программа кружка по экономическому воспитанию
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Принято на педагогического совета Утверждаю:
МБДОУ «Детский сад №1» заведующий МБДОУ
Протокол №1 от 31.08.2020г. "Детский сад №1"
____Рябцева Ж.П.
Приказ №09-ОД
от
программа
кружка по Экономическому воспитанию
«С экономикой мы дружим.»
МБДОУ «Детский сад №1»
руководитель кружка Минакова Н.В.
г. Воронеж 2019г.
1.Пояснительная записка
Программа кружка“С экономикой мы дружим” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Программа направлена на обучение детей основам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни.
Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому, проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а так же в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.
Актуальность.
Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Целесообразность.
Целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
2.Основная цель программы
-помочь детям 6-7лет войти в социально-экономическую жизнь,способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста
3.Задачи программы
Формировать у дошкольника умения:
— понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
— уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
— осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
— признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
— правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
4.Ожидаемые результат
- Знать и называть разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др.). Знать, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя
- Знать российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья. Понимать суть обмена денег для предстоящего путешествия
-Знакомиться с понятием «банк», назначением банка.
-Знать несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист и др.); профессии рекламного дела (рекламодатель, рекламоизготовитель, участники рекламной деятельности и др.).
— иметь представления о деньгах; сформировать понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.
— ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак». Осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.
— имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.
- бережно, рационально, экономно использовать расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следовать правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- Уметь вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемой покупки)
5.Содержание программы кружковой деятельности
Возраст детей В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети старшей и подготовительной к школе группы, в возрасте 5 –7 лет. Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 8 месяцев (с 01.10 по 31.05.)
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Режим занятий: понедельник, среда 16.00-16.30. В течение 1 месяца предусмотрено 8 занятий.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА НА 2020-2021 г.г.
месяц | Тема | Задачи |
Октябрь | Экономика | |
Что такое экономика? | - Дать понятие экономики (наука о домашнем хозяйстве) - Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики; - Развивать умения выделять экономическое содержание из сказочного произведения; - Воспитывать экономический интерес к познавательной деятельности; - Развивать речь детей. | |
Уроки Гнома Эконома | формировать экономическое сознание; - развивать наблюдательность, пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, семейный бюджет, пенсия, зарплата, рубли. - познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата; - пробуждать здоровый интерес к деньгам; -воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а так же бережное отношение к природе, желание экономно относиться к природным ресурсам и охранять окружающую среду. | |
Потребности | ||
1.Наши потребности | Познакомить детей с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо», уяснить различия между «хочу» и «надо», узнать, что такое потребности. 2. Формировать знания детей о значении воды в жизни человека, учить беречь и экономить воду. 3. Познакомить детей со свойствами воды. 4. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. | |
2.Наши потребности ( продолжение) | Цель: Продолжать знакомить детей со следующими понятиями: «потребности», «товары», «услуги». Учить определять, от чего зависят потребности. Закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями. Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи, воспитывать культуру поведения на занятии, умение работать в парах и группах. | |
3.Театральная постановка «Хочу и могу» | Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «хочу», а наши возможности и ресурсы «могу». Формируем ответственное отношение к выбору, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению. | |
4.Что такое труд? У каждого человека должно быть интересное дело | 1.сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых. 2.Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий, интерес к их деятельности. | |
5..Когда продукт превращается в товар? Качество товара | 1.Воспитывать уважение к результатам труда людей, бережное отношение ко всему, что даётся детям для игр и других занятий. 2. Подвести детей к пониманию того, что вещи должны жить долго и радовать людей. 3. Дать детям представление о том, как товар попадает к потребителю. 4.Воспитывать уважительное отношение к результатам любого труда, вложенного в изготовление вещи часто не одним человеком, а многими людьми. 2. Подвести детей к пониманию того, что товар бывает разного качества и в разных жизненных ситуациях людям необходимы вещи разного качества | |
Ноябрь | 1..Менеджер - интересная профессия (или экономист, бухгалтер) | 1.Познакомить детей с профессией менеджер. 2. Воспитывать интерес и уважение к профессии менеджера, желание узнать о ней как можно больше. 3. Организовать (по возможности) встречу с представителем данной профессии |
2.Программист- великий волшебник | Познакомить с профессией программиста, воспитывать интерес и уважение к данной профессии | |
3. Развлечение «Путешествие в сказочный лес» | Продолжать формировать у детей правильное отношение к миру ценностей через понятия «моё» и «наше». 2. Познакомить дошкольников с новыми понятиями «цена», «товар», раскрыть их содержание. 3. Воспитывать бережливость, уважительное отношение к трудящемуся человеку и к продуктам его труда. Макет дерева, картинки с изображением различных товаров с ценой, кошельки, образцы денег на всех детей и сказочных персонажей, «волшебная» книга, большой кошелёк; аудио-запись звуков леса; спокойная, неторопливая музык | |
4. Что такое деньги? | - Развивать представления детей о понятии «деньги», об их назначении, источнике происхождения (труд взрослых: деньги зарабатывают, просто так их никто никому не даёт). -Настоящие деньги разного достоинства (купюры: 10, 50, 100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). | |
Декабрь | 1. Что такое цена? | 1. Закреплять понятия «монеты», «купюры, «деньги». 2. Знакомить детей с понятиями «дорогой», «дешёвый», «цена товара», «ценник». Явно дорогие товары (фотоаппарат, конструктор «ЛЕГО», заводные игрушки и т. п.) и более дешёвые товары (несколько разных пластмассовых игрушек, ручка, ластик, альбом и др.) или картинки с их изображением |
2.Бартер | - Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; - Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; - Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. Предварительная работа: чтение сказок, заучивание пословиц; посещение с родителями магазина, рынка. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей). | |
Декабрь | 3.Откуда у людей берутся деньги? | 1.Обогащать знания детей о профессиях. 2. Подвести детей к осознанию: чтобы у человека были деньги, ему нужно трудиться |
4. Что было, когда не было денег | 1.Обогащать знания детей о деньгах: познакомить их с краткой историей денег. 2. Дать детям представление о понятии «заменители» денег (самые разнообразные предметы, товары, представляющие ценность для людей); о первых деньгах — монетах, бумажных деньгах; о понятии «бартер» | |
Январь | 2.Что такое бюджет семьи? | 1.Познакомить детей с понятием «бюджет семьи». 2. Обогащать представления детей о бедных и богатых 3. Познакомить с понятиями «зарплата», «пенсия», «стипендия» |
3. Деньги разных стран | 1.Познакомить детей с деньгами России и других стран, дать определение понятий «монеты», «купюры», «валюта». 2. Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости. 3. Дать представление о том, что деньгами оплачивают ре-зультаты труда людей, поэтому к деньгам следует относиться с уважением | |
Февраль | 1.Сюжетно- ролевая игра «Магазин» (Супермаркет) | Учить правилам поведения в общественных местах. Учить считать, совершать покупки, определяя цену товара. |
2.Деньги, монета, банкнота, пластиковая карта | 1.раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; 2.закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. 3.воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами. | |
3.Вечер досуга «Аукцион» | Раскрыть особенности продажи товаров на аукционе, развить желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием | |
4.Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать | 1. Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк Расширить первичные представления детей о некоторых операциях, производимых в банке. 2.Закрепить понятие банк, где не только хранят деньги, но и получают зарплату, дают кредиты. знакомство с профессией банкира | |
Март | 1. Меценаты, благотворительная деятельность | Познакомить детей с понятием «меценаты», «благотворительность» Воспитывать доброту, щедрость желание помочь другим |
2.Зачем нужна реклама? | 1.Познакомить детей с понятием «реклама» — одним из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни 2. Вызвать у детей более глубокий, разносторонний интерес к рекламе, её назначению. 3. Определить имеющиеся у детей представления о рекламе | |
3.Какой бывает реклама? | 1. Расширять у детей представления о рекламе. 2. Познакомить с новыми видами рекламы — щитовой и на транспорте | |
Апрель | 1.Как и кем делается реклама | 1.Расширять представления детей о рекламе 2.Знакомить с понятиями «рекламоизготовитель», «рекламное агентство», профессиями людей, заказывающих изготовляющих рекламу. 3. Формировать у детей представление о честной и нечестной (необъективной) рекламе |
2. Играем в рекламу | Закреплять представления детей о назначении рекламы. Развивать у детей творческое воображение | |
3.Гном Эконом экономит электроэнергию | Выявить знания детей об электроприборах. Дать понятие об экономии | |
4.Путешествие Капа и Капельки | Учить экономному использованию воды в реальных бытовых условиях. Приобщать детей к чистоте, красоте, участвовать в поддержании порядка | |
5.Что значит быть бережливым и экономным | Дать понятие о бережливости и экономности. Воспитывать в детях данные качества | |
Май | 1. Веселая экономика с Матроскиным | Закрепление с детьми знаний по разделам программы, развитие мышления, внимания, элемент.математи.представлений |
2.Экономический КВН | Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний - учить работать в команде - учить находить коллективный ответ путем обсуждения - закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года | |
3. Диагностика ЗУН | Выявить, как дети усвоили программу кружка по экономике | |
Список литературы:
1.Блохина О.А. Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: Сборник методических разработок. Калининград: КОИРО, 2017
2.Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М.: ОК Пресс, 2019- 80 с.
3.Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2015. – 169 с
4.Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. Минск. Выш.шк., 2007- 48 с.
Калининград: КОИРО, 2017
5.Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2009 - 96 с.
6. Шатова А.Д. Деньги.. Издат-во «Ювента», 2003 – 16 с.
7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Вентана- Граф. 2015- 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора
«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук) «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...
Программа кружка по физическому воспитанию «Стрекоза» (горизонтальный пластический балет)
В раВ В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей....
“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)
Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с большой любовью и огромной надеждой посвящаю вам свою работу: «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...
Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»
Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...
Методические рекомендации для педагогов по реализации основной образовательной программы в части экономического воспитания детей
Рекомендации для педагогических работников по работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации экономического воспитания...
Программа кружка по экономическому воспитанию
Программа кружка по экономическому воспитанию...