Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)
Актуальность исследования заключается в том, что дошкольное детство является сенситивным периодом развития способностей, в структуре музыкальности ведущее место занимает такая способность как эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость формируется в активной музыкальной деятельности. Занятия музыкой являются практически основным средством музыкального воспитания детей в дошкольном учреждении. От правильности и основательности первых шагов зависит дальнейший процесс музыкального формирования ребенка.
Теоретические основы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в условия реализации ФГОС предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования.
Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач.
Современные требования системы дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.
Воспитатель должен:
- оперировать теоретическими понятиями образовательных стандартов;
- осуществлять реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
- организовывать взаимодействие с участниками образовательного процесса.
Одним из видов музыкальной деятельности является слушание музыки. Важность этой деятельности в том, что она позволяет при использовании разнохарактерных музыкальных произведений обогатить музыкальный опыт и восприимчивость детей старшего дошкольного возраста.
Исследованием данной проблемы занимались Г.А. Вартанян, Т.А. Данилина, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и другие.
Цель работы: рассмотреть музыку как средство эстетического воспитания дошкольников.
Задачи работы:
1. Рассмотреть влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить организацию и проведение работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыкальных произведений;
3. Провести анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: контрольная работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное [Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения, 2015].
Музыкальное воспитание в детском саду не ставит целью раннюю профессиональную подготовку. Цель – «раскрыть окно» в этот непонятный, привлекательный звучащий мир и тем самым обогатить личность ребенка.
Мелодический слух – это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Он проявляется у детей очень рано.
Гармонический и полифонический слух развивается значительно позже.
Можно определить, в каком настроении человек, как к собеседнику расположен. Музыкальный слух, в той или иной степени , существует у каждого человека, и кто его активно развивает, тот и становится музыкантом, композитором и певцом. Музыкальное развитие в раннем возрасте подразумевает формирование музыкального слуха, благодаря которому возникает умение на интуитивном уровне различать высоту звука, его тембр, темп, динамику голоса или инструмента. На базе полученных представлений далее прививаются музыкальная память и мышление. Если родители хотят, чтоб их ребёнок имел музыкальные способности, нужно развивать эти качества, что сделать под силу каждому. Сначала дети повторяют слова не совсем правильно, потом более точно, позже вырабатывается чёткое произношение. Чем лучше музыкальный слух у малыша, тем быстрее он научится хорошо разговаривать. В более старшем возрасте музыкальное воспитание требуется для полноценного личностного развития ребёнка. Чтобы он скорее научился говорить, нужно читать ему сказки, рассказывать что-то. Для усовершенствования речи необходимо чётко произносить слова, не коверкать их и исправлять малыша, если он выговаривает звуки не правильно.
По утверждению Т.А. Данилиной: «органы чувств необходимы детям для постижения окружающего мира, потому от их развитости во многом зависит и общее умственное развитие. Слух здесь имеет одно из главных мест. Малыши очень чувствительны к внешним воздействиям, в число которых входит и музыка. Наиболее высока такая восприимчивость в возрасте от 18 месяцев до 3 лет, именно в этот период важно пробудить интерес к музыке и не упустить момент. Необходимо, чтобы ребенок понимал музыку, переживал её, воспринимал верно, и размышлял над ней» [Данилина, 2017].
Дети старшего дошкольного возраста воспитываются в подготовительной к школе группе. Название группы определяет социальное ее назначение. Развиваются умственные способности детей, обогащается музыкальное мышление. Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и настроение (веселая, грустная, ласковая). Они уже соотносят произведения к определенному жанру: бодро, радостно, тихо, немного грустно. Здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Одни дети дают лишь краткие ответы, а другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка выражает разные чувства, переживания.
Индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности. Рассмотрим следующий вид музыкальной деятельности деятельности – детское исполнительство, которое осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Его основное качество – выразительность, т.е. способность непосредственно и искренне передавать настроение произведения, чистоту певческих интонаций, точность и красоту движений. Пение является доступным видом исполнительства. По мнению отечественных и зарубежных педагогов, пение имеет большое значение.
Певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная с подпевания, они выражают свои чувства, постепенно овладевая навыками пения, негромко, правильно интонируя. Разучивание и исполнение песни занимает основное место и время в обучении пению. Основная задача обучения – заинтересовать детей, привить им любовь к пению.
По определению Г.А. Вартанян, «музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. Они соответствуют запросам детей дошкольного возраста. В основе игры чаще всего программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры. Многие музыкальные игры вначале построены на зафиксированной последовательности движений, продиктованных музыкальными средствами, а затем в игре проводятся соревнования в ловкости, быстроте движений, моменты свободной непринужденной игре» [Вартанян, 2011].
Хороводы чаще всего проводят под народные песни. Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли.
Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении (пары, круг) – состоят из знакомых элементов движений, которые чаще всего повторяются на припев (что соответствует характеру, структуре музыкальных пьес). Методы и приемы обучения пению и ритмике в известной степени сходны между собой. В тесной связи друг с другом используются разные методы, о которых уже шла речь – наглядно-слуховой, наглядно-зрительный и словесный.
Большое значение приобретает метод упражнения, многократного повторения.
В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель - воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.
Н.П. Аникеева утверждает, что «задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей» [Аникеева, 2014].
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой - это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
З.Т.Абрамова пишет: «Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности» [Абрамова, 2016].
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка-дошкольника.
Таким образом, при слушании музыки используются различные виды наглядности. Характер этой наглядности зависит от того, из какого источника получает ребенок дополнительную информацию о музыке, но и при самостоятельных действиях детей и выполнении ими творческих заданий.
Таким образом, методы обучения разнообразны, вариативны, они хорошо дополняются многочисленными приемами. Каждая игра имеет свои особенности.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)
Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы, с участием детей старшего дошкольного возраста...