сделать вывод, что введение ФГОС в дошкольное образование направлено в первую очередь на обеспечение каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе. Для этого необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Однако, специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДО, должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, которые позволят ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Чёрная шляпа: критика.

Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерив ЧЕРНУЮ шляпу, поговорим о проблемах, возникающих у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС.

Высказывания педагогов.

Итак, проблемы, возникающие у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС связаны с отсутствием Примерных программ, методических разработок, которые учитывали бы основополагающие принципы, предъявляемые к образовательному процессу в ДО на современном этапе. Поэтому во многом мы действуем по наитию. Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших региональных и муниципальных методических служб.

Зелёная шляпа: креативность.

Сейчас мы проведем «Мозговой штурм», который позволит найти средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей. Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы.

Решать проблему будем на основе решения проблемы «Как заставить человека есть зеленый салат».

Давайте составим некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат:

- Тщательно очистить его

- Украсить салат

- Подать в необычной сервировке

- Добавить в салат необычные продукты, например, трюфели

- Придумать интригующее название

- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

- Убедить в полезности состава ингредиентов.

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т.е. решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его

Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить салат

Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)

Подать в необычной сервировке

Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме

Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

Интегрировать с другой деятельностью

Придумать интригующее название

Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить

Убедить в полезности состава ингредиентов.

Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.

Осталась последняя, не примеренная сегодня шляпа – Синяя шляпа (управление процессом). Она подразумевает системное мышление, организацию творческого процесса. Надев Синие шляпы, вы должны будете выполнить следующее задание: разработать проект. Но сначала давайте рассмотрим способы разработки проектов.

Системная паутинка по проекту

Познавательное развитие - ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, 
формы:

Речевое развитие 
- ведущая деятельность - коммуникативная,
 формы:

Физическое развитие -
ведущая деятельность -двигательная,
 формы
:

Социально-коммуникативное развитие - 
ведущая деятельность - игровая, 
формы:

Художественно-эстетическое  развитие -
ведущая деятельность - продуктивная, 
формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами 
формы:

«Модель трёх вопросов»

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность!

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Задание педагогам.

Вам надо разработать и записать проект способом «Системная паутинка» 

1 команда: составить системную паутинку (младшая группа)

Название проекта «Мир красоты»

Тема проекта «Чудо – коробочка с карандашами и красками».

Проблема: для чего нужны нам карандаши и краски.

Цель: способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности, через освоение детьми изобразительных материалов.

Результат проекта: составление коллективной композиции «Мы рисуем пальчиками и карандашами».

Познавательное развитие 
ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, 
формы:

Речевое развитие 
ведущая деятельность - коммуникативная,
 формы:

Физическое развитие 
ведущая деятельность -,двигательная,
 формы
:

Социально-коммуникативное развитие 
ведущая деятельность - игровая, 
формы:

Художественно-эстетическое  развитие
ведущая деятельность - продуктивная, 
формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами 
формы:

2 команда: составить системную паутинку (старшая группа)

Название проекта «Мир красоты»

Тема проекта «Кто такой художник или как рождается картина?»

Проблема: что необходимо для того, чтобы нарисовать картину.

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о творчестве художника, формирование позиции «творца».

Результат проекта: оборудование «Мастерской художника».

Познавательное развитие 
ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, 
формы:

Речевое развитие 
ведущая деятельность - коммуникативная,
 формы:

Физическое развитие 
ведущая деятельность -,двигательная,
 формы
:

Социально-коммуникативное развитие 
ведущая деятельность - игровая, 
формы:

Художественно-эстетическое  развитие
ведущая деятельность - продуктивная, 
формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами 
формы:

Таким образом: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. 

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе. 

III Заключительная часть.

Рефлексия.   Упражнение «Градусник» 

Всем участникам раздаются градусники, на котором, нужно отметить температуру

34 – не интересно, не нужно

36 – понятно, использую в работе

38 – сложно, не понятно, страшно

Список литературы:

  1. Кисилева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.
  3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. «Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы», - М.: Айрис - пресс, Москва, 2008 г.
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
  5.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008
  6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, N 4.
  7. Скоролупова, О. О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. [Текст] / О. Скоролупова,  Н.Федина  //Дошкольное воспитание. – 2010. N5
  8. Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. [Текст] / О. Скоролупова,  Н.Федина  //Дошкольное воспитание. – 2010  N7
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

«Инновационные игровые технологии для

 старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель Османова С.Д.

2019 г

«… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

                                                                Эрик Берн

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средстватехнологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса.

К инновационным педагогическим технологиям относятся:

- здоровьесберегающие;

- технологии проектной и исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные;

- технологии «лэпбук»;

- личностно-ориентированные;

- игровые технологии;

- технологии проблемного обучения и др.

Игровые технологии.

Цель игровых технологий – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровых технологий  решают ряд задач:

- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды и др.).

Компоненты игровых технологий

Компоненты игровых технологий

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила, игровые действия

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

С введением ФГОС ДО  по пяти образовательным областям игровые технологии включают в себя:

Социально-коммуникативное развитие – игровые тренинги, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;

Познавательное развитие  - здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей;

Речевое развитие - игровые технологии направленные на развитие мелкой моторики, игровые технологии направленные на развитие артикуляционной моторики, игровые технологии направленные на развитие дыхания и голоса;

Художественно-эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие - включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

В настоящее время существует большое количество инновационных игровых педагогических технологий интеллектуального развития дошкольников.

Технология развивающих игр

 

Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.

1. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

2. Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.

3. С большим интересом дошкольники занимаются играми В. Воскобовича.

 «Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.

«Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи, сенсорных и творческих способностей). Формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами («гибкость», «прозрачность»), соотношение целого и части.

В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

4. Достигать раннего развития пространственного мышления, сообразительности ребенка помогает использование игр известного итальянского педагога Марии Монтессори:  «Рамки и вкладыши»«Уникуб».

5. Развивающая игра Нуммикон - это программа, система и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики, а также детей с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении математики, с интеллектуальными нарушениями. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.

6. Игровое пособие Фрёбеля - это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира, ребенок переходит к абстракциям и погружается в мир науки через игры Фребеля.

7.Игры  Б. П. Никитина представляют собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых  и технических  игр и напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается соединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Технология ТРИЗ

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Пособие «Кольца Лулля» - эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется практически во всех видах образовательных областях: социально-коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной, речевой.

 

Список использованных источников

1. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспиатние. —1991. — № 11.

2.  Карелина С. Н. «Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича В. В.»

3. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»

4. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»

5. Г. В. Фадина [и др.]. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях — Балашов, 2004.

6. http://www.consultant.ru

7.  http://www.logozavr.ru

8. http://www.google.ru

Используемые игры и упражнения

Упражнение – разминка «Карандаши»

Дошкольникам раздаются карандаши (по одному карандашу на каждого). Задача участников зажать и удержать карандаши между пальцами рядом стоящих партнеров по игре. Сначала упражнение выполняется в парах, которые располагаются напротив друг друга на расстоянии 40-60 см. Дети пытаются удержать карандаши подушечками указательных пальцев. 

Дается инструкция совершать движение руками вверх-вниз, перед собой совершая вращение по кругу и т. д.

Затем из участников всей группы формируется большой круг, карандаши аналогичным образом зажимаются между подушечками указательных пальцев. Дети должны синхронно выполнять следующие движения:

•    Поднять руки вверх и опустить их.

•    Совершить шаг вперед, и, например, два шага назад.

•    Присесть, встать.

•    Наклониться вперед, назад.

Упражнение способствует развитию толерантности по отношению к друг другу. Как правило, в группе оказывается один или два участника с недостаточной моторной координацией, у которых карандаши падают и по условиям игры необходимо начинать все сначала. 

Ведущий поясняет детям следующее, что для того чтобы научиться понимать другого человека необходимо научится его чувствовать, совершать с ним совместные действия, учитывать его желания. 

Игра «Почему так произошло?»

(технология ТРИЗ)

Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.

Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»

Например:

1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.

2.Самосвал с грузом не  пришел по назначению вовремя.

Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Варианты:

1.Собака погналась за курицей.

2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.

     1.Молоко выкипело.

     2.Самолет совершил вынужденную посадку.

1.Папа раскрыл книгу.

2. Комната наполнилась дымом.

     1.Котенок подошел к блюдечку.

     2.Мальчик не выучил урок.

1.Дворник взял метлу.

2.Мама вдела нитку в иголку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей ...

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Консультация для педагогов "Устранение нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов и родителей."

                В период дошкольного обучения, занятий  с логопедом  необходимо по возможности максимально устранить дефектное произношение зву...

«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».

Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе социального педагога в работе ДОУ с семьей»

Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов.  Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.Семья и детский...