"Использование экспериментальной деятельности в целях познавательного развития дошкольников»
методическая разработка
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эксперементирование | 29.55 КБ |
Уровни развития познавательной активности | 59.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме
«Использование экспериментальной деятельности в целях познавательного развития дошкольников»
Безлаковская Е. С воспитатель МБДОУ «ЦРР Д/С№2» г. Сатка
Актуальность
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
На современном этапе развития дошкольного образования, в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта, проблема познавательного развития дошкольников становится особенно актуальной.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
В ходе экспериментально - исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования, дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования экспериментирования как средства познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Провести диагностику на выявление уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3.Составить комплекс занятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы.
4.Провести итоговую диагностику на выявление уровня сформированности познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста.
Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников.
Как показывает анализ литературы, проблемам становления и развития познавательного образования посвящено значительное количество исследований.
Проблема воспитания дошкольников средствами окружающей природы привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день. Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.
Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов познавательного образования старших дошкольников оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой.
О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И.Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова..
Большинство исследований по теории и методике познавательного развития дошкольников связано с разработкой программ (Л. Д. Бобылева, В.Н.Вересов, С.Н.Николаева, Н. А. Рыжова и др.).
Работы Л. И Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфику их взаимодействия с окружающим миром, особенности восприятия детьми дошкольного возраста природных объектов.
Проблему познавательного дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г, Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер, Ф. А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сенситивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. Методические рекомендации по развитию познавательной активности с использованием экспериментирования встречаются в трудах разных авторов Л. М. Маневцовой, О. Л. Князевой, А. И. Савенкова, С. Н. Николаевой, А. К. Матвеевой и др. Они предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.
Сущность познавательного интереса у дошкольников
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса.
Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".
Экспериментирование как средство познания окружающего мира
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».
«Современный словарь иностранных слов» содержит такое определение:
Эксперимент – это «1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2. вообще опыт, попытка осуществить что-либо».
«Эксперимент…- планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении».
«Эксперимент… чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.».
Из приведенных выше определений видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: «Понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения». Однако в широком понимании «опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений».
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
- по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;
- по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.;
- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
- по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;
- по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);
- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);
- по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;
- по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.
В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.
Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.
Детское экспериментирование, по мнению Н.Н.Поддъяков претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.
Диагностика уровня познавательного развития у старших дошкольников
На основе анализа психолого – педагогической и экологической литературы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Опытно-экспериментальная работа была организована на базе МБДОУ «ЦРР д/с №2»
В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 18 человек. Каждому ребенку присвоен индивидуальный код.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной развития детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.
2 этап - формирующий.
На этом этапе проводились занятия, направленные повышение уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
3 этап – контрольный.
Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимости исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях- то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления. Во взаимодействии человека с окружающим миром.
Показатели и диагностические методики
Показатели | Диагностические методики | Срок проведения | Примечание |
Отношение детей к экспериментальной деятельности | Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности. | Декабрь - Май | Таблица 2 Таблица 3 |
Уровни сформированности экспериментальной деятельностью | Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.). | Март - Апрель | Таблица 4 |
Уровень развития любознательности, познавательной активности | Анкета для воспитателя «Изучение познавательной инициативы». | Декабрь | Приложение 2 |
Методика «Маленький исследователь» (Л.Н.Прохорова) Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл.
Результаты методики «Маленький исследователь»
№ | Код ребёнка | Количественная обработка (баллы) | Качественная обработка |
1 | АА | 3 | Чтение книг |
2 | ТБ | 2 | Изодеятельность |
3 | НВ | 3 | Чтение книг |
4 | НГ | 2 | Изодеятельность |
5 | ИГ | 4 | Экспериментирование |
6 | АГ | 1 | Игровой |
7 | СК | 3 | Чтение книг |
8 | ВК | 2 | Изодеятельность |
9 | МЛ | 4 | Экспериментирование |
10 | ЛД | 1 | Игровой |
11 | СМ | 1 | Игровой |
12 | ИП | 1 | Игровой |
13 | МС | 1 | Игровой |
14 | МТ | 4 | Экспериментирование |
15 | БХ | 1 | Игровой |
16 | МШ | 2 | Изодеятельность |
17 | ДШ | 3 | Чтение книг |
18 | ВЯ | 2 | Изодеятельность |
Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в группе распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок
2 место – уголок изодеятельности
3 место – чтение книг
4 место - экспериментирование
Т.е. экспериментирование заняло последнее место.
Предварительный просмотр:
Уровни познавательно активности:
1.Средний уровень – 9 человек
2.Высокий уровень – 4 человек
3.Низкий уровень – 5
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (констатирующий этап)
Код ребенка/ Показатели | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | Уровень |
АА | С | С | С | В | С | С |
ТБ | В | В | В | В | С | В |
НВ | В | С | С | С | С | С |
НГ | С | С | С | С | С | С |
ИГ | В | С | В | В | С | В |
АГ | С | С | В | С | С | С |
СК | С | В | С | С | С | С |
ВК | С | С | С | В | С | С |
МЛ | В | С | С | В | С | С |
ЛД | С | Н | Н | С | Н | Н |
СМ | В | С | С | С | С | С |
НП | С | В | В | С | С | С |
МС | С | Н | Н | С | Н | Н |
МТ | С | В | В | В | С | В |
БХ | В | С | С | В | С | С |
МШ | Н | Н | Н | С | Н | Н |
ДШ | В | С | В | В | С | В |
ВЯ | С | Н | Н | Н | Н | Н |
Итого:
Высокий уровень – 4 ребёнка - 22%
Средний уровень - 10 детей - 56 %
Низкий уровень - 4 ребёнка - 22 %
На основании обследования и наблюдения за степенью овладения экспериментальной деятельностью показали, что 22% детей имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание.
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента, видно, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.
Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Использование на занятиях экспериментирования как средства познавательного развития детей дошкольного возраста
Работа с детьми
С целью развития детского экспериментирования нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Основными принципами проведения экспериментов были:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
2. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
3. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
4. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми.
Проведения занятий состояли из пяти блоков:
1 блок занятий: экспериментирование с песком.
Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Были проведены такие эксперименты, как:
- эксперимент 1. «Песочный конус»
- эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»
- эксперимент 3. «Волшебный материал»
- эксперимент 4. «Где вода?»
- эксперимент 5. «Ветер»
2 блок занятий: экспериментирование с воздухом.
Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
- эксперимент 1. «Поиск воздуха»
- эксперимент 2. «Живая змейка»
- эксперимент 3. «Реактивный шарик»
- эксперимент 4. «Подводная лодка»
- эксперимент 5. «Сухой из воды»
- эксперимент 6. «Свеча в банке»
- эксперимент 7. «Почему не выливается?»
З блок занятий: экспериментирование с водой.
Цель: познакомить детей со свойствами воды, развивать умение сосредоточится; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать,
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
- эксперимент 1. «Свойства воды»
- эксперимент 2. «Форма капли»
- эксперимент 3. «Вода передвигается»
- эксперимент 4. «Почему не тонут корабли?»
- эксперимент 5. «Пар – это тоже вода»
- эксперимент 6. «Лёд легче воды»
- эксперимент 7. «Вода испаряется»
4 блок занятий: экспериментирование с бумагой.
Цель:познакомить детей со свойствами бумаги, развивать умение сосредоточится; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать,
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
- эксперимент 1. «Бумага режется»
- эксперимент 2. «Бумага мнётся»
- эксперимент 3. «Бумага намокает»
- эксперимент 4. «Бумага впитывает масло»
- эксперимент 5. «Бумага издаёт звук»
- эксперимент 6. «Бумага летает»
5 блок занятий: экспериментирование с магнитом.
- эксперимент 1. «Как достать скрепку из воды не намочив рук»
- эксперимент 2. «Сила магнитов»
Работа с родителями
Работа с родителями проходила с целью повышения психолого-педагогической культуры родителей на тему детского экспериментирования. Для решения поставленной цели был подготовлен уголок для родителей на тему «Опыты и эксперименты», а также проведена консультация с родителями на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Итоговая диагностика уровня познавательного развития у старших дошкольников
В процессе использования экспериментирования в целях познавательного развития детей дошкольного возраста, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились.
При повторном проведении диагностики детям были предложены аналогичные задания.
Данные анкеты «Изучение познавательных интересов»
№ | Количественная обработка (баллы) | Качественная обработка |
1 | 25 | Потребность выражена сильно |
2 | 18 | Потребность выражена умеренно |
3 | 22 | Потребность выражена сильно |
4 | 22 | Потребность выражена сильно |
5 | 19 | Потребность выражена умеренно |
6 | 21 | Потребность выражена умеренно |
7 | 18 | Потребность выражена умеренно |
8 | 25 | Потребность выражена сильно |
9 | 25 | Потребность выражена сильно |
10 | 19 | Потребность выражена умеренно |
11 | 22 | Потребность выражена сильно |
12 | 20 | Потребность выражена умеренно |
13 | 20 | Потребность выражена умеренно |
14 | 19 | Потребность выражена умеренно |
15 | 21 | Потребность выражена умеренно |
16 | 18 | Потребность выражена умеренно |
17 | 22 | Потребность выражена сильно |
18 | 19 | Потребность выражена умеренно |
Итого:
- потребность выражена сильно – 7 детей;
- потребность выражена умеренно – 11 детей;
- потребность выражена слабо – отсутствует.
Результаты анкеты изучение познавательных интересов
Для того чтобы выявить предпочитаемый вид деятельности использовали методику «Маленький исследователь». Результаты исследования предпочитаемого вида деятельности показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:
Результаты методики «Маленький исследователь»
№ | Код ребёнка | Количественная обработка (баллы) | Качественная обработка |
1 | АА | 4 | Экспериментирование |
2 | ТБ | 4 | Экспериментирование |
3 | НВ | 3 | Чтение книг |
4 | НГ | 2 | Изодеятельность |
5 | ИГ | 4 | Экспериментирование |
6 | АГ | 1 | Игровой |
7 | СК | 4 | Экспериментирование |
8 | ВК | 2 | Изодеятельность |
9 | МЛ | 4 | Экспериментирование |
10 | ЛД | 4 | Экспериментирование |
11 | СМ | 1 | Игровой |
12 | ИП | 4 | Экспериментирование |
13 | МС | 1 | Игровой |
14 | МТ | 4 | Экспериментирование |
15 | БХ | 1 | Игровой |
16 | МШ | 2 | Изодеятельность |
17 | ДШ | 4 | Экспериментирование |
18 | ВЯ | 4 | Экспериментирование |
Таким образом, по результатам представленным в сводной таблице видим, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования. Экспериментирование, как вид деятельности, стал для детей одним из любимых. Результаты отражены в диаграмме
2.Высокий уровень – 8 человек
3.Низкий уровень – отсутствует
Данные после проведения эксперимента отражены в сравнительной диаграмме
Итак, после проведённый нами работы результат улучшился, преобладает средний уровень, а низкий уровень отсутствует.
Выводы
Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе.
Заключение
В работе изучила психолого-педагогическую литературу по проблеме использования экспериментирования в целях познавательного развития дошкольников, глубже разобралась в сущности и структуре познавательного интереса и выяснила, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Провела опытно-экспериментальную работу и выяснила, что у детей познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимает проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природе. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
На основании проведенной работы смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила подтвердить выдвинутую гипотезу, а именно если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению уровня познавательного развития детей дошкольного возраста. Все задачи, поставленные в исследовательской работе, решены полностью.
Список литературы
1. Анисимов, В.В. Основы общей педагогики [Текст] / В.В. Анисимов. – М., - 2010. – 256с.
2. Веракса, Н.Е. От рождения до школы, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. –М.: - 2010. – 216с.
3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.- М. - 2008. - 187с.
4. Ефремов, О.Ю. Педагогика [Текст] / О.Ю. Ефремов .- СПб. : Питер, 2010
5.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М., - 2009. – 212с.
6. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников образовательных учреждений [Текст] / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера. – 2009. – 56 с.
7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2011. - №3. - С. 4-12.
8. Куликовская, И.Э., Совгир, Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 79 с.
9. Ладывир, С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей / С.О. Ладывир [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2006.
10. Локтионова, З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду [Текст] / З.А. Локтионова, В.В. Варыгина // Методист. - 2009. - №8. - С. 60-64.
11. Мартынова, Е.А. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст] / Е.А. Мартынова, И. М. Сучкова –Волгоград: - 2011. – 116с.
12. Одинцова, Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие [Текст] / Л. Одинцова. – М.: Сфера, 2012. – 106с.
13. Поддъяков, Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности / Н.Н. Поддъяков // Педагогический вестник. - 2010. - №1. - С. 6.
14. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ. 2014. – 213с.
15. Рыжова, Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС) [Текст] / Л. Рыжова. М: Детство-пресс. – 2014. –204 с..
16. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Текст] / О. Чехонина // Дошкольное воспитание. - 2012. - №6. - С. 13-16.
17.Международный образовательный портал / Экспериментальная деятельность в ДОУ. [Электронный ресурс]: Режим доступа // http://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalnaja-dejatelnost-v-dou.html
18. Международный образовательный портал/ Статья «Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития» [Электронный ресурс]: Режим доступа // http://www.maam.ru/detskijsad/statja-organizacija-detskoi-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-kak-sredstvo-poznavatelnogo-razviti.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование экспериментальной деятельности в НОД по развитию речи дошкольников.
В данной статье подчеркивается необходимость побуждать детей дошкольного возраста к интересным открытиям и находкам при овладении устной и письменной речью. Читателю предлагаются образцы игр и уп...
«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников»
Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...
Конспект родительского собрания в средней группе Тема: « Опытно- экспериментальная деятельность, как средство познавательного развития дошкольников»
Конспект родительского собрания в средней группеТема: « Опытно- экспериментальная деятельность, как средство познавательного развития дошкольников»...
Опыт работы «Использование экспериментальной деятельности в целях познавательного развития дошкольников»
Опыт работы по теме «Использование экспериментальной деятельности в целях познавательного развития дошкольников»...