Консультация: «Влияние дидактических игр на развитие связной речи»
консультация
Консультация для педагогов ДОО и родителей: «Влияние дидактических игр на развитие связной речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_doo.docx | 14.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОО
«Влияние дидактических игр на развитие связной речи»
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связной речи лежит основная, коммуникативная функция языка и речи.
Развитие речи ребенка связано с таким важным компонентом воспитательно-образовательного процесса, как дидактическая игра. Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным способам и средствам общения, действиям с предметами. Игра как ведущая деятельность ребенка имеет большое значение для умственного, нравственного, физического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Разработкой проблемы развития связной речи дошкольников посредством дидактических игр в дошкольной педагогике занимались А. М. Бородич, Е. И. Тихеева и др. Разносторонне изучены методы и приемы обучения дошкольников связной речи Е. А. Смирновой и О. С. Ушаковой, которые раскрывают возможность использования серии сюжетных картинок в развитии связной речи дошкольников. Возможность использования игрушки, предмета, наглядного пособия (дидактического материала) в процессе обучения дошкольников рассказыванию в своей работе описывает В. В. Гербова.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета». Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.
Структурой дидактической игры являются:
• Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).
• Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).
• Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).
В ходе дидактических игр воспитатель развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы.
С дидактическими игрушками дети могут играть индивидуально или коллективно.
Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки, в этих играх также участвуют несколько детей.
Игру и обучение надо сочетать так, чтобы одно не мешало, а помогало другому. Решающая роль в этом принадлежит эмоциональности поведения воспитателя и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям. Когда он что-то объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься. Стихи, потешки он читает живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте.
Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение. Они занимаются охотно, с интересом, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний и умений. Живость поведения, выразительность речи воспитателя усиливают также впечатления от новых и ярких игрушек или других предметов, которые используются на занятиях.
Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятия с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом.
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психологопедагогической работе, а не только в одной из областей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в развитии связной речи детей с ОНР
Важное значение имеет содержание дидактических игр. В дошкольных учреждениях имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дида...
Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Дидактические игры по развитию связной речи
Программа по развитию речи у детей старшего возраста с 5 до 7 лет с ТНР с помощью дидактических игр составлена в соответствии с Законом ...
Презентация "Использование технологии дидактического синквейна для развития связной речи детей с ОНР"
В презентации представлены итоги использования технологии дидактического синквейна в ходе реализации логопедического проекта "Картинки без запинки"....
Картотека дидактических игр по развитию связной речи.
В данной картотеке подобраны игры по развитию речи для развития связной речи....
Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...
Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.
Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...