«Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность дошкольников»
консультация
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность дошкольников»
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Детское экспериментирование в условиях ДОУ.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.
В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
1)постановка проблемы (задачи).
2)Поиск путей решения проблемы.
3)Проведение опытов.
4)Фиксация наблюдений.
5)Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают
способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются
способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.
Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в познавательной и продуктивной формах. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования) .
К познавательной форме экспериментирования можно отнести :
-фронтальные занятия
-наблюдения в природе
- рассматривание альбомов и фотографий
-чтение познавательной литературы
-тематические и ситуативные беседы
-целевые прогулки, экскурсии.
К продуктивной форме относятся:
- совместная деятельность воспитателя с ребенком,
- самостоятельная деятельность детей,
- трудовая деятельность
-опыт
-эксперименты
- развлечения.
Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Обучение детей экспериментированию необходимо начинать с насыщения развивающей среды:
1. На соответствующих возрастных этапах развивающая предметная среда должна создавать условия для формирования ведущих видов деятельности.
2. Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.
3. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности.
4. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания как «ясные», так и «неясные», поскольку только в этом случае знания будут им присвоены, осмыслены и обогащены.
Помимо изложенного важно соблюдение ряда требований к содержанию и оформлению развивающей среды:
• Многофункциональность
• Рациональность
• Системность
• Обновляемость
• Вариативность
• Именной характер материала.
В нашей группе есть уголок экспериментирования, в котором есть всё необходимое для экспериментальной и исследовательской деятельности:
1.Приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
2.Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
3.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки,
разные виды бумаги;
4.Красители: гуашь, акварельные краски;
5.Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
6. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.
В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.
Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.
В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Целесообразнее всего организовывать экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.
Предлагаю рассмотреть следующие эксперименты, которые очень понравились воспитанникам подготовительной к школе группы.
"Радуга". Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.
Цель:
-развивать способность у детей наблюдать
-познакомить с механизмом возникновения цвета.
Материал: тазик с водой, картон чёрный, лак для ногтей бесцветный.
1)Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги.
2)Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака.
3)Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.
"Опыты с пресной и соленой водой"
Цель:
-подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;
-свойства пресной воды и соленой.
Материал: немного земли, 2 стакана с водой,2 чайные ложки соли.
1)Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакан, наполните их водой.
2)В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли, хорошо перемешайте.
3) Дайте воде отстояться.
в стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.
"Яйцо утонет или всплывет?"
Цель:
-продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования
-поощрять выдвижение гипотез;
-развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
Материал: 2 яйца, сваренных вкрутую, 4 ч. ложки соли, 2 стакана воды.
1)Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.
2) В другой стакан насыпьте соль, размешайте хорошо. Положите яйцо в воду-оно держится на поверхности.
Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.
Заключение:
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование – одна из ведущих деятельностей дошкольника»
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование –одна из ведущих деятельностей дошкольника»Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде «детского эк...
Мастер-класс "Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"
Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа познавательно– исследовательской деятельности дошкольников» Цель мастер – класса: представление оп...
«Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность дошкольников».
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное &nd...
Доклад «Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность дошкольников»
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами п...
"Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в свете введения ФГОС ДО"
Из оыта работы...
Детское экспериментирование - как ведущий вид деятельности дошкольников
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие ч...
Сообщение "Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность дошкольников"
Сообщение для воспитателей...