В лабораторию к профессору Бумажкиной
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство детей со свойствами бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilina_m.v._zanyatie.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В лабораторию к профессору Бумажкиной»
Возрастная группа: Старшая группа.
Форма организации: коллективная деятельность в парах, микрогруппы
Методы и приемы: словесный: загадывание загадки, беседа, рассказ; наглядный: показ презентации; игровой; практический: проведение опытов
Интеграция областей: художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Учебно-методический комплект:
Средства:
наглядные - ленточки 6 шт., полоски бумаги 6 шт., пленка 6 шт., лист бумаги 6 шт., 12 стаканов с водой, 6 ложек, 6 кружочков из бумаги, силуэт барашка, клей, салфетки, 12 бумажных цветов, чашка с водой,
литературные - стихи, загадки;
музыкальные – 1 отрывок музыкального произведения ;
оборудование – ТСО
Цель: формировать представления детей о свойствах бумаги. Учить проводить опыты.
Задачи:
Обучающие: Уточнить представления о бумаге и ее свойствах: непрозрачная, непрочная, рвется, промокает, мнется, склеивается. Познакомить с процессом изготовления бумаги.
Развивающие: Развивать аналитическое мышление, внимание, память, наблюдательность. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, умение слушать друг друга, не перебивать, в случае необходимости приходить на помощь.
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 этап Организационный Введение в занятие Загадка Деление на команды Ситуативный разговор | Воспит: Ребята, сегодня к нам в пришли гости. Поприветствуем наших гостей! Слева друг, справа друг Получился ровный круг. Все мы за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Присаживаются дети на стульчики, которые стоят полукругом. Воспитатель присаживается на стульчик и находит письмо? Воспит.: сегодня утром ее доставил нам почтальон Печкин. Интересно от кого оно. « Здравствуйте, дорогие ребята. У меня к вам есть просьба, необходимо провести несколько опытов с одним материалом. Мне надо построить ракету для полета на Луну и я должен узнать подойдет ли этот материал для строительства. Сам я очень занят в Цветочном городе. Жду с нетерпением результатов. С уважением, ваш Знайка» Воспит.: Ну, что поможем Знайке? Воспит.: А с каким материалом мы будем работать, узнаем из загадки: Она бывает документом Плакатом, фантиком, конвертом, Письмом, обоями, листовкой, Альбомом, книгой, упаковкой…………бумага Воспит.: что вы знаете о бумаге, какая она и для чего используется? Разобьемся мы с вами на команды. (на одних стульчиках картинка Ежика, на .других Крош, стульчики стоят полукругом, разбиваясь посередине на две части). Кто сидит на стульчиках с картинкой Ежика- это одна команда, с Крошем- другая команда. Я задам вам вопрос, вы должны посоветоваться между своей командой и выбрать ответ и сказать мне. Воспит.: Что делают из бумаги? Воспит.:Молодцы. Воспит: Я знаю одну лабораторию, там работает профессор Бумажкин. Он знает почти все о бумаге. Но прежде, чем мы пойдем в лабораторию по поручению Знайки, давайте вспомним, а всегда ли у человека была бумага. (Нет). А на чем писали люди (на разных материалах- камнях, скалах, пергаменте, бересте). Рецепт изготовления бумаги придумали в древнем Китае. Этой диковиной восхищались все, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. А как делают бумагу, мы с вами сейчас узнаем. | Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой | Приветствуют друг друга и гостей Высказывания детей Дети разделены на команды произвольно Дети совещаются и отвечают. | Дети настроены на общение Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
2 этап Работа над темой Физминутка. Превращение в профессора Деление детей на пары | Показ презентации: «Изготовление бумаги» В настоящее время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах (слайд ) . Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд ). Бревна привозят на завод (слайд ). На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд ) . Что является сырьем для производства бумаги, из чего ее делают? Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). (слайд ) . Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы. (слайд ) . Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд ). Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. Макулатура – бережет наши леса!!! (слайд ). Воспит.: а сейчас нам необходимо пойти с вами в лабораторию к профессору Бумажкину и определить подойдет ли бумага для постройки ракеты. Лесорубы дерево срубили, На станке на части разделили, Чурбачки на щепки порубили, И в растворе долго их варили. А потом всю житкость отжимают, Валиком утюжат, сушат, гладят. Так выходит чистый лист бумаги Для журнала, книги и тетради. (Движения по тексту.) Воспит.: закрыли глазки и хлопнули 3 раза в ладоши. (в это время воспитатель надевает белый халат и очки) Профессор.: Здравствуйте ребята, зачем пожаловали ко мне в лабораторию? (Узнать подойдет ли бумага для постройки ракеты). Я помогу вам провести несколько опытов. Но у меня в лаборатории есть несколько правил: первое- не шуметь и не бегать, второе- можно думать и высказывать свои мысли. Мы будем работать по парам. Подойдите к столу и возьмите по одному бумажному крылышку. А теперь найдите два одинаковых крыла и соедините их. Получились бабочки. Вот и нашли вы свою пару. Подойдите к столам со своей парой. | Применение ИКТ, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей. Замена деятельности Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент, стимулирует интерес детей | Выполнение детьми физминутки. Слушают, отвечают на заданные вопросы С помощью бабочек делятся на пары | |
экспериментальная деятельность Обобщение Сюрпризный момент Стихотворение | Профессор.: приступим к эксперементам: Один из вас пусть возьмет пленку и накроет ее игрушку. Партнеры скажите вы видите игрушку? (Да) Почему? (потому, что пленка прозрачная). А теперь другой партнер накройте игрушку квадратом любой бумаги. Партнеры, вы видите игрушку? (нет) Почему? Потому, что бумага не прозрачная. Какой делаем первый вывод? Бумага непрозрачная Профессор.: теперь проверим на прочность. Перед вами лежат ленточки и такого же размера полоски бумаги. Один берет ленточку, а другой берет полоску бумаги, вам необходимо завязать бантик на руке друг друга. Вывод 2: Ленточка завязалась, а полоска бумаги порвалась. Бумага не прочная, она рвется. Профессор.: перед вами два стакана. Подвиньте их к себе поближе. Один возьмет ложку, другой- кружок из бумаги. Каждый положите свой предмет в свой стакан. Что произошло с ложкой? Ничего. А с бумагой? Она промокла. Как вы думаете, если на улице пойдет дождь, мы возьмем с собой бумажные зонтики? Почему? (Бумага промокает и пропускает воду) Вывод 3: Бумага промокает. Профессор.: Возьмите лист бумаги помните его, скрутите его, согните Вывод 4: Бумага мнется У меня возник вопрос, все время хотел попробовать, но некогда было, а клеится ли бумага? Давайте проверим. Тут мимо моей лаборатории бежал барашек без шубки , потерял ее по дороге, оденем барашка? Возьмем салфетку и … помнем ее, намажем клеем и проложим к нашему барашку. (Дети делают упражнение.) Вывод 5: бумага легко клеется. Профессор.: опыты закончились. Так какими свойствами обладает бумага? Бумага непрозрачная Бумага не прочная, она рвется. Бумага промокает. Бумага мнется Бумага легко клеется. А в награду за ваш труд я хотел бы подарить вам волшебные цветы (профессор раздает сложенные бумажные цветы). Опустите свои цветы в воду и посмотрите, что сейчас будет? На гладком зеркале воды Я вижу дивные цветы. Они со дна реки растут. Их все кувшинками зовут. А.Ширшиков. А почему распускаются бумажные цветы в воде, мы с вами узнаем в следующий раз. А сейчас нам необходимо возвращаться в группу. | Приглашает детей к совместной деятельности включает детей в самостоятельную деятельность наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Работа в парах После каждого опыта делают вывод Подведение итогов опытов Проявляют интерес | Обогащают свой опыт; Проявляют творческую активность в процессе опытов; Умение делать логический вывод; Умение следовать правилам. |
3 этап Подведение итогов Беседа | Дети присаживаются на стульчики. Воспитатель снимает халат и очки. Воспит.: сегодня, мы получили письмо от Знайки с заданием, отгадали загадку о бумаге, посмотрели из и как изготавливают бумагу, посетили лабораторию профессора Бумажкина, где провели несколько опытов с бумагой и узнали, что Бумага непрозрачная Бумага не прочная, она рвется,Бумага промокает, Бумага мнется, Бумага легко клеется. Мы с вами напишем ответ Знайки, о проведенных опытах. Воспитатель берет ручку и листок для записи письма. Воспит.: Ребята, давайте еще раз вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии. (ответы детей). Теперь пусть каждый ответит , что для него было самым интересным и самым сложным? (ответы детей). Что же мы ответим, стоит ли Знайке строить ракету из бумаги? (ответы детей). На сегодня мы с вами закончили, но мы продолжим с вами знакомиться со свойствами бумаги. | Вовлекает детей в итоговую беседу |
Делятся своими знаниями | Умение делать выводы; Умение высказываться |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо экспериментированиюв старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»...
Тема: «Путешествие любознаек в лабораторию к профессору Почемучкину»
Задачи:Образовательные:· Познакомить детей с атмосферным давлением;· Учить детей устанавливать причинн...
"В лабораторию к профессору Почемучкину"
Конспект ООД...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»
С целью развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования:1. воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;2. воспитывать любознательность, взаимопомощь,3. во...
Конспект занятия по познанию "В лабораторию к профессору Почемучкину"
Конспект занятия по познанию "В лабораторию к профессору Почемучкину"...
«В лабораторию к профессору Почемучкину»
Перед началом занятия, дети вместе с воспитателем сидят на ковре рассматривая альбом «Я и моя семья» Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.Придуман...
Конспект ООД по познавательному развитию на тему "В лабораторию к профессору Почемушкину"
Конспект интегрированного ООД по познавательному развитию на тему "В лабораторию к профессору Почемушкину"...