программа кружка по экономическому воспитанию
материал (подготовительная группа)

МИНАКОВА НАТАЛЬЯ В.

С экономикой мы дружим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_s_ekonomikoy_my_druzhim.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на педагогического совета                                                          Утверждаю:                                      

МБДОУ «Детский сад №1»                                   заведующий МБДОУ            

Протокол №1 от 31.08.2020г.                                                                      "Детский сад №1"

                                                                                                 ____Рябцева Ж.П.

                                                                                                Приказ №09-ОД

                                                                                                                         от

                     

программа

кружка по Экономическому воспитанию

«С экономикой мы дружим.»

МБДОУ «Детский сад №1»

руководитель кружка Минакова Н.В.

г. Воронеж 2019г.

                                         

1.Пояснительная записка                                       

      Программа кружка“С экономикой мы дружим” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Программа направлена на обучение детей основам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

      Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование экономической культуры  дошкольников, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни.

     Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому, проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания   у детей формируются   такие  качества  личности как трудолюбие, бережливость, деловитость,  равноправные, партнерские  отношения в детском коллективе, чувство  собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.  Осознаются правила их честного зарабатывания.  Решение экономических задач   осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а так же в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.  

Актуальность.

    Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к  жизни в целом, формированием правильной ориентацией его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.    

                          

Целесообразность.

    Целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры  приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный  словарь, развиваются  навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка с взрослым,  приобретаются такие качества, как  умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах,  доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша,  возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.

                            2.Основная  цель программы                                          

-помочь детям 6-7лет войти         в социально-экономическую жизнь,способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста

        3.Задачи программы

Формировать у дошкольника умения:

— понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

— уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

— осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

— признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

— правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

        

                          4.Ожидаемые результат

- Знать и называть разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др.). Знать, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя

- Знать российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья. Понимать суть обмена денег для предстоящего путешествия

-Знакомиться с понятием «банк», назначением банка.

-Знать несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист и др.); профессии рекламного дела (рекламодатель, рекламоизготовитель, участники рекламной деятельности и др.).

— иметь представления о деньгах; сформировать понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.

— ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак». Осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.

— имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.

- бережно, рационально, экономно использовать        расходные материалы для        игр и занятий (бумагу, карандаши,         краски, материю и        др.);
- следовать правилу:        ничего         не выбрасывай зря,        если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай,        подари, порадуй другого, если она тебе        не нужна;
- Уметь вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемой покупки)

           5.Содержание программы  кружковой деятельности

Возраст детей                                                                                                                                   В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети  старшей и подготовительной к школе группы, в возрасте 5 –7 лет.                                                        Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 8 месяцев (с 01.10  по 31.05.)  

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Режим занятий: понедельник, среда  16.00-16.30. В течение 1 месяца предусмотрено 8 занятий.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА НА 2020-2021 г.г.

месяц

Тема

Задачи

Октябрь

Экономика

Что такое экономика?

- Дать понятие экономики  (наука о домашнем

хозяйстве)

- Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики;

- Развивать умения выделять экономическое содержание

из сказочного произведения;

- Воспитывать экономический интерес к познавательной

деятельности;

- Развивать речь детей.

Уроки Гнома Эконома

формировать экономическое сознание;

- развивать наблюдательность, пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, семейный бюджет, пенсия, зарплата, рубли.

- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата;

- пробуждать здоровый интерес к деньгам;

-воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а так же  бережное отношение к природе, желание экономно относиться к природным ресурсам и  охранять окружающую среду.

Потребности

1.Наши потребности

Познакомить детей с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо», уяснить различия между «хочу» и «надо», узнать, что такое потребности.

2. Формировать знания детей о значении воды в жизни человека, учить беречь и экономить воду.

3. Познакомить детей со свойствами воды.

4. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

2.Наши потребности

( продолжение)

Цель: Продолжать знакомить детей со следующими понятиями«потребности»«товары»«услуги». Учить определять, от чего зависят потребности. Закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания.

Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями.

Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи, воспитывать культуру поведения на занятии, умение работать в парах и группах.

3.Театральная постановка «Хочу и могу»

Учимся  различать  понятия:  хочу  и  могу.  Наши  желания  «хочу»,  а  наши возможности  и  ресурсы  «могу».  Формируем  ответственное  отношение  к  выбору, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению.  

4.Что такое труд? У каждого человека должно быть интересное дело

1.сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени,  познакомить с профессиями взрослых.

2.Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий, интерес к их деятельности.

5..Когда продукт превращается в товар?

Качество товара

1.Воспитывать уважение к результатам труда людей, бережное отношение ко всему, что даётся детям для игр и других занятий.

2. Подвести детей к пониманию того, что вещи должны жить долго и радовать людей.

3. Дать детям представление о том, как товар попадает к потребителю.

4.Воспитывать уважительное отношение к результатам любого труда, вложенного в изготовление вещи часто не одним человеком, а многими людьми.

2. Подвести детей к пониманию того, что товар бывает разного качества и в разных жизненных ситуациях людям необходимы вещи разного качества

Ноябрь

1..Менеджер - интересная профессия

(или экономист, бухгалтер)

1.Познакомить детей с профессией менеджер.

2. Воспитывать интерес и уважение к профессии менеджера, желание узнать о ней как можно больше.

3. Организовать (по возможности) встречу с представителем данной профессии

2.Программист- великий волшебник

Познакомить с профессией программиста, воспитывать интерес и уважение к данной профессии

3. Развлечение «Путешествие в сказочный лес»

Продолжать формировать у детей правильное отношение к миру ценностей через понятия «моё» и «наше».

2. Познакомить дошкольников с новыми понятиями «цена», «товар», раскрыть их содержание.

3. Воспитывать бережливость, уважительное отношение к трудящемуся человеку и к продуктам его труда. Макет дерева, картинки с изображением различных товаров с ценой, кошельки, образцы денег на всех детей и сказочных персонажей, «волшебная» книга, большой кошелёк; аудио-запись звуков леса; спокойная, неторопливая музык

4. Что такое деньги?

- Развивать представления детей о понятии «деньги», об их назначении, источнике происхождения (труд взрослых: деньги зарабатывают, просто так их никто никому не даёт).

-Настоящие деньги разного достоинства (купюры: 10, 50, 100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей).

Декабрь

1. Что такое цена?

1. Закреплять понятия «монеты», «купюры, «деньги».

2. Знакомить детей с понятиями «дорогой», «дешёвый», «цена товара», «ценник». Явно дорогие товары (фотоаппарат, конструктор «ЛЕГО», заводные игрушки и т. п.) и более дешёвые товары (несколько разных пластмассовых игрушек, ручка, ластик, альбом и др.) или картинки с их изображением

2.Бартер

- Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей;  

- Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах;  

- Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.  

Предварительная  работа:  чтение  сказок,  заучивание  пословиц;  посещение  с родителями  магазина,  рынка.  Сюжетно-ролевая  игра  «Магазин»,  изготовление  товара

(овощей).

Декабрь

3.Откуда у людей берутся деньги?

1.Обогащать знания детей о профессиях.

2. Подвести детей к осознанию: чтобы у человека были деньги, ему нужно трудиться

4. Что было, когда не было денег

1.Обогащать знания детей о деньгах: познакомить их с краткой историей денег.

2. Дать детям представление о понятии «заменители» денег (самые разнообразные предметы, товары, представляющие ценность для людей); о первых деньгах — монетах, бумажных деньгах; о понятии «бартер»

Январь

2.Что такое бюджет семьи?

1.Познакомить детей с понятием «бюджет семьи».

2. Обогащать представления детей о бедных и богатых

3. Познакомить с понятиями «зарплата», «пенсия», «стипендия»

3. Деньги разных стран

1.Познакомить детей с деньгами России и других стран, дать определение понятий «монеты», «купюры», «валюта».

2. Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.

3. Дать представление о том, что деньгами оплачивают ре-зультаты труда людей, поэтому к деньгам следует относиться с уважением

Февраль

1.Сюжетно- ролевая игра «Магазин» (Супермаркет)

Учить правилам поведения в общественных местах. Учить считать, совершать покупки, определяя цену товара.

2.Деньги, монета, банкнота, пластиковая карта

1.раскрыть  сущность  понятия  «деньги»,  «монета»,  «банкнота»,  «пластиковая карта»;  наличные  и  безналичные  деньги;  

2.закрепить  знания  детей  о  внешнем  виде

современных денег.

3.воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.

3.Вечер досуга «Аукцион»

Раскрыть особенности продажи товаров на аукционе, развить желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием

4.Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать

1. Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк Расширить первичные представления детей о некоторых операциях, производимых в банке.

2.Закрепить понятие банк, где не только хранят деньги, но и получают зарплату, дают кредиты. знакомство с профессией банкира

Март

1. Меценаты, благотворительная деятельность

Познакомить детей с понятием «меценаты», «благотворительность» Воспитывать доброту, щедрость желание помочь другим

2.Зачем нужна реклама?

1.Познакомить детей с понятием «реклама» — одним из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни

2. Вызвать у детей более глубокий, разносторонний интерес к рекламе, её назначению.

3. Определить имеющиеся у детей представления о рекламе

3.Какой бывает реклама?

1. Расширять у детей представления о рекламе.

2. Познакомить с новыми видами рекламы — щитовой и на транспорте

Апрель

1.Как и кем делается реклама

1.Расширять представления детей о рекламе

2.Знакомить с понятиями «рекламоизготовитель», «рекламное агентство», профессиями людей, заказывающих изготовляющих рекламу.

3. Формировать у детей представление о честной и нечестной (необъективной) рекламе

2. Играем в рекламу

Закреплять представления детей о назначении рекламы. Развивать у детей творческое воображение

3.Гном Эконом экономит электроэнергию

Выявить знания детей об электроприборах. Дать понятие об экономии

4.Путешествие Капа и Капельки

Учить экономному использованию воды в реальных бытовых условиях. Приобщать детей к чистоте, красоте, участвовать в поддержании порядка

5.Что значит быть бережливым и экономным

Дать понятие о бережливости и экономности. Воспитывать в детях данные качества

Май

1. Веселая экономика с Матроскиным

Закрепление с детьми знаний по разделам программы, развитие мышления, внимания, элемент.математи.представлений

2.Экономический КВН

Повысить  интерес старших дошкольников к получению экономических знаний

- учить работать в команде

- учить находить коллективный ответ путем обсуждения

- закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года

3. Диагностика ЗУН

Выявить, как дети усвоили программу кружка по экономике

Список литературы:

1.Блохина О.А. Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: Сборник методических разработок. Калининград: КОИРО, 2017

2.Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М.: ОК Пресс, 2019- 80 с.

3.Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2015.  – 169 с

4.Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. Минск. Выш.шк., 2007- 48 с.

 Калининград: КОИРО, 2017

5.Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2009 -  96 с.

6. Шатова А.Д. Деньги..  Издат-во «Ювента», 2003 – 16 с.

7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Вентана- Граф. 2015- 176 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

Программа кружка по физическому воспитанию «Стрекоза» (горизонтальный пластический балет)

В раВ В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей....

“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)

Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с  большой любовью  и огромной надеждой посвящаю вам свою работу:  «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

Методические рекомендации для педагогов по реализации основной образовательной программы в части экономического воспитания детей

Рекомендации для педагогических работников по работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации экономического воспитания...

Программа кружка по экономическому воспитанию

Программа кружка по экономическому воспитанию...