Программа сопровождения образовательного процесса
рабочая программа
Разработанные программы педагога-психолога успешно реализуется в нашем детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_soprovozhdeniya_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 334.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………..…3
Принципы психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
Возрастные особенности детей 2-7 лет……………………………………… .5
Основная часть
Основные направления деятельности педагога-психолога……………….…..9
Психологическая диагностика
Психологическое просвещение…………………………………………..……10
Развивающая работа и психологическая коррекция
Психологическое консультирование………………………………………….11
Психологическая профилактика………………………………………………12
Организационно-методическое направление
Система мониторинга детского развития ……………….……………..…….14
Ожидаемые результаты реализации программы………………………….....16
Сфера взаимодействия педагога-психолога………………………………......17
Список литературы………………………………………………………….….22
Пояснительная записка
Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. Каждый день перед ним раскрывается мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Взрослый выступает для него в качестве эталона для подражания, выступает связующим звеном между ребенком и его окружающей его действительности. Он обеспечивает не только удовлетворение естественных нужд, но и социализацию всех его психических проявлений.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в ДОУ.
Нормативно правовые документы федерального уровня
- РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».Необходимым условием реализации ФГОС становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский в соответствии с:
- ФЗ РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
- Приказа Министерства образования РФ от 17.10.2013г.№1155 г. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
- Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».
- Письмом Министерства образования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
- Инструктивно — методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, определяющее требования к нагрузке детей, планирование учебной нагрузки в течение недели.
- Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года N 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Общее количество групп –6, из них 1 группа – обшеразвивающей направленности, 1 группа – оздоровительной направленности.
Цели и задачи деятельности педагога-психолога:
– охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения ООП ДОУ.
— содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; психологической готовности к обучению в школе;
— формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих психологических возрастов дошкольников.
Задачи :
- определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
- психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально- психологического климата в ДОУ;
- психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий.
Принципы психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Возрастные особенности детей 2- 7 лет.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 2 – 3 лет
В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами. Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.
В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
- называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),
- выделение величины (большой, поменьше, маленький),
- называние формы (круг, квадрат, треугольник),
- расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
- сравнение по цвету, форме, размеру;
- координация движений рук и зрения;
- формирование понятий «много», «мало», «один».
Возрастные особенности ребенка 3 - 4 лет.
Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении, признании и самостоятельности.
Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое. Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.
В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия.
Возрастные особенности ребенка 4 - 5 лет
Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.
Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.
Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Возрастные особенности ребенка 5 - 6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе.
Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.
Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.
В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?"
Ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с целью заполучить то, что хочет.
В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно. Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».
В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие. Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.
Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для взрослых вопросов.
Возрастные особенности ребенка 6 - 7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. Это также очередной критический период в жизни ребенка. Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка.
Практически готов к расширению своего микромира, если он умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
Происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в 5 - 6 лет детям свойственно только положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной.
Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает относительность оценок.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
Ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. В этот период ребенок нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение. Ему надо понять, правильно он поступил или нет, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.
Основная часть
Основные направления деятельности педагога-психолога
Исходя из Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года выделяются следующие направления деятельности педагога-психолога: психологическая диагностика, психологическое просвещение, развивающая работа и психологическая коррекция, психологическое консультирование.
Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в обязательных видах деятельности и дополнительных. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем.
Психологическая диагностика
Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОУ: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
- Адаптации ребенка к условиям детского сада.
- Оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов.
- Психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка (по запросу родителей, педагогов в течении учебного года).
-Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет.
- Психодиагностика психологической готовности к обучению ребенка в школе (воспитанники 5-6 лет-конец учебного года, 6-7 лет-начало и конец учебного года)
- Психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности.
- Диагностика воспитанников групп для детей с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
-Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ.
Психологическое просвещение
Цель: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности, предупредить нарушения в становлении личности и интеллектуальной сферы через создание благоприятных условий в образовательном учреждении. Предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
- построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности:
- создание в ДОУ психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного климата в группе, доброжелательных отношений между детьми. Конкретными задачами деятельности педагога-психолога с воспитателями выступают:
-содействие в организации конструктивного общения детей в группе;
-профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;
- создание психологических условий для развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
-психологический анализ разных видов и форм детской деятельности в ДОУ;
- психологическая экспертиза программно-методического обеспечения образовательного процесса
-повышение психологической компетентности воспитателей и родителей.
Развивающая работа и психологическая коррекция
Цель: выявить и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения проблемных детей дошкольного возраста (агрессивных, гиперактивных, тревожных, с пониженным уровнем развития познавательных процессов) с целью обеспечения динамики снижения нежелательных личностных проявлений. Достижение поставленной цели реализуется в процессе последовательного решения следующих задач:
- проанализировать методическую литературу по проблеме психолого – педагогического сопровождения проблемных детей в ДОУ;
- провести диагностическую, просветительскую работу с педагогами МБДОУ по данной проблеме;
- подобрать диагностические методики с целью выявления причин негативного поведения дошкольников и последующего выбора эффективного инструментария для его коррекции, перехода энергии детей в позитивное русло;
- составить конспекты занятий с детьми и проводить коррекционно-развивающую работу с проблемными дошкольниками;
- осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу педагога-психолога с родителями воспитанников проблемных детей;
- провести мониторинг результативности занятий с дошкольниками.
В данном направлении деятельности педагог-психолог использует разнообразные виды игр, в том числе , проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментирования, проектов, творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения, этюдов, психогимнастик, релаксаций.
Психологическое консультирование
Цель: помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка.
- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ
- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;
- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
- формирование установки на самостоятельное решение проблемы;
Направление включает следующие разделы:
- «Консультирование по проблемам трудности в обучении»
-«Консультирование по проблемам детско–родительских взаимоотношений»
- «Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе»
- «Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей»
- «Консультирование по проблемам раннего развития детей»
- «Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе»
Психологическая профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контроль за соблюдением психогигиенических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
- обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую
возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
- своевременному предупреждению возможных нарушений
психосоматического и психического здоровья детей;
- работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
— анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
-выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
- профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
В рамках реализации данного направления психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников
образовательно-воспитательного процесса: детей и педагогов. Особое внимание уделяет стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Но также важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников. Естественно, что разобщенность, конфликтность, отсутствие взаимовыручки будут негативно сказываться на самочувствии педагогов, что может косвенно или напрямую способствовать снижению эффективности взаимодействия с детьми и родителями. Основными условиями эффективного общения с родителями являются взаимное уважение и открытость ДОУ.
В психологической профилактике выделяют три уровня:
I уровень – первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и образовательные проблемы и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с проблемами.
II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в поведении. Основная ее задача -преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3-я из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и воспитателя, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.
III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными образовательными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными детьми (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения. Для реализации этих задач педагог- психолог проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормам:
- диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
- проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками,
выявляет психологические причины нарушения общения.
Система мониторинга детского развития
Периодичность мониторинга 2 раза в год в соответствии с Положением о мониторинге ДОУ. Основная задача мониторинга детского развития – выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие дошкольника.
При необходимости составляется индивидуальный образовательный маршрут для максимального раскрытия потенциала детской личности. Мониторинг включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Работа педагога — психолога ДОУ при проведении мониторинга детского развития основывается на модели психологического мониторинга, разработанного творческой группой и исходя из основных принципов и направлений психологической диагностики в ДОУ.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Карты мониторинга образовательного процесса заполняют педагоги и мониторинга психологического фона развития детей заполняют педагоги – психологи совместно с воспитателями, данные основываются на наблюдении. Наблюдение охватывает все образовательные области и проводится в разных видах деятельности.
Анализ эмоционально – личностной сферы основными показателями выступают самооценка ребенка и его личностные особенности.
В социальной сфере ( Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
– характер общения со сверстниками в группе детского сада и в семье.
Анализ мотивационно – потребностной сферы (Социально-коммуникативное развитие дает возможность определить значимые для ребенка области, актуализировать наиболее проблемные из них, а также изучить, как формируется социальный мотив, служащий одним из критериев готовности ребенка к школе).
В ходе анализа познавательной сферы ребенка ( Образовательная область «Познавательное развитие») изучаются такие психические процессы, как: восприятие, мышление, воображение, память, внимание, исходя из задач диагностики и образовательной программы ДОУ с ориентацией на методики, рекомендованные к использованию .
Ожидаемые результаты реализации программы
Диагностическое направления:
- осуществление диагностических процедур;
- составление заключений и разработка рекомендаций для успешной социализации и развития ребенка в условиях ДОУ;
- определение детей нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении.
Коррекционно-развивающее направление:
- снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности и т.д;
- снижение риска дезадаптации;
- коррекция нарушений поведения;
- развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей;
- стабилизация психоэмоционального состояния;
- повышение уровня познавательных процессов;
-обеспечение готовности детей к школьному обучению;
Консультативное направление
- привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов, специалистов ДОУ и родителей;
- гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение уровня родительской компетентности;
- повышение психологической компетентности педагогов;
- информирование смежных специалистов и родителей о возрастных особенностях детей;
Профилактическое и просветительское направление
- повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса;
- профилактика поведенческих и личностных нарушений воспитанников;
- профилактика профессионального выгорания педагогов;
- профилактика жестокого обращения с детьми;
- нормализация психологического климата ДОУ;
- организационно -методическое направление.
Сфера взаимодействия педагога-психолога
Психолого – педагогическое сопровождение воспитательно –образовательного процесса осуществляется при взаимодействии с администрацией и специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС по следующим направлениям:
Взаимодействие педагога-психолога с родителями воспитанников
Просветительская работа с родителями воспитанников охватывается в основном групповыми формами и индивидуальными формами воздействий. Прежде всего, консультации, посещения на дому, дискуссии, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам самих родителей так и по инициативе планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, техническими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки). Данные тематики обусловлены анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.
Взаимодействие педагога-психолога с руководителем ДОУ
- уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения;
-участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом;
- оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива;
- предоставляет отчетную документацию;
- при необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК;
- проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу);
- участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей;
- обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- участвует в экспериментальных , научных работах, курсах повышения квалификации;
Взаимодействие педагога-психолога с учителем-логопедом
-планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе;
- участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы;
-участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии;
- консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом;
-участвует в ПМПК ДОУ.
Взаимодействие педагога-психолога с старшим воспитателем
- формирует содержание психолого-педагогической работы по организации совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей;
- участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС;
- участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам;
- анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
- содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;
- в рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности;
- участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов;
- вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта;
-представляет документацию в течение всего учебного года (план работы,аналитические справки, анализ работы за год);
- участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК;
-участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности;
- проводит психологическое сопровождение конкурсов.
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями
- содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников;
-участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий;
- участвует в проведении мониторинга;
- оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности;
- организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность;
- проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной сфере у детей;.
- оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания;
- содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями;
- организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей);
- участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация
внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
Взаимодействие педагога-психолога с руководителем ИЗО деятельности
- способствует развитию мелкомоторных движений;
- способствует выявлению и развитию одаренных детей;
- участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по ИЗО деятельности в рамках ФГОС;
- организует психологическое сопровождение детей во время проведения выставок, конкурсов;
- учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе просмотра различных художественных произведений (для комплексных занятий);
- осуществляет сопровождение на занятиях по развитию воображения, внимания, при подготовке к проведению к конкурсам , выставкам, фотовыставкам.
Взаимодействие педагога-психолога с музыкальным руководителем
- осуществляет психологическое сопровождение детей на праздниках, во время развлечений и досуга;
- помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов);
- участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных
упражнений на музыкальных занятиях;
- учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий);
- осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга;
- организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях;
- обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
Взаимодействие педагога-психолога с инструктором по физической культуре
- участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС;
- формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
- способствует развитию мелкомоторных и основных движений;
- формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности
по оздоровлению;
- способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий;
- способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.);
- помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада);
Список литературы
- Азбука общения. Л.М. Шипицина, О.А. Защиринская, А. П Воронцова, Т. А.Нилова (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6). Детство- ПРЕСС, С-Пб, 1998.
- Акопова Э.С. Гармоничное развитие дошкольника: игры и занятия-М.: Аркти, 2007г.
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку-Спб.: Речь, 2007г.
- Афонькина Ю.А.Как научить дошкольника правильно думать-М.: Аркти, 2011г.
- Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать
своего ребенка. М., АСТ?- ПРЕСС?, 1999.
- Ганичева. И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М., Книголюб,2004
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб, Союз,1992.
- ИльинаМ. Н., Порамонова, Л.Г., Головнева Н.Я. Развития интеллекта и навыков общения у ребенка посредством групповых игр. С-Пб, Дельта, 1998.
- Катаева Л.И. .Коррекционно -развивающие занятия в подготовительной группе? М.,Книголюб, 2004г.
- 6. Бурлакова И.А.Психологическое сопровождение образовательной программы ДОУ.-М.: Детский сад-2011г.
- 7.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М: АРКТИ, 2003.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?-М.: АСТ: Астрель, 2001г.
- Данилина Т.А..В мире детских эмоций-М.:., 2008г.
- Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей у дошкольников 4-6 лет-Спб.: Речь, 2010г.
- Купажева Н.Ю..Цветик-семицветик: программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Программа интеллекуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет- Спб.: Речь; М.: ТЦ «Сфера» 2011г.
Направление «Психологическое консультирование»
В данном направлении педагог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно - методическое сопровождение образовательного процесса , на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы," Подвижные и дидактические игры для знакомства детей с правилами дорожного движения"
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошколь...
Программно - методическое сопровождения образовательного процесса, разработана по ФГОС на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» "Игры, направленные на развитие умений ориентироваться на плоскости"
Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от...
Программно - методического сопровождения образовательного процесса разработанного по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. " Игровые методы и приёмы в формировании речи детей ОВЗ старшего дошкольного возраста "
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение...
Разработка программно – методического сопровождения образовательного процесса по программе « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой "Сценарий комплексного занятия по сюжетно – ролевым играм для детей 3 – 4лет «К нам пришли гости»
Игра - это самая естественная и любимая деятельность детей, поэтому данный конспект будет полезен не только для воспитателей, т.к. сюжетно – ролевая игра самый доступный способ воспитания, но и для ро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» на 2017 - 2018 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога является локальным актом МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка» города Елизово, разработанным в соответствии с законами РФ.Актуальность разработки и в...
Рабочая программа по психологическому сопровождению образовательного процесса в МБДОУ «Усть-Канский детский сад»
для педагогов-психологов ДОО...
Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ
Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образ...