Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС
статья
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС, образовательное учреждение обязано:
- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и
рассуждений;
- помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь
на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их
социальный опыт;
- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие
ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста в контексте реализации ФГОС ДО.
Сегодня метод проектов приобрёл большую популярность и активно совершенствуется, рационально сочетая в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем.Данные реко...
«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО».
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. На смену традиционному образованию приходит развивающее обучение, направленное на формирование у дошкольников иниц...
«Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС»
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности дет...
Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы...
Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Презентация про проектную деятельность в ДОУ...
«Метод проектов в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС»
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в п...
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.
Метод проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт...