Логопедический проект «Рука об руку»
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический проект «Рука об руку»
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Актуальность. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
В ходе логопедической работы необходимо:
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
- подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида; необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
- Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
- Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
- Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эффективность данных результатов
Для детей
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- индивидуальный подход к каждому ребенку
Для родителей
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать ДОУ;
- использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.
Для педагогов
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- качественно организованная система повышения квалификации;
- учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов
Для ДОУ
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
- повышенный статус ДОУ
Возможные риски:
трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
- Создание рабочих групп по интересам.
- Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
- Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
- Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап— основной (практический).
Задачи:
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
- Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
- проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
- Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
- подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
- Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
- Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области.
Перспективный план реализации проекта
N п/п | Срок | Формы и методы работы | Содержание работы | Результат | Ответственный |
1. Подготовительный этап | до 15 сентября | 1. Анкетирование родителей | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др. Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт. | Анкета для родителей | Учитель-логопед |
2 этап | Октябрь | Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата». | Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики | Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей. | Учитель-логопед |
Ноябрь | Семинар-практикум «Пальчиками играем речь развиваем | Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики | Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей | Учитель-логопед | |
Декабрь | Консультация «Речевое дыхание основа правильной речи» | Тематическая консультация с практической частью. | Протокол проведения консультации, отзывы родителей. | Учитель-логопед | |
Январь | «День открытых дверей» | Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются. | Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей. | Учитель-логопед, воспитатели | |
Февраль | Мастер-класс «Научитесь слышать звуки» | Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей | Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей. | Учитель-логопед | |
Май | Праздник красивой и правильной речи | Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях | Протокол проведения праздника, отзывы родителей | Учитель-логопед Муз. рук-ль | |
Ежемесячно | «Домашняя игротека» | Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. | Картотека игр и упражнений | Учитель-логопед | |
Еженедельно | Индивидуальные консультации | Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам | Журнал регистрации консультаций для родителей | Учитель-логопед | |
Ежемесячно | Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда» | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей | Учитель-логопед | ||
3. Заключительный этап | Май | Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей | Анкета для родителей | |
Май | Мониторинг детей | Выявление уровня речевого развития детей | Логопедическая диагностика | ||
Май | Участие в педагогическом совете МДОУ | Презентация проекта |
Список литературы:
Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Рука в руке"
Целью Проекта является - обеспечение эмоционального благополучия детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.Данная цель предполагает решение следующих задач:- разработка и реализация техноло...
Приложение к проекту "Рука в руке"
Приложение к проекту "Рука в руке"...
Проект «Рука в руке»
Проект «Рука в руке»...
Логопедический проект «Рука об руку с родителями»
Логопедический проект «Рука об руку с родителями».Срок реализации с октября 2018 г – по декабрь 2018г.Участники : Логопед,родители и дети старшей группы. Подготовила :учитель-ло...
Коммуникативная игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Коммуникативная игра предназначена для детей от 2 до 7 лет. Цель игры: развивать умение выражать свои чувстсва и понимать чувства другого человека....
Акция "Как я люблю эти добрые руки, мамины руки, любимые руки"
В преддверии праздника «День Матери» в нашем саду прошла акция «Как я люблю эти добрые руки, мамины руки, любимые руки»...
Логопедический проект "Здоровье детей в руках взрослых"
Что самое главное в нашей жизни? Конечно,здоровье! Дети должны учиться заботиться о своем здоровье и поддерживать здоровый образ жизни в дальнейшем....