Программа кружка "Страна мастеров"
учебно-методический материал

Шарапова Александра Валерьевна

Программа кружка "Страна мастеров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumazhnye_fantazii.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                     «Страна мастеров»

Программа студии бумажной пластики и оригами (для детей 6-7 лет).

                                                                    Воспитатель высшей  категории

                                                                                              Шарапова А. В.                      

                                         

                                                 2016-2017 гг.

 Пояснительная записка.

 Программа «Фантазии страны мастеров» вводит ребенка  в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как трехмерное оригами, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

  Программа предусматривает развитие у старших дошкольников изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её и на отношения с людьми,  с окружающим миром.

  Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, подставки под карандаши и др.).

  Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявлять свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

  Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая её поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и вместе с тем интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

                                 

   Концепция программы.

  В процессе ручного труда формируются многие психические качества. Результатом занятий оригами является не только конкретный вид – поделка, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности. Пространственного воображения и нестандартного мышления.

  Также в процессе трудовой деятельности формируются умения общения детей со сверстниками. Правильно организованный досуг в системе позволяет интересно и с пользой для себя и окружающих провести качественную подготовку детей подготовительной группы к школе.

 Актуальность.

  Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализацией личности ребенка в обществе.

  Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие этого не видят; он способен принимать свои. Самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создавать нечто новое, оригинальное.

  Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

  Новизна.

  Основное направление кружка – модульное оригами (3D – оригами). Изучив ряд литературы по обучению модульному оригами, удалось выяснить, что данный вид деятельности затрагивается очень редко, особенно для детей дошкольного возраста.  

  Опыт работы с детьми позволит систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу студии  по модульному оригами «Фантазии страны мастеров» для детей 6-7 лет.

  Цель программы.

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие старших дошкольников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

 

    Задачи программы.

Обучающие:

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
  • обучение различным приемам работы с бумагой;
  • применение знаний, полученных на занятиях по познавательному развитию, рисованию и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей  и фантазии детей;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Возраст детей.

  Возраст детей участвующих в реализации данной программы 6 – 7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

  Продолжительность реализации программы.

 Продолжительность реализации программы – 1 год.

 Организация деятельности студии.

   В работе студии  участвует до 6 детей, занятия проводятся 2 раза в неделю.

При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

  Продолжительность занятий не более 30 минут. Гибкая форма организации детского труда   позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками создания оригами, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
  В середине занятия проводят физкультминутки для снятия напряжения. Комплексы подбираю я сама, так как методическая литература по данному вопросу разнообразна и содержательна. Подбираю фонотеку музыкальных произведений для проведения физкультминуток и фонового сопровождения самостоятельной работы детей.

Ожидаемые результаты.

  В ходе работы  студии  дети овладевают определенными знаниями и умениями:

  • знать и называть геометрические фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • складывать лист бумаги пополам;
  • складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла;
  • загибать края бумаги, совместив их с центральной складкой (базовая форма «Воздушный змей);
  • намечать линии;
  • тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, клюв, листочек, и т. п.);
  • работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию;
  • добиваться конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
  • находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи;
  • поддерживать порядок на рабочем месте;
  • использовать умения, полученные на занятиях в повседневной жизни (изготовление подарков);
  • проявлять индивидуальные и творческие способности.

 Формы контроля.

  1. Рейтинг готового изделия.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, объяснения детей.
  4. Практический контроль.

                         

   

  Педагогическая диагностика.

Овладение детьми указанными ниже знаниями, умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализа детских работ. Бесед с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планируется индивидуальная поддержка детей.

Оцениваемые знания, умения, навыки.

Количество детей, овладевших содержанием  деятельности

Начало

года

Конец

года

1.

Умеет принять цель деятельности

2.

Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла

3.

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место

4.

Использует схему, умеет читать пооперационную карту

5.

Знает основные геометрические понятия оригами

6.

Может сделать простейшие базовые формы

7.

Может следовать устным инструкциям взрослого

8.

Умеет сделать несложное изделие по пооперационной карте самостоятельно

9.

Умеет вырезать геометрические фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • круг

10.

Наличие интереса к оригами

11.

Создает композиции с изделиями, выполненными в технике оригами

12.

Использует творческий подход к выполнению работы

Количество детей в студии

  Данные таблицы используются при определении уровней овладения ребенком позиции субъекта деятельности (педагогическая диагностика Крулехт М. В.).

                                      Уровни

Начало

 года

Конец

года

Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса: отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично

Высокий – развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны

Количество детей в студии

 Формы подведения итогов реализации программы.

  1. Выставки детских работ в детском саду.
  2. Участие в районных выставках детского творчества.
  3. Дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, малышам.
  4. Творческий отчет воспитателя на педсовете.
  5. Систематизация работы воспитателя и обобщение опыта.

                 

Учебно-тематический план

 


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Формирование группы

-

-

2

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Диагностика обученности учащихся

-

4

4

4.

Знакомство с оригами

2

-

2

5.

Базовая форма «Треугольник»

2

14

16

6.

Базовая форма «Воздушный змей»

2

10

12

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

5

6

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

5

6

9.

Базовая форма «Конверт»

1

3

4

10.

Цветы к празднику 8 марта

1

5

6

11.

Летние композиции

-

4

4

12.

Впереди – лето!

-

2

2

13.

Итоговое занятие

1

-

1

14.

Оформление выставочных работ

-

6

6

ИТОГО:

12

58

72

Примерное тематическое планирование занятий

 1. Формирование группы.
    Знакомство с оригами.
2. Беседа по охране труда.
    Входная диагностика.
3. Правила поведения на занятиях.
    Термины, принятые в оригами.
    Кармашек (кошелек)
Базовая форма «Треугольник»
4. Цветок.
5. Ёжик и собачка.
6. Котенок.
7. Пароход.
8. Композиция «Кораблики в море».
9. Стаканчик.
10. Синица и воробей.
11. Композиция «Птицы в лесу».
12. Оформление выставки.
Базовая форма «Воздушный змей»
13. Кролик и щенок.
14. Курочка и петушок.
15. Композиция «Домашние птицы на лужайке».
16. Ворона.
17. Сказочная птица.
18. Сова.
19. Диагностика по итогам 1 полугодия.
20. Оформление выставки.
Цветы к празднику 8 марта 
21. Открытка «Букет тюльпанов».
22. Бутоны роз. Композиция «Букет роз».
23. Подснежник.
Базовая форма «Двойной треугольник»
24. Рыбка и бабочка.
25. Головастик и жук.
Базовая форма «Двойной квадрат»
26. Жаба.
27. Композиция «Островок в пруду».
Базовая форма «Двойной квадрат»
28. Яхта.
Базовая форма «Конверт»
29. Пароход и подводная лодка.
30. Композиция «В море».
31. Оформление выставки.
Базовая форма «Двойной треугольник»
32. Лилия.
Летние композиции
33. Нарцисс.
34. Волшебный цветок.
Впереди – лето!
35. Парусный кораблик - гонки на столе.
Итоговое занятие
36. «Чему мы научились за год».
Диагностика по итогам года.

Соответствие требованиям государственного стандарта.

Работа студии «Фантазии страны мастеров» основана на нормативных документах, в том числе:

  1. Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 №448. Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения. Реализуемым в дошкольном образовательным учреждении;
  2. Доронова Т. Н., Якобсон С., Соловьева Е., Гризик., Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – М. : Просвещение, 2003.

  Преемственность.

           Программа  студии предполагает:

  • сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;
  • развивать личностные качества;
  • дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т. д.).
  2. Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ ( выполнение) педагогом, работа по образцу и др.).
  3. Практический  (выполнение работ по пооперационным картам, схемам и др.).
  4. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий.

  1. Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами.
  2. Учебные столы и стулья.
  3. Пооперационные карты, демонстрирующие процесс создания изделия.
  4. Схемы складывания изделий.
  5. Журналы и книги по оригами
  6. Альбом для лучших работ.
  7. Конверты для незаконченных работ
  8. Белая бумага
  9. Двухсторонняя офисная цветная бумага.
  10. Коробки для обрезков.
  11. Линейки, треугольники.
  12. Простые карандаши.
  13. Клеенки и резинки.
  14. Ножницы.
  15. Клей ПВА.
  16. Кисточки для клея.

Литература.

  1. Гончар В. В. Модульное оригами: Айрис-пресс, 2008.
  2. Долженко Г. И. Сто поделок из бумаги. – Ярославль : Академия развития,2006.
  3. Доронова Т. Н., Якобсон С., Соловьева Е., Гризик Т., Гербова Е. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – М. : Просвещение, 2003.
  4. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал в ДОУ. – М : Гном и Д, 2006.
  5.  Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. №28 – 02-484/16
  6. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 160 с.
  7. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
  8. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  9. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Чудо мастера"

программа по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников...

Программа кружка Мастера - волшебники

Программа кружка Мастера - волшебники...

Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO -мастер» 5-6 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «LEGO -мастер» 5-6 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа «Город Мастеров»

Во время строительства игрушек мы стремимся вдохновить ребенка на творчество в процессе игры, предоставляя ему возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир, где нет границ. Ко...

Дополнительная общеобразовательная программа «Город Мастеров»

ЛЕГО – конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобще...