Взаимосвязь Петербурговедения с различными видами детской деятельности.
статья (старшая группа)

Левицкая Лариса Леонидовна

В статье представлены воспитательные и образовательне задачи, которые возможно решить с помощью пербурговедения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stat_ns_portal.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь Петербурговедения с различными видами детской деятельности

Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением позволяет решать практически все воспитательно-образовательные   задачи.

Развитие речи.

Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.

Развитие лексики.

Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей языковой единицей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, так как овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.  Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.

Формирование грамматического строя речи.

Грамматика – «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Она облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя в речи, интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.

Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с Санкт-Петербургом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и, дикция, воспитывается культура речевого общения.

Развитие связной речи.

В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия литературных произведений, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог).

Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет успешно совершенствовать речевые умения и навыки детей:

  • беседа, как метод обучения диалогической речи;
  • обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;
  • обучение творческому рассказыванию;
  • формирование связных высказываний типа суждений;
  • ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.

Экологическое и нравственное воспитание.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения; выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её нравственности со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные и патриотические чувства.

Изобразительная деятельность.

Связь петербурговедения, развития речи и экологического воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет сформирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).

Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:

1.Активирует нравственные процессы: воспитывает чувство гордости, формирует любовь к городу, уважение к людям, живущим в настоящее время и тем, кто стоял у истоков строительства Санкт-Петербурга.

2.Способствует развитию речи (звуковой культуре речи, составлению рассказов, запоминанию, умению пересказывать, вести беседу, а также обогащает словарь, формирует понятия).

3.Развивает ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы).

4.Способствует развитию навыков учебной деятельности (памяти, внимания, рациональному способу решения задач, анализу, синтезу (найди целое, такую же).

5.Активирует сенсорное воспитание дошкольников (что сделано из дерева, а что из камня, природа).

Использование различных видов дидактических игр:

Словесные игры.

При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. («Пять названий», «Прибавь слово», «Петербургская азбука», «Закончи предложение», «Назови имя», «Петербургский телефон», «Назови улицы микрорайона» и т. д.)

 Настольно-печатные игры.

Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.

Дидактические игры. 

Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Статья "Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности."

Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности....

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Конспект организованной образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в старшей группе «По следам Кощея Бесцветного»

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: художественно-эстетическая. Игровая форма занятия способствует развитию и поддержанию интереса к изодеятельности. Включает в себя задания, напра...

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в непосредственно образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Материал к ММО  «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах детской деятельности»...

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.Жизнь каждого челов...

Доклад на тему: «Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»

laquo;Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»...