Консультация для воспитателей ДОУ " Развиваем творческий потенциал детей во время прогулки".
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Юрченко Ирина Владимировна

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Человек будущего должен быть с активным творческим началом, такая личность более восприимчива к любой внешней информации: природной, социальной, культурной.Очень эффективным средством для достижения этой цели являются прогулки в природу. Удивительный мир природы... Он встречает ребят морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, творить. Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста на прогулке необходимо: создавать эмоциональные ситуации - "чудесные прикосновения к глубине души", предоставлять детям возможность непосредственно общаться с реальными объектами и явлениями природы, воспринимать окружающую среду различными органами чувств, учить воспринимать природу благодаря изобразительной и творческой деятельности.И дети удивят вас своим неповторимым виденьем красоты и творческими способностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

 Развиваем творческий потенциал детей

во время прогулки

Подготовила: воспитатель Муниципального дошкольного

образовательного учреждения-детский сад

комбинированного вида № 2 «КАЛИНКА»

Юрченко И.В.

Клин 2020

 Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте.

Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.
                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика: именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, где творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности ребенка. Поэтому состоянием творчества должны быть проникнуты все сферы деятельности ребенка в целях его развития (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А.А. Мелик-Пашаев, П.П. Крамар, М. Мамардашвили, А.Т. Шумилин и др.).

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Человек будущего должен быть с активным творческим началом, такая личность более восприимчива к любой внешней информации: природной, социальной, культурной. Проблема развития творческих способностей дошкольников со всей очевидностью отражает необходимость формирования у подрастающего поколения опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, стремления реализовать свои потенциальные возможности в различных видах деятельности. А потому перед педагогом ДОУ стоит задача найти пути своевременного проявления у каждого ребенка интересов, природных задатков, творческих способностей и создать оптимальные условия для их развития.

Очень эффективным средством для достижения этой цели являются прогулки в природу. Удивительный мир природы... Он встречает ребят морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.        Природа имеет определенные эстетические свойства, которые влияют на «включение души» - первый положительный эмоциональный контакт, формируют эмоциональную сферу и развивают творческий потенциал дошкольников. Именно природа является тем универсальным средством, которое позволяет ребенку получать чувственно-эмоциональный опыт и на его основе строить гармоничные отношения с миром. Универсальность природы - в широком диапазоне и в сложности чувственных впечатлений, которые получает ребенок. С раннего возраста малыш чувствует это влияние, ведь познает окружающий мир через сенсорные процессы, обеспечивающие восприятие. Познание окружающей среды базируется на механизмах идентификации и является единственным процессом, происходящим как научно-теоретическое и художественно-образное познание мира. И научное и художественное мышление имеют общую основу - чувственное познание действительности, когда этот процесс происходит в логичной и образной формах.

Общение с природой открывает большие возможности для интеллектуального развития воспитанника (активизация мыслительных процессов, совершенствование различных видов внимания и памяти, умения наблюдать, сосредотачиваться), формирования нравственных качеств ребенка (воспитание экологически целесообразного поведения, любви к природе, бережного отношения к окружающей среде). Через непосредственное знакомство и общение с природой дети учатся чувствовать, видеть ее красоту, уникальность, неповторимость, обогащают свой внутренний мир. Умение концентрироваться на красоте природы, замечать мельчайшие детали - является основой развития образно-ассоциативного типа мышления.

Природа - образец совершенства. Это цветовой, звуковой, тактильный, кинестетический, вкусовой, ароматический эталоны. Прогулка на природе - эффективная форма организации художественно-образного познания мира, что происходит в процессе эмоционально-эстетического общения взрослого и ребенка.

Обязательные составляющие прогулки:

  • Физическая активность детей - игры интенсивной, средней, малой подвижности, бег, ходьба, прыжки, ползание, метание и т.д.
  • Эмоционально-эстетическая деятельность - любование красотой, слушания звуков природы, работа на участке детского сада и т.д.
  • Познавательная деятельность - наблюдение за явлениями природы, животными, растениями и т.д.
  • Экологически целесообразная деятельность - подкормка птиц, сгребание снега под кусты и деревья и т.д.

Чем же разнообразить прогулку?  Чтобы развивать творческий потенциал детей:

- создавайте эмоциональные ситуации - «чудесные прикосновения к глубине души»;

- предоставьте возможность непосредственно общаться с реальными объектами и явлениями природы;

- учите воспринимать природу благодаря изобразительной и творческой деятельности;

- предоставьте возможность ребенку воспринимать окружающую среду различными органами чувств.

Методы и приемы развития творческого потенциала.

Чтобы научить ребенка самостоятельно выделять живописные уголки природы, видеть предметы в интересных ракурсах, можно применить метод «Волшебная рамка»: вырезанные из цветной бумаги, различные по размеру и геометрической форме рамки - овальные, квадратные, прямоугольные, позволят сконцентрировать внимание детей на конкретных объектах и ​​явлениях природы, выделенных «волшебной рамкой» среди других, а также чувствовать себя в роли художника, который нашел интересный объект и воспроизвел его. Можно сфотографировать полученные «картины» и рассмотреть их в группе.

Игровой прием «Рассматривание с разных точек»: на один и тот же объект природы взглянуть с разных ракурсов, сравнить впечатления от созерцания, например, дерева стоя и на корточках.

 Игровой приём «Нарисуй картину»: в солнечный день предложить детям обвести тени деревьев по контуру. Это можно сделать палочкой, мелом, а зимой - следами на снегу.

Игра «Скульпторы»: объявите конкурс скульпторов, например, из снега. Это могут быть самые разнообразные образы: снеговик, колобок, мишка. Дети могут вместе слепить одну большую скульптуру и раскрасить ее или каждый ребенок лепить свою маленькую.

«Архитекторы»: в эту игру можно играть как зимой со снегом, так и в другое время года с песком. Такая игра может длиться не один день. Если погода благоприятствует, создайте снежный или песочный городок. По окончанию строительства обыграйте в творческих играх.

«Клумба в песке»: привычные игры в песочнице можно подать по-новому. Попробуйте сделать с детьми в песке небольшую «клумбу», украсьте ее камешками, вставьте в песок красивые листочки и веточки, травку. Фантазировать можно сколько угодно: детский автомобиль может подвозить камни, куклы любоваться «цветами» и др. Поощряйте детей развивать воображение, творчество придумывая сюжет игры.

 Игра «Ищу-ищу...». Загадайте детям слово с предметов, находящихся поблизости, и назовите его первую букву, говоря, «Ищу-ищу что-то на букву «д». Дети должны оглянуться и назвать объекты на эту букву в зоне видимости. Например, «Это дерево?», «Это детский сад?» т.д.

Игра «Мы поэты!». Играть можно как индивидуально, так и командами. Воспитатель зачитывает детям первые одну или две строчки стихотворения, дети сочиняют строчки в рифму, с соблюдением ритма, произносят их, а воспитатель записывает. Также, можно придумывать первые строчки стихов прямо во время прогулки, о тех предметах, которые дети видят вокруг. Примеры начальных строчек: Как-то шёл домой по лужам… Сидит котёнок на дорожке… На клумбе красивый цветочек расцвел… Снег выпал…

Игра «Фантазии» основана на методе обучения сочинению сказок, придуманном итальянским сказочником Джанни Родари. Играть можно индивидуально или командами. Детям предлагается найти во время прогулки на участке разные предметы (камушки, травинки, формочки для игры в песочнике, изображающие разных животных и предметы, листики с деревьев, скакалку, обруч, палочки, ветки). Можно, зная, что на прогулке с детьми будет организована эта игра, специально принести с собой на площадку коробку с разными интересными маленькими предметами и игрушками. Все найденные и принесённые с собой предметы складываются в непрозрачный красивый мешочек. Дети по очереди достают из мешочка по два или три предмета, говорят, как они называются, и сочиняют на основе этих слов предложения.

Игра «Следопыты». Распознавания следов - дело не только интересное, но и полезное для детей. Ведь при этом у них развиваются наблюдательность, мышление, воображение. Начните игру с вопроса: - Кто оставил эти следы? Кому они принадлежат: человеку, животному, птице или еще кому-нибудь? Предложите придумать историю, о том, кто их оставил, превратить след в рисунок, дорисовав детали.

 «На что похожи облака». Когда будете гулять в облачную погоду, пофантазируйте вместе, на что же похожи облака над вами. Предложите детям рассказать, что они напоминают, показать их отдельные части, составить историю. Такая игра прекрасно развивает воображение и образное мышление.

Можно предложить детям побыть «исследователями» поэкспериментировать во время прогулки, спешат ли муравьи на сладкое или проверить, во что превращаются на морозе мыльные пузыри.

Зимой можно взять на прогулку лупу и предложить детям рассмотреть снежинки, а затем воспроизвести их, выкладывая из палочек, шишек, нарисовав на снегу.

После прогулки, необходимо закрепить впечатления от общения с природой в изобразительной деятельности. Подвести ребят к выводу, что любое время года прекрасно.

Главное - помните о том, что вам под силу превратить обычную прогулку в настоящее приключение. Организовывайте непосредственное общение с объектами и явлениями природы, вызывайте у детей позитивные эмоции, учите эмоционально воспринимать красоту природы и отображать впечатления через творческую деятельность. И дети удивят вас своим неповторимым виденьем красоты и творческими способностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей На тему:«Организация продуктивной деятельности на прогулке в зимнее время»

Цель консультации: систематизировать знания педагогов по организации продуктивной деятельности детей на  прогулке в  зимнее время.Прогулка для ребенка — это познание окружающей действительно...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОШКОЛЬНИКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ«РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОШКОЛЬНИКА»...

Как развивать творческий потенциал педагогов

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестанда...

Мастер-класс для педагогов и родителей «Развиваем творческий потенциал детей» с применением методов ТРИЗ»

Мастер-класс для педагогов и родителей «Развиваем творческий потенциал детей» с применением методов ТРИЗ»...

Консультация для воспитателей «Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста».

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то н...