Полифункциональный характер музыкально - дидактических игр в старшем дршкольном возрасте
статья (старшая группа)
Музыкально - дидактические игры помогают ознакомить детей в доступной форме с понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kashina_ekaterina_vladimirovna.doc | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного . Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие :формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности
Основная задача музыкально руководителя – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки.
Когда – то великий педагог Сухомлинский сказал: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника» и я верю, помогая ему раскрыться. С помощью игр я приоткрываю дверцу в загадочный и таинственный мир музыки, завораживая воображение детей новыми ослепительными красками.
Дидактические развивающие музыкальные игры являются не только игровым методом или формой обучения, но и средством всестороннего развития личности ребенка, так как обогащают новыми впечатлениями и открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В процессе освоения развивающих музыкально-дидактических игр решаются многие коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные и развивающие задачи, а именно: развиваются познавательные психические процессы - память, мышление, внимание; развивается способность эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки, развивается интерес к музыкальной игровой деятельности, совершенствуются игровые умения и навыки, развиваются музыкальные способности ребенка и его музыкальность в целом, развиваются творческие способности, дети овладевают двигательными, интеллектуальными, сенсорными способностями, навыками взаимодействия.
Мой педагогический опыт формировался на основе анализа научной и психолого – педагогической литературы, ознакомления с публикациями в периодической печати и материалами Интернет-ресурса, а также изучением передового педагогического опыта коллег. Из всего этого я сделала вывод, что современные педагогические технологии позволят нам достичь желаемого результата.
Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы. На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: Ольга Петровна Радынова, Наталья Алексеевна Ветлугина В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе, А.Н.Зимина, и др. Педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Большой вклад в изучение содержания понятия «музыкальные способности» внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Б.М.Теплов, Н.А. Метлов, Б.В.Астафьев, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, Э.П.Костина.
Введение нового закона «Об образовании», внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному образованию дошкольников, делая акцент на реализации образовательной программы в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Мною была предпринята попытка доказать, что применение музыкально-дидактических игр и пособий дает возможность провести образовательную работу наиболее содержательно .В игре дети быстрее усваивают требования программы, М-д игры носят полифункциональный характер так как их можно рассматривать как игровой метод идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, что так актуально для современной педагогики.
Содержание образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении строится в соответствии с Законами и программами, представленными на данном слайде. Существует множество методической литературы, изучив которую можно убедится в эффективности применения музыкально- дидактических игр: Костина Э.П. «Музыкальные дидактические игры» Комиссарова ЛН.. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Равчеева И.П. «Организация ,проведение и формы музыкальных игр»
Кшенникова «Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников»
Освоение развивающих музыкально – дидактических игр очень актуальна и эффективна в данном случае. Игра даёт ребёнку возможность экспериментировать со звуками, синтезировать полученные знания о музыке, полноценно развивать музыкальные и творческие способности и коммуникативные навыки. Причем полученные знания передаёт другим. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач и видами деятельности.
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся игрушки и инструменты ,настольно-печатные игры. Ярко оформленный дидактический материал вызывает у детей особый интерес и желание с ним заниматься. Для удобства использования музыкально-дидактических игр в работе создала картотеку музыкально дидактических игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей.
В своей работе я использую музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотного слуха такие как: «Птица и птенчики», «Пчелка», «Цирковые собачки», «Высокие и низкие звуки», «Музыкальные лесенки». Музыкально – дидактические игры на развитие ритмического восприятия: «Веселые гудки», «Цветочные ритмы», «Веселый паровоз», «Ритмические дорожки», «Ритмические загадки»
Музыкально – дидактические игры на развитие динамического восприятия такие как: «Море», «Громко – тихо», «Кот и мыши», «Охотники и зайцы», «Принц и принцесса». Игры на развитие тембрового восприятия: «Что звучит, прислушайся», «Найди пару», «Узнай по голосу», «Угадай, на чем играю», «Три оркестра» и др.
Игры на развитие музыкального мышления: «Лото музыкальные профессии», «Три оркестра», «По тропинке» «Кот сапожник», «С кем дружит зайчонок».
Игры на развитие эмоциональной отзывчивости: «Эмоциональные грибочки», «Солнышко и тучка», «Ассоциации», «Угадай мелодию», «Ходим кругом».
В своей работе каждый педагог активно использует ИКТ, не забывая при этом нормы САНПИН. Использование сети ИНТЕРНЕТ дает возможность сотрудничать с коллегами по всей стране через различные образовательные и личные сайты. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством. Так, например, для своей работы с детьми я подобрала фонотеку с образцами звучания музыкальных инструментов и создала несколько мультимедийных игр на различение не речевых звуков, дети появляется еще больше интереса узнать, что-то новое и попробовать самим.
Хочется отметить, что только при комплексном характере решения задач развития музыкальности ребенка, педагогического мастерства, условий и методов воспитания, системности и постоянства осуществляемой работы, пронизывающей всю среду жизнедеятельности ребенка, взаимодействия специалистов ДОУ и родителей, музыкальная развивающая игра будет выступать эффективным средством развития музыкальных способностей ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование музыкально – дидактических игр для старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование музыкально – дидактических игр для старшего дошкольного возраста...
"Потрогаем музыку". Музыкально-дидактическая игра для старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми с нарушением зрения, была выявлена проблема: детские высказывания о музыке сводились к двум словам «веселая» и «грустная». Чтобы научить детей высказываться о музыке более...
Музыкально-дидактические игры для старшего дошкольного возраста
Музыкально-дидактические игры для старшего дошкольного возраста...
Картотека Музыкально-дидактических игр для старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма, речи, мышления, внимания....
Развлечение с использованием музыкально-дидактических игр для старшего дошкольного возраста «Будем с музыкой дружить»
Развлечение направлено на создание условий для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр...
Музыкально-дидактические игры для старшего дошкольного возраста (Проворотова А.А.)
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребёнок закрепляет жизненные впечатления, уточняет и расширяет знания об окружающем, делает первые шаги в самостоятельной...