Проект "Что нам осень принесла"
проект (средняя группа)

Проект "Что нам осень принесла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Что нам осень принесла"179.84 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР № 131

Проект

В средней группе №7

«Что нам осень принесла»

Воспитатели:

Соколова Ю.С.

Блялова А.А.

Октябрь – 2020

  1. Тип проекта

Групповой, краткосрочный, познавательно – исследовательно -творческий. (срок 1 месяц)

  1. Актуальность проекта:

В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема. Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов «золотая осень»,

«унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

  1.  Проблема:

«Что нам осень принесла?»

  1. Участники проекта:

Воспитатели, дети, родители.

  1. Цели проекта:

Цель данного проекта - расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. Дать знания о том, что поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода, куда летят птицы, урожай овощей, фруктов, грибов.

Дать детям элементарные представления об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года. Развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы. Прививать умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

  1. Задачи проекта:

- Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам: «Осень»«Овощи», «Фрукты».

- Способствовать формированию у детей умение вести наблюдения в живой и неживой природе.

- Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.

- Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.

- Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

- Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

- Способствовать формированию умения передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.

- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.

7. Предполагаемый результат:

- расширить и закрепить знания и представления детей об осени, её признаках и дарах;

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

- Составление плана совместной работы с детьми и родителями;

- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

- Подборка картинок, презентаций, литературы;

- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;

- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;

- Рисование на тему «Золотые краски осени»

-- Консультация для родителей «Все делаем ВМЕСТЕ».

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

- Чтение художественной литературы

- Просмотр мультфильмов

- Беседы

- разработка конспектов НОД

- Рассматривание альбомов и картин

- Наблюдение

- Экспериментирование

- Сбор природного материала

- Рисование

- Аппликация

- Лепка

- Дидактические игры

- Пальчиковые игры

- Работа по созданию гербария.

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Осень», подборка иллюстраций, литературы;

- разучивание стихотворений об осени;

- подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья»«Ягоды, грибы»«Осень»;

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;

- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;

- Привлечение родителей к изготовлению поделок из овощей и природного материала «Чудеса флористики»

3. Заключительный этап:

Продукт проектной деятельности:

- оформление выставки детских творческих работ.

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

НОД «ЗдравствуйОсеньзолотая»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

НОД «В гости к Ежику (Грибы)

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.

НОД «Овощи, фрукты, ягоды»

Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.

Цикл наблюдений:

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Наблюдение за цветником

Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.

Наблюдение за перелетными птицами

Цель: расширять представления о перелетных птицах, об изменении

жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Наблюдение за деревьями осенью

Цель: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.

Наблюдение за насекомыми

Цель: развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.)

Беседы:

«Осень»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях

«Почему птицы улетают на юг»

Цель: закрепить понятия «Перелетные»«Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».

 «Осенний урожай»

Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе

«Почему деревья сбрасывают листья»

Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.

Целевые прогулки:

 «Осенние приметы»

Цель: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте; воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними; передавать в высказываниях свое отношение к природе.

«Мы заботимся о птицах»

Цель: формировать умение устанавливать связь между поведением птиц и изменениями в природе осенью.

Экспериментальная деятельность

«Простые опыты с природным материалом».

Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.

«Листья кружатся, летят»

      Цель: исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Дидактические игры:

«С какого дерева листок?»

Цель: учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

«Огород-огород, очень много с ним хлопот»

Цель: закреплять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых.

"Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Речевое развитие:

НОД «Поговорим про осень»

Цель. Создать условия для успешного речевого развития, активизировать познавательные способности детей в процессе занятия.

НОД «Фрукты и овощи»

Цель: Развитие речи, закрепить представление об овощах и фруктах

НОД «Перелётные птицы»

Цель:

совершенствование грамматического строя речи, составление описательного рассказа с опорой на схему; активизация словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы».

Чтение художественной литературы:

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Осень» (отрывок)

И. Демьянов «Осень»

А. Барто «Шуточка про Шурочку»

А. Фет «Ласточки пропали»

А. Плещеев «Осенняя песенка»

И. Бунин «Листопад»

А. Твардовский «Ноябрь»

Н. Грибачев «Рыжие листья»

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

В. Сутеев «Яблоко»

В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)

Н. Сладков «Осень на пороге»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

Загадки, пословицы, поговорки;

Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям

Словесные игры:

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.

Игра «Сложное слово»

Цель: закрепить умение детей образовывать сложные слова.

Игра «Интересные загадки»

Цель: закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи»

Игра«Вершки-корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно – корень или плоды на стебле).

Игра«Кто солнышко разбудил?»

Цель: развивать речь, учить четко произносить звуки, развивать фантазию, воображение.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

 «Магазин. Хлеб»

Цель: учить творчески отражать в игре полученные знания. Продолжать учить развивать сюжет и замысел игры. Учить отражать в игре труд пекарей.

«Во саду ли, в огороде»

Цель: учить детей ухаживать за растениями, произрастающими в саду в огороде.

Дидактические игры:

«Времена года»

Цель: различать изменения природы в разные времена года; уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;

«Грибная полянка»

Цель: продолжать учить распознавать и называть грибы: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, лисички, маслята, опята. Закреплять названия деревьев: дуб, осина, берёза, сосна, ель.

«Узнай по описанию»

Цель: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.

«Когда – это бывает?»

Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.

Трудовая деятельность:

Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листьев для гербария).

Уборка опавшей листвы.

Подготовка клумбы группового участка к зиме.

Укрывание корней деревьев упавшей листвой.

Беседа:

Тема«Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Художественно-эстетическое развитие

НОД «Осенние деревья»(рисование акварелью)

Цель: учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.

НОД "Поляна грибов" (аппликация)

Цель: познакомить со строением гриба. Развивать целостность восприятия. Учить соотносить цвет бумаги с цветом реального объекта.

НОД «Перелетные птицы» (рисование)

Цель: учить детей рисовать птиц по подражанию и памяти

 

НОД «Лепка фруктов и овощей»

Цель: развитие творческих способностей; развитие стимулов к учёбе, самоконтроля.

 

Коллективная работа с использованием нетрадиционных техник рисования на тему: «Осень на летнем озере»

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять»«Листочки»; «Осенний букет», «Капуста», «Грибы», «Паучок»

Дыхательная гимнастика «Ветерок»; «Листья»,

Хороводная игра «К нам осень пришла»;

П/и «У медведя во бору»«Совушка»«Перелет птиц»«Раз, два, три, названный лист бери»;

Эстафета «Соберем осенний букет».

Взаимодействие с родителями:

1. Консультации для родителей «Чем можно занять ребенка на прогулке осенью?», «Как правильно одеть ребенка осенью?»

2. Изготовление газеты на тему «Осенние фантазии».

3. Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам.

4. Конкурс семейных поделок «Чудеса флористики».

              

3. Заключительный этап.

1. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

Выставка «Что нам осень подарила!» с рисунками, аппликациями детей

А также

Выставка рисунков «Вот какая наша осень»

Анализ результатов работы.

В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.

На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

                       Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему:

 «В гости к Ёжику». (средняя группа)

Программное содержание: расширять представления детей о лесных грибах (мухомор, белый гриб, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; съедобные, несъедобные грибы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: иллюстрации с изображение грибов.

Ход ООД

Приходит Ёжик в гости и приглашает нас в гости, а заодно попросил помочь собрать в лесу грибы.

-Скажите, пожалуйста, а где растут грибы? (в лесу)

-Да, действительно грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на старых пнях. Давайте отправимся в лес. Ребята, в лес можно ходить только со взрослыми.

-Как мы оденемся? Что возьмём с собой? (корзину).

Вот мы и оказались в лесу, теперь мы грибники – это люди, которые собирают грибы

Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес.  (Дети идут по кругу)

А в лесу полно чудес!

Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)

И в корзинку собирать.  (Приседают, собирают грибы)

Дети садятся на стульчики.

В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать, а другие –несъедобные, их нельзя кушать человеку. Гриб состоит из ножки, а что на ножке шляпка. Вот белый гриб. Это съедобный гриб. Вот семейка целая на пеньке – опята. Какой гриб растет под березой? Подберезовик. Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослому, а он его срежет очень аккуратно, чтобы не повредить корень – грибницу. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы. Если не будет грибов, животным нечем будет питаться.

Самый красивый ядовитый гриб это… (мухомор). Его нельзя трогать ни в коем случае, для нас он ядовит, зато им лечатся лесные звери. Самый ядовитый гриб - бледная поганка. Его нельзя брать в руки? Ядовитые грибы нельзя топтать, пинать, мять, они нужны лесным жителям, они ими лечатся.

Сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся и поиграем.

Игра «Мы веселые грибочки»

Мы веселые грибочки,

Мы растем на пнях и кочках,

Любим прыгать и скакать,

Ты попробуй нас поймать.

Игра «Собери грибочки в лукошко»

Цель: учить детей дифференцировать грибы на съедобные и несъедобные. Закрепить название грибов.

— Вот ребята собрали мы с Вами грибочки. Помогли Ёжику. Теперь он их засушит на всю зиму и будет белочек в гости приглашать!! Ну а нам пора в детский сад.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему:

«Овощи, фрукты»

Цель: расширить знания детей об овощах и фруктах; познакомить с новыми

овощами и фруктами; закрепить представление, что овощи растут на грядке, а фрукты - на деревьях.

Задачи: учить различать овощи и фрукты по внешнему виду, называть их;

развивать умение взаимодействовать друг с другом; воспитывать бережное

отношение к труду людей, к продуктам их труда; закрепить знания детей о

цвете и форме.

Актуализация: закрепление понятия “овощи - фрукты”.

Материал: карточки “овощи - фрукты”, корзина с макетами овощей и

фруктов, карточки с загадками, учебные пособия, цветные карандаши.

Ход занятия.

 Подготовка к занятию.

На доске развешаны карточки с изображением овощей и фруктов.

- Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Что вы видите? (Картофель,

капуста, банан, яблоко.)

-А как одним словом можно назвать? (Овощи и фрукты).

- Давайте разберемся, где овощи. (Воспитатель показывает, карточки с

изображением овощей, дети называют их).

- А кто знает, где растут овощи? (В огороде, на грядке)

- Какие овощи бывают? (Корнеплоды)

- Как можно по-другому назвать? (Вершки и корешки)

- Какие овощи мы называем вершки? (Которые растут на Земле)

- А какие - корешки? (Которые растут в земле)

- А как называют людей, которые выращивают овощи? (Овощеводы)

Дидактическая игра “Отгадай-ка”.

- Поиграем в игру “Отгадай-ка”. Назовите, пожалуйста, овощи красного

цвета. (Помидор, свекла, редис)

- А теперь назовите овощи зелёного цвета. (Капуста, огурец, кабачок)

- Назовите овощи синего цвета. (Баклажан)

- Назовите овощи желтого цвета. (Лук, репка)

- А теперь назовите овощи круглой формы. (Помидор, репка, редис, лук)

- Назовите овощи продолговатой формы. (Огурец, картофель, кабачок,

баклажан)

Физминутка.

- Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, что можно приготовить из овощей? (Суп, салат)

- А давайте сделаем салат. Приготовили ручки. (Дети повторяют за

воспитателем) Мы капусту рубим, мы морковку трем, трем, трем. Мы

капусту солим, мы морковку жмем, жмем, жмем.

- Умнички. Давайте соберем овощи. (Дети вместе с воспитателем отбирают

карточки с изображением овощей и перевешивают на одну сторону доски).

- Ребята, посмотрите пожалуйста очень внимательно на доску, и скажите, что осталось. (Фрукты)

- Правильно, это фрукты. Чем фрукты отличаются от овощей? (Фрукты

растут на дереве)

- Давайте назовем их. (Воспитатель показывает карточки с изображением

фруктов, дети называют их).

- Ребята, а все фрукты растут в нашем крае? (Нет, не все)

- Назовите фрукты, которые привозят к нам из жарких стран. (Ананас, банан, гранат).

- Кто из животных любит кушать банан? (Обезъяны)

 Дидактическая игра “Отгадай-ка”.

- Давайте еще раз поиграем в игру “Отгадай-ка”, но на этот раз будем

отгадывать фрукты.

- Назовите, пожалуйста фрукты желтого цвета. (Банан, лимон)

- А теперь фрукты оранжевого цвета. (Апельсин, хурма, персик, абрикос)

- Назовите фрукты круглой формы. (Яблоко, персик.)

- Назовите фрукты продолговатой формы. (Лимон, банан.)

 Физминутка.

А теперь повторяем за мной. (Дети повторяют за

воспитателем) Руки в стороны, в кулачок, разожми и на бочок. Руки вверх, в кулачок, разожми и на бочок. Руки в низ, в кулачок, разожми и на бочок.

Работа с пособиями.

- Молодцы, ребята! Вы все большие умнички. А сей час я приглашаю вас за

столы. (Дети рассаживаются за столы для работы с пособиями вместе с

воспитателем).

Закрепление знаний.

Дети вместе с воспитателем снова собрались на коврике у доски. (На доске

развешаны отдельно карточки с изображением овощей, отдельно карточки с

изображением фруктов).

- А сейчас, ребята, я попрошу от вас максимум внимания. Сейчас я буду

загадывать загадки, а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки).

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, вкусен и сырой. Кто же я такой?

(Огурец)

Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)

Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

В огороде хоть росла, знает ноты “соль” и “фа”. (Фасоль)

Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки. Целый день на животе нежится на

грядке. (Капуста)

Она прячется от солнца род кустом в глубокой норке, бурая - не мишка, в

норке - но не мышка. (Картофель)

Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких

стран в тропиках растет. (Банан)

Жарким солнышком согрет. В шкурку, как в броню, одет. Удивит собою нас

толстокожий. (Ананас)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)

Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые, и маленькие детки. (Яблоко)

Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и

вот теперь я спелая. (Вишня)

Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рай ос - сладок маленький. (Абрикос)

Подведение итогов.

- Умнички, мои ребятки. А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня

говорили? (Об овощах и фруктах)

- Правильно. А у меня для вас что - то есть. Это волшебная корзина. А что в ней вы мне сей час скажете.

Воспитатель достаёт из корзины макеты овощей и фруктов по - одному,

показывает, спрашивает “что это такое?”, дети отвечают.

- Вот и все! Наше занятие окончено. Сегодня все умнички, молодцы. Всем

большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности - "Что нам осень принесла?"

Ознакомление с окружающим миром.Тема: «Что нам осень принесла?»Цель:   -закрепить знания детей об овощах (название овощей)...

«Что нам осень принесла?»

Воспитывать чувство красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами музыки, поэзии и танца. Расширять знания детей об овощах и фруктах....

Проект "Что нам осень принесла"

Наш детский сад уже давно использует в работе комплексно - тематическое планирование, при такой системе работы очень просто планировать и воплощать в жизнь различные проекты, вот например такой:...

Конкурс "Что нам осень принесла"

Дорогие родители, огромная просьба принять участие вместе с детьми в этом конкурсе. Победителей и участников будут ждать призы. Ждём ваших работ....

Осенний досуг в средней группе "Что нам осень принесла"

Сценарий осеннего праздника в средней группеЗвучит музыка. Дети парами заходят в зал. В руках держат кленовые листочки.Ведущая:Музыкальный зал у насВ год украшен только разЛистьями, грибами,-Посмотрит...

Осенняя выставка "Что нам осень принесла"

Осень — чудесная пора, которая своей красотой вдохновляет на создание чего-то прекрасного!В холле детского сада были организованы:  выставка осенних поделок на тему «Осень», и в...

Календарно -тематическое планирование. Тематическая неделя "Что нам осень принесла"(урожай, труд по сбору и заготовке урожая, труд людей осенью) старшая группа

Понедельник 3 октября. Тематическая неделя «Что нам осень принесла? » (урожай, труд по сбору и заготовке урожая, труд людей осенью) Цель: обобщить и расширить знания детей об осенних явлен...