Тема занятия "Фея ночь"
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема занятия: «Фея Ночь»
Цель занятия: знакомство с особенностями жизнедеятельности ночных животных; актуализация и систематизация представлений о назначении и возможностях органов чувств.
Оборудование и материалы: кукла фея Ночь, книги о ночных животных, предметы для игр «Что звучит?» и «Загадки для пальчиков», повязка для водящих-ловишек, пластилин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Фея Ночь»
Цель занятия: знакомство с особенностями жизнедеятельности ночных животных; актуализация и систематизация представлений о назначении и возможностях органов чувств.
Оборудование и материалы: кукла фея Ночь, книги о ночных животных, предметы для игр «Что звучит?» и «Загадки для пальчиков», повязка для водящих-ловишек, пластилин.
Часть I. Ночные животные
Дополнение знаний о ночных животных.
В гости к детям приходит фея Ночь, знакомится с ними, представляет им своих спутников — ночных животных.
Фея Ночь.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж.)
Глазастый ловец
При свете слепец.
Лишь мрак наступает —
Слепой прозревает
И, как на работу,
Спешит на охоту. (Филин.)
Посмотрите-ка, какая —
Вся горит как золотая,
Днем в норе в лесной спит чаще,
Ночью — курочку утащит. (Лиса.)
Зверь летает над лесами
С очень чуткими ушами.
Днем он спит вниз головой.
Что за странный зверь такой? (Летучая мышь.)
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днем спит и сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит. (Кошка.)
Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать... (сверчок).
Дидактическая игра «Все наоборот». Педагог рассказывает о том, что день проходит, наступает ночь, все меняется. Внимательно слушая предложение, детям нужно правильно закончить его.
Днем светло, а ночью... (темно).
Днем на небе солнце, а ночью... (луна, звезды).
Курица хорошо видит днем, а сова... (ночью).
Сова охотится ночью, а орел... (днем).
Курица спит ночью, а филин... (днем).
Фея Ночь. Не случайно ночь люди выбрали для сна и отдыха. Ночью темно, ничего не видно. А вот ночные животные прекрасно ориентируются в темноте. Как вы думаете, как им это удается?
Педагог обсуждает с детьми, где искать ответ на вопрос феи Ночи. Дети уже знают, что информацию можно получить из книг, из Интернета, в ходе наблюдения, беседы со сведущим человеком (если правильно задавать вопросы), информацию можно проверить при помощи опытов.
Учебная задача. Найти ответ на вопрос феи в книгах, проверить информацию при помощи опытов.
Работа с книгами. Предложим детям в знакомых книгах о животных найти спутников ночи. Прочитаем об особенностях ночных животных, позволяющих им ориентироваться в темноте. Обратим внимание детей на то, что у некоторых животных большие глаза, внутри глаз располагается «зеркальце» из мелких серебристых кристаллов. Все это позволяет «собирать свет по крупицам» и видеть в темноте. У ночных животных прекрасно развиты обоняние и слух. Так, о летучих мышах говорят, что они «видят» ушами, поскольку они ориентируются по звукам, отражающимся от различных предметов.
Часть II. Мои уши хороши
Цели: знакомство с назначением органов чувств; развитие сенсорных возможностей, воображения, внимания; использование знаний о свойствах предметов, возможностях осязания.
Фея Ночь предлагает детям попробовать, подобно ночным животным, ориентироваться по звуку.
Подвижная игра «Жмурки». Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Остальные игроки хлопают, называют водящего по имени, говорят: «Поймай меня». Водящему-ловишке нужно поймать игроков, ориентируясь по звуку. Каждому ловишке дается 1—2 минуты.
Дидактическая игра «Что звучит?» Познакомимся с тем, как звучат окружающие предметы. Слушаем, придумываем, исполняем и отгадываем звуковые загадки с использованием предметов быта и игрушек. Полученные навыки звукоизвлечения пригодятся нам в дальнейшем при создании шумового оркестра.
Дидактическая игра «Кто поет?» Дети встают в круг. Выбирается водящий, он закрывает глаза. Остальные игроки идут по кругу и поют: «Здравствуй, солнышко мое. Угадай-ка, кто поет!» Допев, дети останавливаются. Тот, кто окажется напротив водящего, должен сказать несколько слов. Если водящий отгадал, кто с ним говорит, говоривший становится водящим.
Итог занятия. В ходе беседы дети стараются собрать воедино все полученные на занятии сведения и ответить на вопрос феи о том, как ночные животные ориентируются в темноте.
Последующая работа
Знакомство с возможностями органов чувств продолжается на занятии по лепке. Дети уже знают, что при помощи рук можно узнать знакомые предметы. Педагог предлагает фее Ночи загадать детям «загадки для пальчиков».
Дидактическая игра «Умные руки». Фея приносит «волшебный мешочек». Детям по очереди нужно опускать в него руку, ощупывать выбранный предмет и, не видя его, давать описание. Например: «Это круглый упругий предмет из резины. Думаю, это — мяч».
Для того чтобы сыграть вместе с феей в новую игру, нужно постараться вспомнить все те признаки предметов, которые можно узнать с помощью ощупывания (осязания): форма, размер, материал, качества поверхности, температура, количество.
Игра «Мои уши хороши, а у соседа — лучше!» Взявшись за руки, дети идут по кругу. Переход к каждому следующему заданию предваряется вопросами педагога.
• Чтобы слышать, что у нас есть? (Уши.)
• Чтобы дышать и нюхать (ощущать запахи), что у нас есть? (Нос)
• Чтобы брать и держать различные предметы, писать и рисовать, что нам нужно? (Руки)
• Чтобы ходить, бегать, прыгать, стоять, что нам нужно? (Ноги.) (И т.д.)
Правильно ответив на вопрос педагога, игрокам нужно взять соседей слева и справа соответственно за уши, нос, за руки, за ноги (за колени). При этом дети продолжают движение.
Вылепливание и сборка геометрических фигур «Подарок дм феи Ночи». Педагог предлагает детям сделать из пластилина фигуру феи. Необходимо рассмотреть рисунок-инструкцию и определить, из каких геометрических фигур она состоит. Можно попробовать вылепить часть деталей с закрытыми глазами. Готовые детали при необходимости корректируются и собираются в единое целое. Дети оценивают свою работу, сверяя ее с образцом.
Домашнее задание. Предложить детям придумать «загадки для пальчиков» для своих родителей, братьев, друзей. Вместе с ними можно потренироваться вылепливать из пластилина с закрытыми глазами самые разные фигуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем.
Занятие по развитию умений у детей старшего дошкольного возраста вести себя в ЧС....
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в младшей группе тема: "Где ночует солнышко? Большие и маленькие яблочки на тарелке".
эмоционально-заинтересованно наблюдает на прогулке за явлениями неживой природы, участвует в обсуждении увиденного, в игровой ситуации «Одевание куклы», отвечает на вопросы педагога, активен при ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе на тему: « День – ночь»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)в младшей группе на тему: « День – ночь»...
Конспект НОД по окружающему миру во второй младшей группе.Тема: "День – ночь"
Цель: Уточнить представление детей о частях суток.Задачи: Побуждать детей различать части суток: утро, день, вечер, ночь;Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление;Учить имитировать...
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему: "Где ночует солнце? Большие и маленькие яблочки".
Цель:-- формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам; -- побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко – наступи...
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: "Где ночует солнышко?
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе. ...