проект Рука об руку
проект

Зененкова О.Л.

проект Рука об руку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ruka_ob_ruku.docx251.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8(комбинированного вида) г. Вязьмы Смоленской области

Логопедический проект

«Рука об руку»

Профессиональная замещающая семья

                                                                                                                              Учитель-логопед: О.Л. Зененкова

          Воспитатели: В.И. Рослова, Л.Д. Зененкова        

Логопедический проект «Рука об руку»

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

 «От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы, 
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
 

Актуальность

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей:

  • с адекватной
  • неадекватной позицией. 

    При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.
  • Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (1 год)

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

  1. Положительная динамика речевого развития детей
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей
  3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
  4. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  5. Укрепление внутрисемейных отношений.

Эффективность данных результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Возможные риски:

  • трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
  • Создание рабочих групп по интересам.
  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
  • Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
  • Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

2 этап — основной (практический).

Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
  • создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
  • Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
  • подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области.

Перспективный план реализации проекта

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1.Подготовительный этап

до 15 сентября

1. Анкетирование родителей

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логогруппу.

Анкета для родителей

Учитель-логопед

2 этап

Октябрь

Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем речь развиваем

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Учитель-логопед

Декабрь

Консультация
«Речевое дыхание основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью.

Протокол проведения консультации, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Январь

Мастер-класс
«Научитесь слышать звуки»
 

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Учитель-логопед, воспитатели

Февраль

«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.

. Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Май

Праздник красивой и правильной речи

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Учитель-логопед

Ежемесячно

«Домашняя игротека»

Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.

Картотека игр и упражнений

Учитель-логопед

Еженедельно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Учитель-логопед

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Учитель-логопед

3. Заключительный этап

Май

Мониторинг
(анкетирование)
работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Анкета для родителей

 

Май

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика

 

 

Апрель

Участие в РМО

Презентация проекта

 

 

Список литературы:

  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Рука об руку»

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному об...

Проект "Рука в руке"

Целью Проекта является - обеспечение эмоционального благополучия детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.Данная цель предполагает решение следующих задач:- разработка и реализация техноло...

Приложение к проекту "Рука в руке"

Приложение к проекту "Рука в руке"...

Проект «Рука в руке»

Проект «Рука в руке»...

Проект "Рука в руке"

Проект "Рука в руке" разработан для педагогов ДОУ. Для того чтобы повысить качество межличностного взаимодействия педагогов с воспитанниками, выявить основные трудности в их взаимоотнош...

Логопедический проект «Рука об руку с родителями»

Логопедический проект «Рука об руку с родителями».Срок реализации с октября 2018 г – по декабрь 2018г.Участники : Логопед,родители и дети старшей группы. Подготовила :учитель-ло...

Коммуникативная игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Коммуникативная игра предназначена для детей от 2 до 7 лет. Цель игры: развивать умение выражать свои чувстсва и понимать чувства другого человека....