"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ"
методическая разработка (старшая группа)
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий
- использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
- реализация общеобразовательной программы;
- обогащение предметно-пространственной среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка : «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО »
Автор: Гринкевич АИ, воспитатель ГБДОУ "Детский сад № 12" .
г. Санкт –Петербург 2020г
Введение.
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Актуальность
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении. Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Гипотеза
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
Цель – способствовать социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Задачи исследования:
- изучить ФГОС ДО (задачи и содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО; виды и формы организации деятельности детей для реализации содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО; условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования; планируемые результаты освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО);
- конкретизировать понятие «социально-коммуникативное развитие ребенка» в соответствии с научной идеей исследования;
- разработать концепцию социально - коммуникативного развития ребенка - дошкольника в соответствии ФГОС ДО, выделить критерии и показатели его развития;
- создание единого воспитательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и общественные организации на основе взаимодействия всех субъектов.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):
- Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
- Работа с детьми;
- Работа с родителями;
- Работа с коллегами (педагогами).
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО.
Предмет исследования: создание образовательной среды и воспитательного пространства для социально-коммуникативного развития дошкольников.
Методы исследования:
1. Обзорно-аналитическое изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», специальной литературы по теме исследования;
2. Эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми, педагогами в процессе образовательного процесса;
3. Экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты
4. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Участники: педагоги, дети, родители.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая.
Вид деятельности: практико-ориентированный.
Основные этапы исследования:
Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось в три этапа
Первый этап – обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме социально-коммуникативного развития, изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании».
Второй этап – создание образовательной среды и воспитательного пространства для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Третий этап – оценка эффективности проведенной работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций для родителей и педагогов дошкольных организаций.
Описание продукта, полученного в результате разработки :
- благодаря данной разработке будет видна позитивная динамика по внедрению ФГОС ДО в работу ДОУ
- повысится профессиональная компетентность педагогов по данному вопросу, материалы исследования будут использованы в образовательной деятельности, в консультационной работе педагога в системе дошкольного воспитания.
- повысится уровень сотрудничества детей, воспитателей, родителей, степень вовлеченности в общую деятельность.
- работа по данному направлению будет продолжаться, так как существует потребность педагогов в совершенствовании профессиональной компетенции молодых специалистов по данному направлению.
Межпредметные связи:
Название раздела программы | Задачи |
Образовательная область «Познавательное развитие» | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). |
Образовательная область «Речевое развитие» | Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Образовательная область «Физическое развитие» | Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
Формы взаимодействия участников методической разработки .
№ | Направления реализации проекта | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Организация работы с педагогами. | Анкетирование и тестирование педагогов. | сентябрь | педагог-психолог, ст. воспитатель |
Консультирование педагогов. | ноябрь, декабрь | педагог-психолог, ст. воспитатель | ||
Организация работы по самообразованию. | в течение года | педагоги | ||
Проведение семинара-практикума по теме «Социально-коммуникативное направление работы ДОУ» | октябрь | заведующая, ст. воспитатель | ||
2 | Организация работы с детьми. | Организация работы по социально-коммуникативному развитию детей в соответствии с перспективными и календарными планами работы. | в течение года | педагоги |
Работа по развитию коммуникативных способностей. | в течение года | педагоги | ||
Изучение детско-родительских отношений совместно с психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители. | август | педагог-психолог, воспитатели | ||
Коррекция агрессивности. | октябрь-апрель | педагог-психолог | ||
Коррекция тревожности, страхов. | октябрь-апрель | педагог-психолог | ||
Коррекционная работа с гиперактивными детьми. | октябрь-апрель | педагог-психолог | ||
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности. | октябрь-апрель | педагог-психолог | ||
3 | Организация работы с родителями. | Анкетирование и тестирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй. | сентябрь | педагог-психолог, воспитатели |
Организация работы психолого-педагогического лектория для родителей. | в течение года | педагог-психолог, воспитатели | ||
Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах воспитания. | ноябрь | педагог-психолог | ||
Помощь родителям в расширении семейной библиотеки (педагогическая, медико-психологическая, юридическая литература, периодическая печать) с целью распространения инновационных подходов к воспитанию детей, а также повышения правовой культуры родителей. | декабрь | воспитатели | ||
Привлечение родителей к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). | в течение года | воспитатели | ||
Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка. | октябрь | воспитатели |
Выводы
Игровая деятельность развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Список литературы.
- Абрамова Л.В. Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников, 2016
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.
- Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013.
- Бабунова, Е. Особенности социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития
- дошкольников / Е. Бабунова, С. Багаутдинова, С. Обухова // Дошкольное воспитание. – 2015 – №12. – С.
- Бабаева Т. А., Березина Л. С. «Социализация» Образовательная область. СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012 г.
- Бочкарева О.И. «Организация деятельности по формированию культуры поведения и 1. Бабаева Т. А., Березина Л. С. «Социализация» Образовательная область. СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012 г.
- Бочкарева О.И. «Организация деятельности по формированию культуры поведения и общения». «Корифей» 2010 год.
- Загуменная Л.А. «Социально личностное развитие дошкольников». Волгоград: Учитель, «Корифей» 2012 год.
- Микляева Н.В. «Социально – нравственное воспитание дошкольников». Творческий Центр» Сфера» 2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
В презентации представлены условия, созданные в соответствии с ФГОС и опыт работы по социально-коммуникативному направлению Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский ...
«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Консультация...
«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....
Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...
Мастер-класс для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социально – коммуникативных навыков у дошкольников....
"Социально - коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Рекомендации для педагогов на тему социально - коммуникативного развития дошкольников....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Подвижные игры как средство социально-коммуникативного развития дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового ха...