«Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность дошкольников»
консультация

Косенкова Татьяна Андреевна

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность дошкольников»

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Детское экспериментирование в условиях ДОУ.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

1)постановка проблемы (задачи).

2)Поиск путей решения проблемы.

3)Проведение опытов.

4)Фиксация наблюдений.

5)Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают

способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются

способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное  значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных  связей.

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в познавательной и продуктивной формах. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования) .

 

К познавательной форме экспериментирования можно отнести :

-фронтальные занятия

 -наблюдения в природе

- рассматривание альбомов и фотографий

-чтение познавательной литературы

-тематические и ситуативные беседы

 -целевые прогулки, экскурсии.

К продуктивной форме относятся:

- совместная деятельность воспитателя с ребенком,

- самостоятельная деятельность детей,

- трудовая деятельность

-опыт

-эксперименты

- развлечения.

Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Обучение детей экспериментированию необходимо начинать с насыщения развивающей среды:

1. На соответствующих возрастных этапах развивающая предметная среда должна создавать условия для формирования ведущих видов деятельности.

2. Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.

3. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности.

4. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания как «ясные», так и «неясные», поскольку только в этом случае знания будут им присвоены, осмыслены и обогащены.

Помимо изложенного важно соблюдение ряда требований к содержанию и оформлению развивающей среды:

• Многофункциональность

• Рациональность

• Системность

• Обновляемость

• Вариативность

• Именной характер материала.

  В нашей группе есть уголок экспериментирования, в котором есть всё необходимое для экспериментальной и исследовательской  деятельности:

1.Приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

2.Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

3.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки,

разные виды бумаги;

4.Красители: гуашь, акварельные краски;

5.Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

6. прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.

 В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Целесообразнее всего организовывать экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.

  Предлагаю рассмотреть следующие эксперименты, которые очень понравились воспитанникам подготовительной к школе группы.

"Радуга". Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.

Цель:

-развивать способность у детей наблюдать

-познакомить с механизмом возникновения цвета.

Материал: тазик с водой, картон чёрный, лак для ногтей бесцветный.

1)Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги.

2)Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна  остаться пленка от лака.

3)Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.

"Опыты с пресной и соленой водой"

Цель:

-подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;

-свойства пресной воды и соленой.

Материал: немного земли, 2 стакана с водой,2 чайные ложки соли.

1)Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакан, наполните их водой.

2)В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли, хорошо перемешайте.

3) Дайте воде отстояться.

в стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.

"Яйцо утонет или всплывет?"

Цель:

-продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

 -поощрять выдвижение гипотез;

-развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

Материал: 2 яйца, сваренных вкрутую, 4 ч. ложки соли, 2 стакана воды.

1)Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.

2) В другой стакан насыпьте соль, размешайте хорошо. Положите яйцо в воду-оно держится на поверхности.

Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

 

Заключение:

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем.  По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование – одна из ведущих деятельностей дошкольника»

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование –одна из ведущих деятельностей дошкольника»Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде «детского эк...

Мастер-класс "Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа познавательно– исследовательской деятельности дошкольников» Цель мастер – класса: представление оп...

«Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность дошкольников».

Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное &nd...

Доклад «Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность дошкольников»

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами п...

Детское экспериментирование - как ведущий вид деятельности дошкольников

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие ч...