Проект "Полезные насекомые"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Полезные насекомые»
Продолжительность проекта: Среднесрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность: Большинство современных детей редко общаются с природой. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Объектом исследования моего проекта являются насекомые.
Практическая значимость проекта:
Изучив педагогические технологии и методы, я пришла к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются: метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций. Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
В-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Новизна проекта:
Новизна экологического проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, экология, ОБЖ, развитие речи, изобразительную деятельность. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Цель проекта:
- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Полезные насекомые».
- формирование представлений о жизни насекомых
Задачи проекта:
- Формировать у детей реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
- Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
- Воспитывать у детей бережное отношение к живому.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты:
Дети
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
- Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
- Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
- Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
Педагоги: - Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника;
- Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
- Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.
- Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители: - Обогащение уровня экологических знаний родителей.
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Этапы работы над проектом
- Подготовительный этап:
- Формулировка темы проекта.
- Выбор направления и жанра выполнения.
- Обоснование актуальности выбранной темы.
- Формулировка цели проекта
- Формулировка задач проекта
- Разработка программы и методики реализации
- Выбор формы и срока предоставления конечного результата (отчёта)
Формы и методы работы с детьми:
- НОД по формированию элементарных представлений о насекомых
- игры;
- чтение стихов, сказок, загадок;
- Беседы
- рисование, аппликация
- викторины, конкурсы детских рисунков
Методика организации работы с родителями включает:
1. Создание условий для организации работы с семьей:
- составление перспективного плана работы с родителями;
- подбор текстов и памяток для родителей.
2. Организация практической работы с родителями:
- проведение консультаций;
- выпуск тематических папок-передвижек, памяток;
Методы экологической работы с детьми
№ | Метод | Тема | Срок проведения |
Тема недели «Знакомство с пчелой» | |||
1 | Беседа | «Что дети знают о насекомых?» Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме. «О пользе пчел». Цель – рассказать детям какую пользу приносят пчелы и их роль в природе. | 1 неделя июня |
Чтение сказки | Н.М. Павлова «Находка». Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле | ||
Рассматривание иллюстраций | Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых | ||
Рисование | Рисование сотовых ячеек по шаблонам. Цель: развивать точность движения и мелкую моторику. | ||
Игры | Подвижная игра «Медведь и пчелы». Цель: развивать умение бегать в разных направлениях Хоровод насекомых. Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы | ||
Разучивание стихотворения | «Трудолюбивая пчелка». Цель: развивать память и чувство ритма, речь | ||
НОД | Сравнивание пчелы со шмелем и осой. Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе, развить умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые» | ||
Наблюдение за пчелами на прогулке | Цель: уточнить знания детей о том какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара | ||
2 | Тема недели «Знакомство с бабочкой» | ||
Беседа | Беседа с детьми о бабочке. Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки | 2 неделя июня | |
Рассматривание иллюстраций | Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых | ||
Загадки | Загадывание загадок о бабочке. Цель - развивать способность отгадывать загадки, мышление детей. | ||
Игры | Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки). Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница» Цель: развивать точность движения руки, воображение | ||
Рисование | Бабочки | ||
Наблюдение за бабочками | Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек | ||
Тема недели «Знакомство с муравьем» | |||
3 | Беседа | Муравьи – санитары леса | 3 неделя июня |
Загадки | Загадывание загадок о муравье. Цель - развивать способность отгадывать загадки, мышление детей. | ||
Чтение | Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» | ||
НОД | «Из жизни муравьев» Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей | ||
Игра | Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь | ||
Рисование | «Кто помог муравьишке добраться домой» Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых. | ||
Тема недели «Знакомство с комаром» | |||
4 | Беседа | «О пользе комара в природе» | 4 неделя июня |
Загадки | Загадывание загадок о комаре. Цель - развивать способность отгадывать загадки, мышление детей | ||
Чтение | Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане» Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре | ||
НОД | «Насекомое-комар» Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых | ||
Прослушивание музыки | Прослушивание музыки «Комаринская» Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям | ||
Игры | Подвижная игра «Поймай комара» | ||
Наблюдение за комарами | Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность | ||
Поделка из природного материала | «Комар из природного материала» | ||
Тема недели «Знакомство с божьей коровкой» | |||
5 | Загадки и стихи | Загадывание загадок о комаре. Цель - развивать способность отгадывать загадки, мышление детей, пополнять литературный багаж стихотворениями. | 1 неделя июля |
Рассматривание иллюстраций | «Какие разные божьи коровки?» | ||
НОД | «Наша любимая божья коровка» | ||
Игры | Игра «Соедини точки и увидишь что получится» | ||
Прослушивание музыки | Прослушивание песен о божьей коровке | ||
Наблюдение на прогулке за божьей коровке | Цель: развивать наблюдательность | ||
Аппликация | «Божья коровка» Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе | ||
Викторина | «Что мы знаем о насекомых» |
Организация работы с родителями
№ | Форма | Тема |
1 | Консультация | Полезные насекомые |
2 | Консультация | Роль семьи в экологическом воспитании ребенка |
3 | Консультация | Правила поведения в природе |
4 | Консультация | Укусы насекомых |
5 | Папка-передвижка | Первая помощь при укусах насекомых |
3.Заключительный этап
- Выставка детского творчества
- Оценка результатов проекта:
- у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности
- дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе.
- появилось желание получить больше информации о насекомых
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...