проект Рука об руку
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8(комбинированного вида) г. Вязьмы Смоленской области
Логопедический проект
«Рука об руку»
Учитель-логопед: О.Л. Зененкова
Воспитатели: В.И. Рослова, Л.Д. Зененкова
Логопедический проект «Рука об руку»
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей:
- с адекватной
- неадекватной позицией.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. - Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
В ходе логопедической работы необходимо:
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
- подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
- необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (1 год)
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика речевого развития детей
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей
- Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
- Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
- Укрепление внутрисемейных отношений.
Эффективность данных результатов
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ДОУ |
положительная динамика речевого развития; | положительная оценка деятельности ДОУ; | положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; | благоприятные условия для профессионального роста педагогов; |
Возможные риски:
- трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
- Создание рабочих групп по интересам.
- Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
- Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
- Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
- проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
- Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
- подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
- Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
- Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области.
Перспективный план реализации проекта
N | Срок | Формы и | Содержание работы | Результат | Ответственный |
1.Подготовительный этап | до 15 сентября | 1. Анкетирование родителей | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития | Анкета для родителей | Учитель-логопед |
2 этап | Октябрь | Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата». | Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики | Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей. | Учитель-логопед |
Ноябрь | Семинар-практикум | Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики | Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей | Учитель-логопед | |
Декабрь | Консультация | Тематическая консультация с практической частью. | Протокол проведения консультации, отзывы родителей. | Учитель-логопед | |
Январь | Мастер-класс | Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей | Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей | Учитель-логопед, воспитатели | |
Февраль | «День открытых дверей» | Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются. | . Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей. | Учитель-логопед | |
Май | Праздник красивой и правильной речи | Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях | Протокол проведения праздника, отзывы родителей | Учитель-логопед | |
Ежемесячно | «Домашняя игротека» | Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. | Картотека игр и упражнений | Учитель-логопед | |
Еженедельно | Индивидуальные консультации | Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам | Журнал регистрации консультаций для родителей | Учитель-логопед | |
Ежемесячно | Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда» | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей | Учитель-логопед | ||
3. Заключительный этап | Май | Мониторинг | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей | Анкета для родителей | |
| Май | Мониторинг детей | Выявление уровня речевого развития детей | Логопедическая диагностика |
|
| Апрель | Участие в РМО | Презентация проекта |
|
|
Список литературы:
- Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
- Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
- Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
- Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический проект «Рука об руку»
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному об...
Проект "Рука в руке"
Целью Проекта является - обеспечение эмоционального благополучия детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.Данная цель предполагает решение следующих задач:- разработка и реализация техноло...
Приложение к проекту "Рука в руке"
Приложение к проекту "Рука в руке"...
Проект «Рука в руке»
Проект «Рука в руке»...
Проект "Рука в руке"
Проект "Рука в руке" разработан для педагогов ДОУ. Для того чтобы повысить качество межличностного взаимодействия педагогов с воспитанниками, выявить основные трудности в их взаимоотнош...
Логопедический проект «Рука об руку с родителями»
Логопедический проект «Рука об руку с родителями».Срок реализации с октября 2018 г – по декабрь 2018г.Участники : Логопед,родители и дети старшей группы. Подготовила :учитель-ло...
Коммуникативная игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Коммуникативная игра предназначена для детей от 2 до 7 лет. Цель игры: развивать умение выражать свои чувстсва и понимать чувства другого человека....