Использование игровых технологий на занятиях по художественно-эстетическому развитию детей
методическая разработка (старшая группа)

Соколова Ирина Анатольевна

Использование игровых технологий на занятиях по художественно-эстетическому развитию детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №42

Приморского района Санкт-Петербурга

Использование игровых технологий

на занятиях по художественно-эстетическому развитию детей.

   

Подготовила: воспитатель

Соколова Ирина Анатольевна.

2020 г.

Использование игровых технологий

на занятиях по художественно-эстетическому развитию детей.

        Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

        Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

        Одной из современных образовательных технологий является игровая.

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).

«Игровая технология» должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

        Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

        Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л. С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка».

        Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

        Поэтому при художественно-эстетическом развитии целесообразно использовать игровые методы и приемы.

Это могут быть дидактические игры и  сказки. 

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. 

Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний, их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства; учатся давать оценочные эстетические суждения; овладевают техниками ручного творчества. Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета, обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов.

        Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

        Интересным является использование так называемых дидактических сказок, в которых через интересные сюжеты представлена информация (творческий путь художника, сюжетное описание художественного образа, возможности изобразительного материала). Уместно использование сказки с «искусствоведческим» подтекстом. Например, «История про кисточку», «Сказка про то, как звучали краски», «Желтая сказка», «Сказка о споре кисточки и краски».

        Для поддержания интереса к деятельности в старшем возрасте можно использовать такой прием, как превращение. Дети сами превращаются в помощников Осени, мастеров по росписи посуды, сказочных героев и тд.         Привлекательным для детей является и проведение образовательных ситуаций в виде путешествий. («Большое путешествие в страну красоты», «Большое морское путешествие», «Мир живых скульптур». Или оказание помощи персонажу (помочь кому либо нарисовать портрет, исправить ошибки или выручить из беды).

        Театрализованные игры всегда привлекают внимание детей. Использование костюмов и  дополнительных атрибутов (бинокля, подзорной трубы, лупы) позволяет превратить образовательную ситуацию в занимательную игру.

        Имитационные, пальчиковые,  хороводные, подвижные игры позволяют активизировать деятельность детей, повысить эмоциональный настрой, а так же раскрыть творческий потенциал ребенка.

        Новое направление в современном мире – дизайн, также может найти отражение в художественно-эстетическом развитии детей. Это составление коллекции кукольной одежды, конструирование костюмов для спектакля, макет помещения кукольных комнат, дизайн открыток и афиш к праздникам, рисование мультфильмов, изготовление украшений для игр, создание шляпок и накидок для карнавала и тому подобное.

        При выборе метода педагог должен учитывать возраст детей, особенности данной группы и сложившуюся ситуацию в данный момент. В младших группах игровые методы направлены на стимулирование к деятельности, привлечения внимания к изобразительным материалам, интереса к действиям (игра с кисточкой, обследовании игрушек). В среднем возрасте игровые приемы стимулируют создание интересного изображения. В старших группах можно перенести акценты на развитие художественно-эстетических особенностей и творчества.

        Таким образом, использование игровых методов и приемов в художественно-эстетическом развитии способствуют повышению интереса к деятельности, создает позитивный эмоционально-творческий настрой, способствует повышению эффективности процесса развития и обучения и улучшению качества создаваемых творческих работ.

Литература:

Аникеева Н. П. «Воспитание игрой: книга для учителя». – М., Просвещение, 1987г.

Бочкарева Л. П. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности». – Ульяновск, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Использование игровых технологий на занятиях по художественно-эстетическому развитию детей.

Одной из современных образовательных технологий является игровая. «Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых...

Статья "Использование игровых технологий на занятиях по художественно-эстетическому развитию детей"

Мспользование игровых технологий на занятиях по художественно-эстетическому развитию детей...

Использование LEGO технологий в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" С ОПИСАНИЕМ ВОЗМОЖНЫХ ИГР ПО ТЕМЕ...

Использование игровых технологий на занятиях по художественно-эстетическому развитию детей.

Использование игровых технологий на занятиях по художественно-эстетическому развитию детей....