ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
методическая разработка

Скитикова Татьяна Александровна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

 

         Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» выделяется специальный раздел, в котором акцент ставится на создании условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье выделено в отдельное направление. Однако наряду с бесспорными достижениями, связанными, в первую очередь, с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения, в последние годы вопросам формирования здорового образа жизни уделяется недостаточное внимание. В многочисленных исследованиях физиологов, психологов, педагогов убедительно доказывается негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения. Кроме того, ухудшение здоровья детей обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками в здравоохранении и внутренними причинами системы образования. В соответствии с этим одним их ключевых направлений современного образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни и разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий.

         Одним из требований при организации учебного процесса в дошкольном учреждении является строгое соблюдение охранительного педагогического режима. Несмотря на большой объем традиционных, их резерв далеко не исчерпан. Одним из источников здоровьесберегающих мероприятий является музыка, а в частности музыкальные занятия в дошкольных учреждениях.

         Музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние, являются внешними возбудителями положительных эмоций. Под влиянием эмоционального тонуса происходит улучшение психомоторных и вегетативных реакций, что положительно сказывается на общем физическом состоянии дошкольника. Кроме того, музыкальные способности, в свою очередь, занимают определенное место в структуре интеллекта и не могут рассматриваться в отрыве от общих черт личности.  

           Наиболее важным вопросом здоровьесбережения является развитие детского голоса. В процессе пения ребёнок получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, повышается социальная активность, приобретаются новые средства эмоционального выражения, облегчается процесс формирования отношений с окружающими.

 

 

Пение влияет непосредственно и на гормональную работу клеток, вырабатывающих ферменты. Воздействие с помощью музыки, на реакции в организме на клеточном уровне, значительно улучшает прохождение биохимических процессов. Звуки обращаются к нашим органам и в обход нашего сознания, совершают в нас определенную работу, поэтому правильное пение, здоровый голос способны выправлять и корректировать энергетические и физиологические искажения, благотворно влияя на весь организм. В процессе пения участвуют не только голосовые связки, но и весь организм. Под воздействием резонансных колебаний каждый внутренний орган вибрирует особым образом. Вибрация, вызываемая пением, не что иное как активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его.

         Благотворное влияние пения осуществляется в том, что от нас требуется диафрагмальное дыхание, которое естественно и очень полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам. В вокальной практике мы используем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает дыхание и голос, но и благотворно воздействует на организм.

         Большое влияние на здоровье детей оказывает работа органов артикуляционного аппарата. Работу по их развитию можно проводить в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. (Волкова Л. С.) Она не только развивает певческий голос, но и способствует его охране, укрепляет здоровье ребёнка.

         Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и других этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, способствуя развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивается слуховое восприятие, облегчается усвоение навыков письма.

         Большое значение на музыкальных занятиях играют музыкально– ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

         Здоровьесберегающие мероприятия предполагает и включение игры на музыкальных инструментах, способствующие развитию координации движений, мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления. Немаловажным является тот факт, что на подушечках пальцев располагаются активные биологические точки организма человека. При игре на музыкальных инструментах они регулярно массируются, подвергаются активизирующему воздействию, которое способствует общему развитию организма. В процессе музицирования отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, что в итоге благотворно влияет на общее эмоциональное состояние ребёнка.

         В конце занятия целесообразно использовать упражнения музыкальной релаксации, которые направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребёнка и приобретение навыков в расслаблении.     

         Подводя итог, можно сказать, что сегодня каждый педагог должен исходить из того, что в учебно-воспитательной работе основным субъектом является ребёнок, а главной ценностью его здоровье. Учебные занятия, в том числе и музыкальные, должны служить основой фундамента здоровья ребёнка. Педагогически организованная музыкальная среда способна стимулировать творческое самовыражение ребёнка, являясь важнейшим фактором здоровьесбережения и гуманизации образования и воспитания детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

        Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» выделяется специальный раздел, в котором акцент ставится на создании условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье выделено в отдельное направление. Однако наряду с бесспорными достижениями, связанными, в первую очередь, с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения, в последние годы вопросам формирования здорового образа жизни уделяется недостаточное внимание. В многочисленных исследованиях физиологов, психологов, педагогов убедительно доказывается негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения. Кроме того, ухудшение здоровья детей обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками в здравоохранении и внутренними причинами системы образования. В соответствии с этим одним их ключевых направлений современного образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни и разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий.

        Одним из требований при организации учебного процесса в дошкольном учреждении является строгое соблюдение охранительного педагогического режима. Несмотря на большой объем традиционных, их резерв далеко не исчерпан. Одним из источников здоровьесберегающих мероприятий является музыка, а в частности музыкальные занятия в дошкольных учреждениях.

        Музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние, являются внешними возбудителями положительных эмоций. Под влиянием эмоционального тонуса происходит улучшение психомоторных и вегетативных реакций, что положительно сказывается на общем физическом состоянии дошкольника. Кроме того, музыкальные способности, в свою очередь, занимают определенное место в структуре интеллекта и не могут рассматриваться в отрыве от общих черт личности.  

           Наиболее важным вопросом здоровьесбережения является развитие детского голоса. В процессе пения ребёнок получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, повышается социальная активность, приобретаются новые средства эмоционального выражения, облегчается процесс формирования отношений с окружающими.

Пение влияет непосредственно и на гормональную работу клеток, вырабатывающих ферменты. Воздействие с помощью музыки, на реакции в организме на клеточном уровне, значительно улучшает прохождение биохимических процессов. Звуки обращаются к нашим органам и в обход нашего сознания, совершают в нас определенную работу, поэтому правильное пение, здоровый голос способны выправлять и корректировать энергетические и физиологические искажения, благотворно влияя на весь организм. В процессе пения участвуют не только голосовые связки, но и весь организм. Под воздействием резонансных колебаний каждый внутренний орган вибрирует особым образом. Вибрация, вызываемая пением, не что иное как активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его.

        Благотворное влияние пения осуществляется в том, что от нас требуется диафрагмальное дыхание, которое естественно и очень полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам. В вокальной практике мы используем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает дыхание и голос, но и благотворно воздействует на организм.

        Большое влияние на здоровье детей оказывает работа органов артикуляционного аппарата. Работу по их развитию можно проводить в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. (Волкова Л. С.) Она не только развивает певческий голос, но и способствует его охране, укрепляет здоровье ребёнка.

        Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и других этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, способствуя развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивается слуховое восприятие, облегчается усвоение навыков письма.

        Большое значение на музыкальных занятиях играют музыкально– ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

        Здоровьесберегающие мероприятия предполагает и включение игры на музыкальных инструментах, способствующие развитию координации движений, мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления. Немаловажным является тот факт, что на подушечках пальцев располагаются активные биологические точки организма человека. При игре на музыкальных инструментах они регулярно массируются, подвергаются активизирующему воздействию, которое способствует общему развитию организма. В процессе музицирования отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, что в итоге благотворно влияет на общее эмоциональное состояние ребёнка.

        В конце занятия целесообразно использовать упражнения музыкальной релаксации, которые направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребёнка и приобретение навыков в расслаблении.        

        Подводя итог, можно сказать, что сегодня каждый педагог должен исходить из того, что в учебно-воспитательной работе основным субъектом является ребёнок, а главной ценностью его здоровье. Учебные занятия, в том числе и музыкальные, должны служить основой фундамента здоровья ребёнка. Педагогически организованная музыкальная среда способна стимулировать творческое самовыражение ребёнка, являясь важнейшим фактором здоровьесбережения и гуманизации образования и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....