Мастер - класс для педагогов "Рисуем без кисточки".
методическая разработка

Замятина Светлана Александровна

Мастер класс - класс знакомит педагогов с некоторыми нетрадиционными техниками рисования и идеями приготовления пальчиковых красок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер-класс для педагогов. «Рисуем без кисточки».

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения.

Цель: Раскрыть значение рисования нетрадиционными способами для развития ребёнка.

Задачи:

- создать благоприятную творческую обстановку;

- познакомить педагогов с некоторыми нетрадиционными техниками рисования и идеями приготовления красок;

- предложить использовать знания и умения в работе с детьми;

- повышать педагогическую компетентность педагогов в художественно – творческом развитии детей;

Оборудование:

- рабочее место для каждого участника мастер-класса;

- клеенки на столы;

- материалы и оборудование для изготовления пальчиковой краски из расчета на одну порцию: мука (1 стакан), соль (1 столовая ложку) и растительное масло (емкость с 1 чайной  ложкой), пищевые красители; ёмкость для перемешивания ингредиентов, столовая ложка, чайная ложка, вилки для размешивания (по количеству участников),

-одноразовые пластиковые тарелочки для красок (по 2 шт. на стол);

- готовые шаблоны – раскраски;

- кисточки №5-7;

- баночки с водой;

- баночки для кистей;

- салфетки;

- влажные салфетки;

- памятка «Самостоятельное изготовление пальчиковых красок»

Ход мастер-класса:

1. Вводная часть

Добрый день, уважаемые педагоги! Я очень рада видеть Вас на моем мастер-классе! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу.

Я предлагаю вам сегодня на практике освоить технику рисования пальчиками. Способ настолько прост, интересен и доступный для любого возраста детей, начиная с раннего возраста. Ведь у них ещё не сформированы технические навыки работы с красками, кистью. А главное, что рисование играет роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, в развитии творческого потенциала.

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. Такие занятия служат прекрасным средством для расслабления детей, дают малышу необходимую творческую смелость. Знакомство с техникой рисования пальчиками начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. Пальчиковые  краски - совсем не вредны, не токсичны и легко смываются водой. И, конечно, рисование пальчиками – это не только полезно, но и еще и очень увлекательно. Ассортимент принадлежностей для рисования сегодня невероятно широк. Однако хотелось бы обратить ваше внимание на пальчиковые краски. В магазинах представлены как импортные, так и отечественные марки. Главным отличием пальчиковых красок от гуаши или акварели является их гелевая основа, благодаря чему ими легко рисовать на самых разных поверхностях. К достоинствам можно отнести и то, что они легко смываются с рук, одежды и рабочей поверхности. Пальчиковые краски можно приготовить в домашних условиях. К тому же, мы можем быть спокойны, даже если ребенок попробует краску на вкус, она не причинит ему вреда. Тем не менее, существенным недостатком пальчиковых красок домашнего приготовления является их короткий срок годности по сравнению с заводскими.

Основная часть (Практическая)

Шаг 1. Готовим краску. Самостоятельное изготовление пальчиковых красок. В результате получаются очень яркие краски, которые по цвету не отличишь от тех, что продаются в магазине. Для их приготовления нужно смешать муку (1 стакан), соль (1 столовую ложку) и растительное масло (1 чайную ложечку). Аккуратно влить полстакана холодной воды, размешать. Можно делать все ложкой или вилкой, но удобнее и практичнее – в блендере. В результате должна получиться масса по консистенции напоминающая сметану.

Шаг 2. Делим всю массу на равные части и раскладываем по небольшим баночкам. В каждую добавляем свой пищевой краситель, размешиваем.

Шаг 3. Колеровка краски. Есть несколько вариантов, как заколеровать приготовленную массу. Самое простое — это взять пищевые красители, которые используются для выпечки или окрашивания пасхальных яиц. В каждую баночку добавляем свой пищевой краситель, размешиваем.

Можно также приготовить и свои колеры, используя овощи, ягоды, фрукты, специи:

  • Красный и розовый – сок свеклы, брусники, клюквы, вишни.
  • Оранжевый – сок мандарина, моркови.
  • Малиновый – сок смородины.
  • Фиолетовый – сок черники.
  • Зеленый – сок или отвар петрушки, шпината, укропа
  • Желтый – шафран, куркума.
  • Коричневый – какао, кофе, шоколад.

Шаг 4. Перемешиваем краски. После добавления красителя – снова хорошо перемешиваем краски, чтобы цвет равномерно распределился, и пальчиковые краски были однородного оттенка. Ну,  вот теперь можно сказать, что пальчиковые краски для детей  готовы. Рецепт очень простой, не занимает много времени на изготовление. Готовые пальчиковые краски рекомендуется хранить в холодильнике 1-2 недели. Сделать своими руками пальчиковые краски несложно. Их можно смело использовать как для малышей до года, так и для более старших детей, которые уже перешагнули годовалый рубеж. Если все-таки возиться с изготовлением самодельных красок вам не хочется, можно купить пальчиковые краски в магазине.

Шаг 5 Я хочу предложить вам, на минуточку вернуться в удивительный мир детства и самим побыть маленькими художниками - детьми младшего возраста.

А сейчас мы разомнем наши пальчики и проведем пальчиковую гимнастику «Повстречались»

(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.

Шаг 6.Рисуем красками.

Основу — фон для рисунка готовит взрослый, а ребенок заполняет ее отпечатками пальчиков. Мы возьмем готовые шаблоны – раскраски. Пальчиками набираем краску и начинаем раскрашивать, можно дополнить рисунок, нарисовать облака, солнышко, травку, цветы.

Можно нарисовать пальчиками и ладошками цветущий луг. Детьми обычно с радостью приветствуется техники рисования пальчиками и ладонью.

Можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.

Здесь ребенок фантазирует, размышляет, самовыражается.

Заключительная часть. Итог.

Рисование пальчиками  доступно даже самым маленьким деткам.  Правила пользования с красками необходимо проговаривать своим деткам, для того, чтобы ребенок правильно учился обращаться с красками и воспитывать в нем аккуратность. И обязательно хвалите малышей, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях.

Вот и подошёл к концу наш мастер – класс.

Спасибо за ваше участие. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое. Я вижу замечательные рисунки в необычной технике. У кого есть вопросы или пожелания? 

Рефлексия. Предлагаю участникам мастер – класса оформить дерево цветными ладошками. Рефлексия «Светофор» - зеленый – было интересно, мне понравилось, желтый – не очень интересно, красный – зря потрачено время.

Литература:

  1. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет»». Москва, изд. Мозайка Синтез , год 2009г.
  2. Комарова.Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7лет, год: 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Рисуем без кисточки"

Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования  .Рисование цветным песком, цветной манной крупой,гречкой,семенами мака. Родители выберали понравившийся материал и рисовали Ёжика. Рабо...

Мастер - класс "Рисуем без кисточки"

«Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

Презентация мастер-класса для родителей "Волшебство краски- Рисуем без кисточки"

Мастер-класс "Волшебство краски-Рисуем без кисточки". Разработан для родителей с целью знакомства с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: обогощать детско-родительские отношения опытом совместн...

Мастер-класс для воспитателей. Тема: "Обучение рисованию без кисточки детей третьего года жизни с задержкой психического развития".

Мастер-класс для воспитателей. Тема: "Обучение рисованию без кисточки детей третьего года жизни с задержкой психического развития"....

Конспект мастер-класса "Волшебная кисточка"

Данный материал из практической работы.Занятие проводили в родителями ....

Мастер-класс «Волшебная кисточка»

Мастер-класс «Волшебная кисточка»26 апреля в нашей группе прошел мастер-класс «Волшебная кисточка» для детей и родителей. Мы рисовали, играли, отвечали. Родители познакомились с нетрадиционной технико...

Мастер - класс "Изготовление подставки для кисточки из бросового материала".

Мастер - класс  - это оригинальная форма общения с родителями в непринужденной обстановке....