Дидактические игры по развитию связной речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Программа по развитию речи у детей старшего возраста с 5 до 7 лет с ТНР с помощью дидактических игр составлена в соответствии с Законом РФ "Об образовании" соответствующими направлениями Консепции дошкольного воспитания, Кконцепцией модернизации российсксого образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ "Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольноого образования" и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryabchikova_didakticheskie_igry_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию связной речи
детей с ТНР.
В последние годы все больше распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно – воспитательного процесса. Необходимость их использования в детском саду очевидна. Дело в том, что когда резко происходит смена ведущих видов деятельности (игровая деятельность сменяется учебной), это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно дидактическая игра позволяет размыть грань между игрой и учебой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребенка. Дидактические игры позволяют воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность детей, способствуют раскрытию внутреннего потенциала ребенка, развитию мыслительной и речевой деятельности, помогают общению взрослых с детьми. Все это необходимо для развития ребенка и последующего обучения в школе. Интересное, эмоциональное общение детей и взрослых во время игры позволяет достигнуть желаемой цели.
Небольшие сложности в подготовке к школьному обучению испытывают дети – логопаты, для этих дошкольников данная проблема, особенно актуальна. У детей логопатов наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайний низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей логопатов друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Бедный словарный запас, задержка появления речевого общения и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У этих детей отмечаются такие психологические особенности как, замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуации общения, неумения поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.
Поэтому ведущим видом деятельности детей с нарушением речи является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит для формирования правильной речи.
В дидактических играх обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление некоторых трудностей. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей. ребенок испытывает радость от удачно найденных решений, быстро и правильно выполненных заданий.
Дидактические игры способствуют пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умение правильно выражать свои мысли.
Поэтому развитие речи детей логопатов является одной из важнейших задач коррекционно - воспитательной работы в ДОУ. Для реализации этих задач используются наглядные и практические методы обучения, носящие игровой характер при педагогической поддержке предметно - развивающей среды и применении предметных и сюжетных дидактических картин, наборов игрушек.
Дети логопаты должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общения. Очень важно изучив личность ребенка, правильно выявить его возможности и достоинства. Те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки. Кроме этого успешность коррекционно - развивающей работы с такими детьми возможна при правильном подборе учебного и дидактического материала: пособия связанные с развитием лексико - грамматической стороны речи, формирование словаря и слоговой структуры слова.
Приведем в качестве примера игры соревновательного характера и нетрадиционные игры для формирования фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма. Все игры способствуют развитию мыслительных операций, устойчивости и концентрации внимания, целенаправленности деятельности, а так же обогащению словарного запаса, развитию связной речи и коммуникативных умений.
1.«Гость с другой планеты»
Попробуй произнести то, что сказал гость с другой планеты, когда прибыл на землю:
БАХ ТУХ МУН (Приветствую вас!)
КЯМ МОП ДУТ (Этот букет вам!)
ТУКЕН ДА ТУН КУВАН (Как у вас жарко!)
ТИПУ БАМЯ ГУМИ (я прибыл с далекой планеты!)
ДЫТУНА БАПУХА ГУДАЙКА (Наши ученые наблюдают ха вашей планетой!)
ВАТКУНЯ ФТУМАКА БНЫГАТА (я скоро опять прилечу на землю!)
2.«Что можно есть»
Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть:
картошка, ложка, окрошка;
апельсин, блин, мандарин;
конфета, котлета, ракета;
миска, сосиска, ириска;
банан, диван, барабан;
пироги, сапоги, утюги;
лимон, вагон, бульон;
мед, компот, плот;
пирожок, творожок, горшок;
булочка, будочка, дудочка;
салат, халат, мармелад;
жакет, букет, пакет;
суп, зуб, дуб.
3. «Какие плоды растут в сказочном королевстве»
Объясни – из каких знакомых слов составлены их названия:
ОГУРБУЗЫ,
ПОМИДЫНИ,
БАКЛАЧАК,
УКРУШКА,
ГРУМИДОРЫ,
ЧЕСЛУК,
СЛИЖОВНИК,
МОРКОФЕЛЬ,
ВИШБРИКОС.
4.Найди и исправь ошибки в названиях картинок.
МЕГЕМОТ, БЕГЕМОТ, ДИГИМОТ, ГИБИДОТ. БИГЕТОТ;
КОНТЕТА, КОНФЕТА, ФОНФЕТА, НАКФЕТА, КОНКЕТА, ТАНФЕТА;
МЕДМЕДИ, МЕДВЕДИ, НЕДМЕДИ, МЕДДЕДИ, НЕВМЕДИ, ВЕДМЕДИ;
МИТАНИН, ВИТАМИН, ВИТАНИН, НИТАНИТ.
5. «Перебеги дорогу»
Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Ход игры. Детям предлагаются встать в шеренгу. Педагог произносит слова, близкие по звучанию
лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка;
дочка, кочка, точка, бочка, ночка
При произнесении определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать «дорогу». Игра повторяется несколько раз. При этом педагог может использовать разные наборы слов.
6.Исправь ошибки в описании сказочных героев.
Колобок залез на дерево.
Красная Шапочка сняла свою белую панаму.
Буратино достал из огня золотой ключик.
7.Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.
Свинья летает.
Рыба бежит к морю.
Петух кукарекает.
Муравей тащит бревно.
Соловей ловит медведя.
Мама младше дочки.
Дедушка старше внука.
В холодильнике жарятся котлеты.
Мышка ловит кошку
8. «Собери пары».
Цель: Научить находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются.
Описание игры: Игровой набор состоит из парных предметных картинок, названия которых представляют из собой слова – паронимы: уточка – удочка, тачка – дачка, плоты - плоды, шар – жар и т.д.
Ход игры: Весь набор картинок перемешивается и раздается играющим поровну. Задача играющих – быстрей освободиться от своих картинок, подобрав к ним парные. В каждый ход все играющие выкладывают на стол по одной картинке и называют их. Парные картинки откладываются в сторону, остальные дети забирают себе. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не распределятся по парам. Выигрывает тот, кто раньше отдаст все картинки. Во время игры дети должны называть свои парные картинки и устанавливать, какими звуками они отличаются.
9.Лото «Назови картинку и найди первый звук».
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком.
Ход игры: у детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Педагог называет любой гласный звук, дети произносят в слух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, логопед разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
10. «Герой гуляет»
Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.
Оборудование: слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.
Ход игры: Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькой пластмассовой игрушке. Педагог объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук Х в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).
11. «Поймай и сосчитай»
Цель: развивать навыки деления слов на слоги.
Оборудование: слова: ива, тополь, ясень, сосна, ель, клен, дуб, осина, береза; мяч небольшого диаметра.
Ход игры. Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.
12.«Слова-перевертыши».
Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.
Оборудование: кукла-инопланетянин.
Ход игры: Педагог объясняет, что сегодня на занятие к ребятам прилетел с другой планеты гость-инопланетянин. Дети его поймут, если поменяют местами слоги в словах, которые он произносит, например ЛОК (кол), ЗАКО (коза), САКО (коса) и др. Педагог следит, чтобы при перевертывании не допускались ошибки.
Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группой, кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
Данные игры помогут обеспечить для детей логопатов реализацию зоны ближайшего развития, скорейшую актуализацию речевых навыков. А также будут способствовать единству коррекционных, развивающих, обучающих и воспитательных целей и задач, в процессе реализации, которых будут формироваться знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Конспект дидактической игры по развитию связной речи в старшей группе «Чудеса на зимней полянке»
Конспектдидактической игрыпо развитию связной речи в старшей группе«Чудеса на зимней полянке»...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (могут использоваться как педагогом, так и родителями).
Дидактиечские игры по развитию связной речи...
«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Доклад на тему:«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...
Современные дидактические игры по развитию связной речи.
Современные дидактические игры по развитию связной речи«ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА?»Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка ...
Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...
Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.
Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...