прогулки
материал (старшая группа)

Махрова Людмила Викторовна

осенние вечерние прогулки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vechernie_osennie_progulki.docx61 КБ

Предварительный просмотр:

СЕТЯБРЬ

Прогулка №1

Наблюдение за пауком

Цели:

— расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях;

— формировать реалистические представления о природе.

Ход прогулки

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. (Паук.)

На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь.

  • Как выглядит паук?
  • Как он передвигается?
  • Где живет и чем питается?
  • Как паук ловит насекомых?
  • Есть ли враги у паука?
  • Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

♦ Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?

♦ Где зимуют пауки?

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.

Трудовая деятельность

Сбор семян.

Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.

Подвижные игры

«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).

Прогулка №2

Наблюдение за одуванчиком

Цели:

  • продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком;
  • формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
  • пополнить свой фитобар сбором лекарственных трав.

Ход прогулки

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).

«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).

К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.

Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит одуванчик?
  • Как распространяются его семена? Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки.

Трудовая деятельность Сбор лекарственных растений.

Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.

Подвижные игры «Совушка».

Цель: учить действовать по сигналу. «У оленя дом большой».

Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.

Индивидуальная работа

«Смелые ребята».

Цели: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.

Прогулка №3

Наблюдение за муравьем

Цели:

 расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;

— вызывать интерес к окружающему миру.

Ход прогулки

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он — работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.

  • Как выглядят муравьи?
  • Как они передвигаются?
  • Чем питаются?
  • Как называется муравьиный дом?
  • Из чего муравьи строят свой дом?
  • Какие враги есть у муравьев?
  • Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?
  • Как готовятся муравьи к зиме?

Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Трудовая деятельность

Сбор урожая кабачков на огороде.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.

Подвижные игры

«Один — двое», «Пройди бесшумно».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: воспитывать выносливость.

Прогулка №4

Наблюдение за кошкой

Цели:

  • закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;
  • воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Ход прогулки

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Рыжий кот осенними

Листьями шуршит,

Возле стога с сеном

Мышек сторожит.

Тихо притаился

Он в траве густой

И с кустами слился

Шубкой золотой.

  • Почему кошка — домашнее животное?
  • Как выглядит домашняя кошка?
  • Чем питаются кошки?
  • Как называются детеныши кошки?
  • Какие породы кошек вы знаете?
  • Какую пользу людям приносят кошки?
  • Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?
  • Докажите, что кошка — хищное животное.
  • Сравните способности и характеры собак и кошек.
  • Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?

Трудовая деятельность

Сбор урожая на огороде.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.

Подвижные игры

«Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).

Прогулка №5

Наблюдение за многообразием формы и цвета листьев

Цели: продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира;

учить различать растения по внешнему виду; воспитывать любовь к природе, желание ее лучше узнать.

Ход прогулки

Обратить внимание детей на растительный мир, на его разнообразие и красоту.

Предложить собрать опавшие листья и сравнить их по размеру, окраске и форме, расположению прожилок.

Вспомнить, какую функцию несет лист в растении (лист – орган воздушного питания и дыхания растения), он состоит из листовой пластинки и черешка, которым прикреплен к стеблю, есть листья, у которых нет черешков (они прикрепляются к стволу пластинкой). Это сидячие листья. Листья не только по форме разные, но и прикрепляются к стеблям и веточкам по-разному. Листья бывают простые и сложные (у простого лист на черешке имеет одну листовую пластину, у сложного листа несколько листовых пластинок, прикрепленных своими черешками к главному черешку.)

Вместе с детьми найти разновидности листьев по форме и расположению.

Приметы:

Поздний листопад – к суровой, продолжительной зиме;

Лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят нескоро.

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное (в кругу с мячом).

Подвижная игра «Охотник и зайцы» 

Цель: учить метать в подвижную мишень.

Прогулка №6

Наблюдение за ветром

Цель: уточнить и расширить знания детей о воздухе, о природном явлении «ветер», причинах его возникновения, влияние на жизнь живых организмов и человека (перенос пыльцы, ветряные мельницы).

Ход прогулки

Загадка:

Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.

И в реке и в море волны поднимает.

Кто о нем загадку, дети, отгадает? (Ветер.)

- Обратить внимание на ветер.

- Попросить детей самостоятельно дать характеристику ветру: сильный, умеренный, слабый, кратковременный, ураганный.

- С помощью вертушки понаблюдать за его движением (откуда и куда дует ветер). Остается ли положение вертушки постоянным, или оно меняется?

- Определить, по каким еще признакам можно узнать, есть ли ветер? (качаются ветви деревьев, бегут облака).

- Подвести к выводу о том, что ветер может дуть с разных сторон.

- Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему.

- Напомнить значение ветра для распространения пыльцы и семян растений.

- Выявить знания детей о приспособлении ветра на пользу человека.

Исследовательская деятельность «Полет семян одуванчика»

Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики, как далеко они летят; подуть сильнее и определить, какие семена пролетели дальше.

Приметы:

В сентябре гром – быть зиме бесснежной;

много желудей в сентябре на дубу – к теплой зиме.

Поговорки и пословицы:

«Осенью ложка воды – ведро грязи»;

«Осень студит воду»

Подвижная игра «Охотник и зайцы» 

Цель: учить метать в подвижную мишень.

Прогулка №7

Наблюдение за растениями (разновидности стеблей)

Цели: продолжать знакомить детей со строением растений; учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь к природе.

Ход прогулки

Обратить внимание детей на растения возле центрального входа детского сада. Задать детям вопросы:

Чем эти растения отличаются от других растущих растений? (Стеблем.)

Для чего служит стебель? (Служит местом прикрепления и опоры для листьев, цветов и плодов; он проводник питательных веществ от корня к листьям и от них к корням.)

Рассмотреть и охарактеризовать виды стеблей:

Прямостоячие – растут вверх без подпорки (деревья, кустарники, ландыши, розы)

Ползучие – слабые, длинные, стелются по земле;

Цепляющиеся – закрепляющиеся за рядом стоящие предметы при помощи усиков (вьюн полевой, дикий виноград);

Вьющиеся – обвиваются вокруг других растений (лианы);

Укороченные – листья на них расходятся в разные стороны в виде розетки (подорожник, одуванчик).

Приметы:

Если с дерева лист не чисто упадет, будет холодная зима;

если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

Поговорка: «Растение – земли украшение».

Дидактическая игра «Назови растение…»

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Назвать растения, в «именах» которых присутствует звук «А», «К».

Трудовая деятельность

Уборка в цветнике (удаление засохших растений, отцветших стеблей и цветов). Рассмотреть созревающие семена, на самые красивые цветы повесить красные ленточки, для того, чтобы позже собрать семена.

Подвижная игра «Лошадки» 

Цель: развивать двигательную активность.

Прогулка №8

Наблюдение за облаками

Цели: формировать умение видеть красоту неба; учить делать открытия, рассуждать; развивать творческое воображение.

Ход прогулки

Загадать загадку:

Над лесами, городами, над просторами полей

Проплывают караваны небывалых кораблей.

Держат путь вокруг Земли эти чудо-корабли… (Облака.)

«Облако»

Ах, какое облако, облако глубокое,

Белое, далекое, прямо надо мной.

Ах, какое облако, облако высокое,

Облако далекое, не достать рукой.

- Спросить у детей, что они видят на небе, какое небо сегодня.

Попросить детей пофантазировать, на что похожи облака, с чем или кем их можно сравнить.

При наблюдении за облачностью отмечать количество и форму облаков, направление их движения. Количество облаков можно определить на глаз, характеризуя словами ясно, облачно, пасмурно.

Приметы:

К обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде; облака движутся с севера на юг – к ясной погоде.

Дидактическая игра «Мое облако»

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы.

Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.

ЗАДАНИЕ: Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.

Подвижные игры по желанию детей

Цель: развивать двигательную активность.

Прогулка №9

Наблюдение за дождем

Цели: расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательный интерес.

Ход прогулки

«Дождик»

Посмотрите, посмотрите, протянулись с неба нити!

Эта тоненькая нить землю с небом хочет сшить.

Дождик, дождик, поспеши, нашу землю освежи!

Загадка:

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)

 В дождливую погоду предложить послушать, как стучит дождь по окнам и крышам; посмотреть, как стекают струйки воды по стеклам, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Определить характер дождя – мелкий, моросящий, затяжной, холодный, проливной и др.

- Что меняется в природе, когда идет дождь?

(Птицы попрятались в укрытия, они притихли, не слышно их голосов. Многие цветочные растения закрыли свои головки.) Для чего? (Чтобы не замочить поспевающие семена и не смыть пыльцу.)

Обратить внимание детей, что небо покрыто тяжелыми, свинцовыми дождевыми тучами, дует ветер, качая ветки деревьев.

Приметы:

После дождя похолодало – к ясной погоде;

дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими.

Подвижная игра «Картошка» 

Цели: познакомить с народной игрой, учить перебрасывать мяч.

Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто уронит мяч, садится в круг, становясь «картошкой». Когда «картошки» набирается много (более 5 игроков) она начинает расти: игроки в кругу берутся за руки и постепенно поднимаются. Мяч перебрасывать становится труднее, и тогда «картошку» выбивают: один игрок бросает мяч другому, тот отбивает и должен попасть в «картошку». Если попадает, игрок выходит, если нет, он сам становится «картошкой».

Прогулка №10

Наблюдение за дождевыми червями

Цели: продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Ход прогулки

Загадать загадку:

Он носит поясок, хотя без рук, без ног.

В земле живет.

Когда ползет, рыхлит ее и удобряет,

Так плодородье повышает. (Дождевой червь.)

Предложить после дождя найти дождевого червя, понаблюдать за ним.

Дополнить знания о нем: дождевые черви питаются отмершими частями растений. Они заглатывают их вместе с почвой, извлекают из них необходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из кишечника обогащенную слизистыми выделениями непереваренную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в нее теплого воздуха и влаги.

Приметы:

Гром в сентябре – теплая осень;

в сентябре много тенетников – к долгой, сухой осени.

Пословицы и поговорки:

«Батюшка сентябрь не любит баловать»;

«В сентябре держись крепче за кафтан»

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

 Воспитатель начинает предложение, а дети должны закончить его.

«Я надел теплую шубу, потому что…»

«Дети надели панамы, потому что…»

«Идет сильный снег, потому что наступила…»

«На деревьях пожелтели листочки, потому что…» и т.д.

Подвижная игра «Кто скорее соберет?»

Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Прогулка №11

Рассматривание цветов

Цели: учить детей находить первые приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели овощи, семена, началось расцвечивание листьев); развивать наблюдательность.

Ход прогулки

Обсудить стихотворение:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

*Попросить детей вспомнить, что они видели на цветнике летом. Как называются растения, которые еще цветут? Вспомнить строение цветка.

*Рассказать, что цветки бывают одиночные и в форме соцветий. Одиночные цветки – колокольчик, ирис, анютины глазки и т.д. Соцветия состоят из группы мелких цветков, расположенных на одной цветоножке.

*Виды соцветий (попробовать найти на клумбе):

Кисть – ландыш, смородина;

Метелка – овес;

Простой колос – подорожник;

простой зонтик – вишня, яблоня;

Сложный зонтик – укроп, петрушка;

Корзинка – одуванчик, подсолнечник;

Початок – кукуруза;

Сережки – береза, тополь, дуб.

Подвижная игра «Садовник» 

Цели: разучить названия цветов; развивать ловкость.

Участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе имя (название цветка). Считалкой выбираются ведущий и «садовник». ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранных игроками. «Садовник» говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» (Называет любой цветок.) Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» догоняет. Если догонит, то убегающий занимает его место.

Прогулка №12

Наблюдение за цветом неба

Цели: развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.

Ход прогулки

Найти в стихотворении А.С. Пушкина приметы осени:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

Короче становился день, лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора…

Загадка:              

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо.)

Обратить внимание детей, как меняется цвет неба осенью. Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям светлее. Все чаще небо серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Вспомнить причину быстрого движения туч.

Дидактическая игра «Летает – не летает»

Цель: развивать слуховое внимание.

Приметы:

с сентября и лист на деревьях не держится;

чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность и ловкость.

Прогулка №13

Наблюдение за поведением птиц

Цели: уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц осенью; установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц; воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к ним.

Ход прогулки

 Рассказать, что с исчезновением насекомых улетают в теплые края многие птицы, которые ими питаются,- ласточки, стрижи, скворцы. Отлет птиц осенью связан с отсутствием корма и изменением температуры воздуха. Поздней осенью станет меньше корма и для других птиц, они перелетают ближе к людям. Зимующие птицы покрываются теплым подпушком под перьями.

Приметы:

Птицы запели в дождь – к ясной погоде;

воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Пословицы и поговорки:

«Синица к избе – зима на дворе»

«Осенняя пора – птицы со двора».

Подвижная игра «Бездомный заяц» 

Цель: улучшать быстроту реакции на звуковой сигнал; учить детей играть по правилам.

Прогулка №14

Наблюдение за природой после дождя

Цели: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать наблюдательность.

Ход прогулки

 Выйти с детьми на улицу и попросить вдохнуть влажный, чистый, свежий, терпкий запах вянущей листвы, тот особый запах осени, который так остро ощущается в воздухе, особенно после дождя.

 Обратить внимание на то, что взрослые не боятся дождя. Попросить понаблюдать за прохожими и описать, как они одеты.

 Попросить детей рассказать, что они знают о дожде. Полюбоваться обмытыми дождем растениями, чистотой цвета листвы и цветов. Солнце после дождя светит ярко и весело, небо прозрачно-голубое, чистое, без облаков. птички весело чирикают, радуются окончанию дождя, пьют воду из луж и купаются в них. Вся природа обновлена после дождя.

Загадка:

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал, да поливал,

Всех под зонтики загнал. (Дождь.)

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве»

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Разделить детей на несколько подгрупп. каждой предложить хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Выполнив задание, команды собираются около дерева, листья которого они собирали. Выигрывает команда, которая соберется возле дерева первой и соберет больше листьев.

Подвижная игра «Мышеловка» 

Цель: совершенствовать координацию движения и ловкость, умение действовать после сигнала.

Прогулка №15

Наблюдение за растениями

Цели: уточнить представления об условиях жизни растений осенью; прививать любовь к природе.

Ход прогулки

*Провести с детьми наблюдение за созреванием семян в цветнике.

*Подвести к выводу о том, что созревание семян – это признак осени.

*Собрать созревшие семена в коробочки и подписать их, пояснить, что из этих семян на следующий год снова появятся цветочки.

Стихотворение «До будущего лета»

Уходит тихо лето, одетое в листву.

И остаются где-то во сне иль наяву:

Серебряная мушка в сетях у паука,

Невыпитая кружка парного молока,

И ручеек стеклянный, и теплая земля,

И над лесной поляной жужжание шмеля…

Загадка:

Она под осень умирает и вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету, растет, цветет все лето.

Коровам без нее – беда: она их главная еда. (Трава.)

*Обратить внимание, вся ли трава высохла. Найти на участке подорожник, одуванчик, отметить, что эти травы не боятся осенних холодов. Корень остается в земле, тогда как все наземные части отмирают, а весной на этом месте вырастет новое растение.

Трудовая деятельность

Сгребание в кучу опавших листьев и веток на участке.

Индивидуальная работа «Попади в обруч»

Цель: упражнять в метании в цель.

Подвижная игра «Огуречик – огуречик…» 

Цель: укреплять мышцы ног; формировать чувство ритма.

Карточка №14

Наблюдение за туманом

Цели: - развивать познавательный интерес;

            - воспитывать наблюдательность, любовь к природе, стремление беречь ее и заботиться о ней;

            - развивать умение устанавливать отличия осенних явлений от летних.

Загадать загадку:

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман.)

Обратить внимание детей на утренние туманы и объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Осенью часто стелются туманы. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. С восходом солнца туман садится на землю.

Во время тумана надо аккуратно переходить улицу, так как видимость плохая и водитель может не успеть среагировать, тем более, если вы переходите дорогу в неположенном месте.

Приметы:

сырое лето и теплая осень – к долгой зиме;

если солнце взошло быстро и светит ярко, погода переменится.

Поговорки и пословицы:

«Холоден батюшка сентябрь, да кормит горазд»;

«В сентябре прохладно, да сытно».

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Воспитатель в мешочек складывает различные предметы (металлические, деревянные, пластмассовые; различной формы и размера). Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке и описать (из какого материала, какой формы и размера).

Подвижная игра «Передай мяч» (ОД  - метание, ловля)

Карточка №15

Наблюдение за распространением семян и плодов

Цель: - сформулировать представления о состоянии растений осенью; показать приспособление семян и способы их распространения.

Вот бочонок с шапочкой с дерева упал.

Год прошел, и деревцем маленьким он стал. (Желудь.)

 Воспитатель рассматривает вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и определяет, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики).

 Если день ветреный, понаблюдать, как семена разносятся по участку и определить роль ветра в их распространении.

 Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость, затем найти семена на земле, определить отдаленность семян от дерева (на примере клена и его семян).

Исследовательская деятельность «Летающие семена»

Цель: познакомить с ролью ветра в жизни растения на примере семян, которые он разносит.

 Взять по одному летающему и нелетающему семени (например, фасолину и семя клена). Предложить поднять руки как можно выше и одновременно отпустить оба семени из рук. Чем с большей высоты отпускаются семена, тем нагляднее разница в скорости падения.

Приметы:

много рябины – к дождливой осени и сильным морозам зимой;

мало рябины – к сухой осени

Поговорки и пословицы:

«День прозевал – урожай потерял»

«Весна красна цветами, а осень пирогами»

Подвижная игра «Садовник» (ОД – бег)

Карточка №16

Наблюдение за грозой

Цели: - учить детей видеть и устанавливать связь одних явлений с другими;

           - продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений;

           - закрепить правила безопасного поведения во время дождя.

ДОЖДИК

Дождик, дождик, ну послушай!

Не ходи босой по лужам.

По дорогам бродит осень,

Холода в котомке носит.

Побелеешь – снегом станешь,

До апреля не растаешь.  В.Степанов

Обратить внимание детей на состояние природы перед грозой. Становится темно, замолкают птицы, поднимается ветер, животные прячутся. После грозы воздух чистый, появляются лужи и т.д.

Вспомнить правила поведения во время грозы:

*нельзя прятаться под деревья;

*разговаривать по мобильному телефону,

*заходить в лифт, так как во время грозы может отключиться электричество,…

Приметы:

Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья;

глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню.

Подвижная игра «Не попадись» (ОДЖ – прыжки)

Цель: - учить правильно прыгать на двух ногах, развивать ловкость.

На веранде начертить мелом круг. Все играющие стоят за кругом на расстоянии полушага. Водящий стоит внутри круга. Дети, стоящие за кругом, прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга.

Карточка №17

Наблюдение за температурой и изменениями в природе

Цели: - развивать наблюдательность;

           - уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени;

           - учить детей самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный мир.

 Прочитать детям стихотворение К.Бальмонта «Осень» и загадать загадку:

ОСЕНЬ

Поспевает брусника, стали дни холоднее,

И от птичьего крика в сердце стало грустнее.

 Стаи птиц улетают прочь за синее море.

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

После прочтения стихотворения попросить детей найти в нем приметы осени.

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора.

Громко ветер завывает?

Это все когда бывает? (Осенью.)

 Попросить детей самостоятельно охарактеризовать погоду, сравнить ее со вчерашней, какие произошли изменения.

Трудовая деятельность

Приведение в порядок клумб (удаление сухих растений, сорняков, перекопка земли).

Пословица: «Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь»

Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Подвижная игра «Не попадись» (ОД – прыжки)

Карточка №18

Наблюдение за росой

Цели: - развивать познавательный интерес;

            - воспитывать умение видеть красоту неживой природы;

            - расширять и уточнять конкретные знания об осенних явлениях в природе.

 Прочитать стихотворение В.Степанова:

Следом за летом осень идет,

Желтые песни ей ветер поет,

Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

Загадать загадку:

Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.

А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (Роса.)

 Обратить внимание на блестящие капельки росы на траве, полюбоваться красотой этого явления. Рассказать детям, что роса – это капельки воды, которые скапливаются на траве из-за большой разницы между дневной и ночной температурой воздуха. Роса отличается от тумана тем, что она оседает на траве и земле, а туман – это капельки воды, повисшие в воздухе.

Приметы:

если ночью был иней – к ветру;

осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к теплу.

Поговорки и пословицы:

« Весна красна цветами, а осень снопами»

«Весна красна да холодна, осень дождлива, да сытна».

Подвижные игры по желанию детей

Карточка №19

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать наблюдение за рябиной осенью, учить выделять отличительные особенности листьев рябины

Загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка…

                Что за ягодка?

   Рассказать детям, что сначала краснеют кисти рябины, а затем и весь куст. Рябиной питаются не только птицы, но и лоси, зайцы, медведи же, прежде чем залечь в берлогу вдоволь наедаются этих ягод. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками в черный цвет, а листья дают коричневую краску.

- Какой формы листья у рябины? (рассмотреть листья)

- Какого цвета бывают листья рябины осенью? (рассмотреть, сравнить)

- Кто питается ягодами рябины? (рассмотреть плоды)

Дидактическая игра «Найди такой же листок»

Цель:  развивать внимание, умение сравнивать и делать выводы

Детям предлагается рассмотреть опавшие листья на участке, найти похожие (по форме, цвету или размеру) пары листьев.

Подвижная игра «Бездомный заяц» разучивание (ОД – бег)

Цель: развивать быстроту бега, умение увертываться от «ловишки»

Карточка №20

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: уточнять представления об особенностях каждого сезона, в частности Осени

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе (за верный ответ – «осенние» листочки, вырезанные из картона)

Обсудить народные приметы и пословицы:

Сентябрь без плодов не бывает.

В сентябре прохладно, да сытно.

С сентября и лист на дереве не держится.

Сентябрь – золотой месяц грибников.

Осень студит воду.

Дидактическая игра «Осенние слова»

Цель: расширять словарный запас детей,  упражняя в подборе прилагательных.

- Какими словами можно сказать об осени? Какая она? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая)..

Трудовая деятельность

Уборка участка от опавших листьев, сбор красивых листьев для гербария

Цель:  воспитывать экологическую культуру

Подвижная игра «Зайка беленький сидит» (известная)

(ОД – прыжки)

Карточка №21

Наблюдение за насекомыми

Цели: - расширять представления об особенностях жизни насекомых в осеннее время года;

             - формировать интерес к окружающему миру

Предложить детям отгадать загадки:

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг

Мастер в шелке знает толк  покупайте, мухи, шелк! (Паук)

Он – работник настоящий, очень-очень работящий.

            Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом.  (Муравей)

Всех жуков она милей, спинка алая у ней,

А на ней кружочки – черненькие точки. (Божья коровка)

Очень маленький на вид, надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь.  (Комар)

Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок.  (Бабочка)

- Про кого мы отгадывали загадки?

- Как вы думаете, почему мы сейчас все реже и реже можем наблюдать за насекомыми? Куда же они подевались?

Напомнить, что жизнь насекомых замирает, что они осенью усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход. Предложить поискать насекомых на участке.

Трудовая деятельность Уборка сухих растений в цветнике

Цель: формировать умение и желание трудиться сообща

Подвижная игра «Передай мяч» (известная) (ОД – метание, ловля)

Карточка №22

Наблюдение за работой дворника

Цели: - расширять представления детей о работе дворника, подчеркивая значимость труда для всех;

             -рассмотреть орудия труда, рассказать об их целевом назначении;

Предложить детям на расстоянии понаблюдать за работой дворника и задать вопросы:

- Для чего нужна и как важна профессия «дворник»

-В чем заключается работа дворника в осеннее время года?

-Какие орудия труда и для чего использует в своей работе дворник?

- Как мы можем помочь дворнику?

В заключение прочитать стих-ние В. Степанова:

Встает дворник на заре,

                                                                      Крыльцо чистит на дворе.

                                                             Дворник мусор уберет

                                                          И дорожки разметет.

Трудовая деятельность «Поможем дворнику»: уборка участка от веток, камней, сухих листьев

Цель: воспитывать  уважение к труду дворника

Подвижная игра «Бездомный заяц» (ОД - бег) ( известная)

Карточка №23

Наблюдение за солнцем

Цели: - формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно       солнце;

              - установить связь между летним и осенним световыми днями;

              - выяснить значение солнца для жизни и  роста растений.

      - Посмотрите, как изменились растения с приходом осени?

- Чего не хватает растениям в осеннее время года?

- Что дает растениям солнце?

Напомнить детям о том,  что Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.

Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.

Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.

   Предложить детям посмотреть на солнце, если его нет, то уточнить где оно (спряталось за тучами).

- Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? (солнце греет, но уже не так сильно как летом)

- Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Разучивание стихотворения:

Солнце улыбается – Золотые лучики

Солнышко качается на кудрявой тучке.

      Солнышко бросает золотые мячики.

      В лужицах ныряют солнечные зайчики.

   Исследовательская деятельность

Кладем 2 камешка, один на солнышко, другой – в тень. Через некоторое время проверяем, какой камешек теплее. Делаем вывод о том, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Подвижная игра «Волк во рву» (разучивание) (ОД – прыжки)

Цель: формировать навыки прыжков в длину, учить слушать сигналы воспитателя.

Карточка №24

Наблюдение за небом и дождем

  Цель: - учить определять характер осенних дождей

Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.

Загадка: Это что за потолок? То он низок, то высок,

То сер, то беловат, то чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый - кружевной и синий-синий.   (Небо)

Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).

Стихотворение С.Егорова «Осень»:

 Все тучи, тучи. Дождик.

  Холодный, словно лед,

  Колючий, словно ёжик,

   По осени бредет.

Подвижная игра «Коршун и наседка»(ОД-бег)

Индивидуальная работа

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Цель: развивать координацию движений.

                                                                                      Карточка №25

Наблюдение за листопадом

Цели: - расширять знания о сезонных изменениях в природе;

    - формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

- Все ли деревья изменили окраску листьев?

- Какими были летом деревья, кусты?

- Как они изменились с приходом осени?

- Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые)

На рябине? (Красные, багряные)

- У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)

- У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)

Листопад! Листопад! Лес осенний конопат!

Налетели конопушки, стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал, ветер лесу прошептал:

- Ты не жалуйся врачу, конопушки я лечу,

Все рыжинки оборву, побросаю их в траву.

-         Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)

- Все листочки падают одинаково? (Нет.)

- Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

В тишине осенних рощ

            Золотистый льется дождь. (Листопад.)

Весной вырастают,

            А осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки

            Золотые монетки. (Листочки.)

Исследовательская деятельность

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз.

Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в

сторону.

Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.

 Трудовая деятельность

Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.

Карточка №26

Наблюдение за перелетными птицами

Цели: - расширять представления о перелетных птицах;

     - воспитывать познавательный интерес к птицам.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.            М. Ивенсен

- Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)

- Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью.(Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)

- Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)

- Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)

- Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)

- Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)

- Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц.(Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)

- Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)

- Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)

Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.

- Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.)

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Исследовательская деятельность

Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

Подвижная игра «Гуси-лебеди» (ОД – бег) (известная)

Индивидуальная работа

Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Цель: развивать двигательную активность.

Карточка №27

Наблюдение за специальным транспортом

Цели:- расширять знания о специальном транспорте;

           - обогащать словарный запас.

Красная машина по дороге мчится,

Ей на место поскорей надо появиться.

Там огня необходимо погасить лавину,

Все зовут пожарной красную машину.

«01» — две эти цифры часто набирают,

Значит осторожными не всегда бывают.                   В. Мирясова

- Какие специальные машины вы знаете? («Скорая помощь», пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицейская.)

-  Для чего нужны эти машины? (Чтобы помогать людям.)

- Для чего на пожар вызывают еще и «скорую помощь»? (Чтобы помочь пострадавшим во время пожара от огня и дыма.)

- Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной сиреной? (Нет.)

- Почему? (Они спешат на помощь людям.)

- Назовите их. («Скорая помощь», пожарная и милицейская.)

Дидактическая игра «Что делает…?»

- врач - …

- учитель -…

- пожарный -…

- экскаваторщик -…

- электрик -… и т.д.

Подвижная игра «Мяч водящему» (ОД – метание, ловля) (известная)

Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Карточка №28

Наблюдение за ветром

Цели:- продолжать учить определять силу ветра;

          -  расширять знания детей о неживой природе.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

- Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)

- Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)

- Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)

- Сегодня есть ветер? Какой он по силе?

Исследовательская деятельность

Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)

Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)

Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Подвижные игры

 «Коршун и наседка» (ОД – бег) (известная)

 «Ветер».

Цели:  закреплять представления о связях в природе;

            учить внимательно слушать команды воспитателя.

Дети образуют круг.

Проговаривая слова, выполняют соответствующие движения:

Ветер дует нам в лицо,                        машем руками на себя

Закачалось деревцо.                            качаемся, подняв руки вверх

Ветер дует выше, выше…   руки в стороны, машем, поднимая вверх    

А листочки ниже, ниже… имитируем листочки руками и плавно приседаем

Карточка №29

Наблюдение за цветником

Цели:

продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;

уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

Прочитать детям стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо красит,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воспитатель задает детям вопросы.

-         Какое сейчас время года?

- Что происходит с растениями осенью?

- Для чего нужны растениям листья, корень?

- Как называются цветы, растущие на клумбе?

- Можно ли их срывать с клумбы? надо с

- Что делать, чтобы весной цветы снова выросли?

- Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Трудовая деятельность

Сбор семян растений в разные пакеты.

Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту» (ОД-бег)

Цель: упражнять в беге в определенном направлении.

Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, получают ленту, которую закрепляют за пояс. ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя «Беги!» - дети разбегаются, а ловишка их догоняет. Лишившийся ленты ребенок временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя «Раз, два, три, в круг скорей беги!» - дети строятся в круг. Пересчитываются ленты и возвращаются детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Индивидуальная работа

Упражнение с мячом

Цель: упражнять в ловле и броске мяча.

Карточка №30

Наблюдение за камнями

Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.

Предложить детям рассмотреть камни на участке, собрать их в кучку.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Какие бывают камни?

- Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.)

- Назовите  твердые камни.

- Какими камнями легче рисовать на асфальте?

- К какой природе они относятся? Почему?

- Какие камни прочнее?

-  Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?

- Могут ли камни издавать звуки?

- Сравните камни на участке (по цвету, по форме)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

Сделать вывод, что каждый камень имеет свой неповторимый узор.

Трудовая деятельность

Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.

Цели:

учить трудиться сообща;

развивать творческое воображение.

Подвижные игры

«Камень, ножницы, бумага».

Цели:

учить внимательно слушать воспитателя;

развивать усидчивость.

 «Ловкая пара».

Цель: учить бросать мяч под углом.

Индивидуальная работа

Закреплять умение бросать мяч в цель

Карточка №31

Рассматривание однолетних и многолетних растений

Цели: - продолжать знакомить с многообразием растительного мира;

            - прививать любовь к природе;

            - развивать наблюдательность и любознательность.

Прочитать стихотворение З.Федоровской, загадать загадку:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!»

***

В этот месяц, что ни год, нас встречает семь погод:

Сеет, веет, крутит, студит, свищет, вьюжит ,сверху  льет.

(Октябрь.)

  Рассказать детям о многолетних и однолетних растениях.

  *У однолетних растений осенью отмирают стебли и корни, сохраняются лишь семена. Зародыши в семенах окружены питательными веществами и от сильного охлаждения и длительной засухи защищены плотной кожурой семени.

  *У многолетних травянистых растений осенью отмирают все наземные части. Жизнь сохраняется в подземных видоизмененных побегах, в корневищах, луковицах, которые служат «складом» питательных веществ (найти их в ближайшем окружении).

Индивидуальная работа

Развитие движений

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту» (ОД – бег)

Карточка №32

Рассматривание почвы

Цели: - продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (заморозки по ночам, появление инея);

             - приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Чтобы корни всех растений под землей дышать могли,

Хорошенько нужно землю прополоть и разрыхлить.

 Попросить детей рассказать, что они знают о почве:

Из чего она состоит?

Для чего она нужна?

Кто в ней живет?

Почва состоит из песка, глины, отмерших частей растений и животных, камешков и разных органических частиц, воды и воздуха. В почве находятся корни всех растений, которые черпают из нее воду и полезные для растения вещества. Почва служит домом для многих животных, насекомых и червей. Обитателями подземного царства являются мышь-полевка, слепыш, дождевой червь, насекомые и их личинки.

Исследовательская деятельность

«Зависимость состояния почвы от температуры»

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

 *В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая).

 *Полить землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность, она липкая, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

В ы в о д: Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Подвижная игра «Волк во рву» (ОД – прыжки)

Карточка №33

Наблюдение за утренним туманом и росой

Цель: объяснить причину возникновения данных природных явлений

Прочитать детям стихотворение Е.Трутневой «Туман»:

Кто–то ночью утащил лес. Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста, только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь? И куда ж за грибами теперь?

Загадать загадку:      Спрятал луга, спрятал стога

В синий карман синий …(туман)

Рассказать, что туман – это облако у поверхности земли, что нет никакой разницы между туманом и облаком в небе. Когда облако находится у поверхности земли или воды, мы называем его туманом. Обычно туман образуется по ночам и рано утром в низинах и над водоемами. Он связан с холодным потоком воздуха, который опускается на теплые поверхности суши или воды. Утром, когда становится теплее, холодный плотный белесый туман начинает постепенно испаряться, оставляя капельки росы на траве. Чаще всего туманы бывают осенью.

Индивидуальная работа  Различные виды ходьбы (как аист, журавль, цапля, медведь…)

Цель: развивать двигательную активность

Подвижная игра «Водяной» (известная)

Карточка №34

Наблюдение за подорожником

Цели: - закреплять знания о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада;

            - формировать умение и желание беречь и защищать природу.

Найти и рассмотреть листья подорожника на участке. Спросить у детей, что они знают о полезных свойствах данного растения. Рассказать, что подорожник называют другом путника.Почему? (возможно, кто-то из детей знает ответ). Подорожник можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу. В листьях подорожника содержатся витамины А, К, С. Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения. Напомнить детям о правилах сбора лекарственных растений:

из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете;

нельзя вырывать растения с корнем;

лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки;

нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.

Исследовательская деятельность. Следуя тем правилам, которые вспомнили и повторили, найти и сорвать несколько листочков подорожника, с тем, чтобы вернувшись в группу, вылечить пораненный пальчик кукле.

Дидактическая игра «Вспомни и назови»

Цель: вспомнить лекарственные растения и их назначение

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту» (известная) ОД-бег

                       

Карточка №35

Наблюдение за облаками (тучами)

Цель: продолжать закреплять  знания детей о явлениях неживой природы.

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно.

Дидактическая игра «Какое оно, небо?» (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое).

Цель: - обогащать словарный запас детей

 Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? Закрыли солнце.

   Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит…(А.Плещеев)

- Как вы думаете, как облакам удается держаться на небе?

Рассказать детям, что в воздухе содержится какое-то количество водяного пара. Когда теплый влажный воздух остывает, то пар преобразуется в огромное количество мелких капелек воды, скопление которых образует облако. Воздушные течения, поднимающиеся вверх от земли, поддерживают облака на небе. Не существует двух точно похожих друг на друга облаков, тем более что они постоянно меняют форму. Облака имеют разную форму потому, что их образование происходит на разной высоте и при разной температуре.

Подвижная игра «Море волнуется…»

Трудовая деятельность Сбор опавших на землю ягод рябины для подкормки птиц зимой

Цель: - закреплять навыки совместной работы;

Карточка №36

Наблюдение за собакой

Цель: - воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.   

Загадать загадку (отгадку дети должны показать)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи. (Собака.)

Задать вопросы:

Где она живет?

Кто ухаживает за собакой?

Как называется жилище собаки?

Какое любимое лакомство собаки?

Как выглядит собака?

Какие породы собак вы знаете?

Почему некоторых собак называют «бездомными»?

Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее владельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но больше всего любят вареное мясо. Пород собак очень много — сенбернар, такса, немецкая овчарка, чау-чау, пудель, ротвейлер, все они отличаются друг от друга. Собака умна, внимательна, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его! Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. Жизнь животных становится мучительной. У них нет хорошей еды, тепла, ласки, им приходится жить в подвалах, на улице, они заболевают и умирают. Это результат человеческого бездушия.

Подвижные игры "Лохматый пес", «Волк во рву»

Индивидуальная работа Перебрасывание друг другу мяча над головой.

Цель: развивать быстроту, ловкость

Карточка №37

Наблюдение за листьями в сухую погоду.

Цель: - учить устанавливать причинно-следственные связи

Предложить походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат.

Обсудить, почему листья шуршат. (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать.)

Дидактические игры:

 «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

«Найди такой же листок» Найти похожие по цвету, размеру листья

Трудовая деятельность Уборка опавших листьев и сухих веток на участке

Подвижные игры «Ловишка, бери ленту», «Водяной»

Карточка №38

Наблюдение за признаками осени

Цели: - продолжать наблюдение за признаками осени,  - обсудить народные приметы и пословицы

Октябрь – грязник.

Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.

Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.

Весна красна цветами, а осень – снопами.

В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Пальчиковая игра «Осень. Деревья»

Лист у клена и каштана –          раскрыть ладонь левой руки, затем - правой                                

Как ладони великана.                     поднять руки вверх с раскрытыми пальцами

У березки, у березки –                показать руками стволы

Белый ствол и листья – слезки.  нарисовать указательными пальцами капельку в воздухе

А у тоненькой рябинки               ладони перед собой, пальцы чуть растопырены

Листья – сложные картинки.

Дидактическая игра «Что будет, если…»

 Предложить подумать и ответить, что случится с деревом, если…(исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.)    

Индивидуальная работа 

Прыжки через скакалку

Цель: развивать навыки прыжков через скакалку на двух ногах, на одной ноге

Подвижная игра «Волк во рву»

Карточка №39

Наблюдение за прохожими

Цель: - учить устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

Предложить детям понаблюдать за прохожими и задать им вопросы:

За кем мы сейчас наблюдали?

Как вы думаете, куда они идут?

Как идут? (торопятся, не спеша,…)

Куда торопятся?

Почему некоторые прохожие не торопятся?

Кого мы чаще можем наблюдать в будние дни, в дневное время? (бабушек, гуляющих с внуками или выгуливающих собак; людей, которые либо не работают, либо у них выходной; людей, которые работают на улице  - почтальоны, полицейские,…)

Как одеты?

Почему одеты именно так?

Дидактическая игра «Кто чем занят?»

Цель: - развивать словарный запас и связную речь

Воспитатель называет профессии, а дети должны рассказать, в чем заключается работа…(учителя, повара, дворника, прачки, врача, продавца и т.д.)

Трудовая деятельность: смести песок со скамеек на веранде и на участке

Индивидуальная работа: упражнять в ловле и броске мяча

 

  Подвижные игры по желанию детей

Карточка №40

Наблюдение за деревьями без листьев

Цель:  –  закрепить умение узнавать деревья по внешнему виду.

   Прочитать стихотворение:

    Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно смелая она!

Ребята посмотрите вокруг.

Есть ли на деревьях листья?

На кустарниках?

Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало холодно, 

день стал короткий,…)

А как вы думаете, все деревья сбросили листву?

 Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим. (Подходим к елочке.)

Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и зеленая. Она не

сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это

 происходит потому,  что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как

все деревья, а постепенно, по очереди.

Какие деревья растут на нашем участке?

А какие это деревья?

Чем лиственные деревья отличаются

от хвойных? 

Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)

 Какие условия необходимы для роста деревьев? 

Какую пользу приносят хвойные

 и лиственные деревья  в  народном хозяйстве и медицине?

Трудовая деятельность: сбор шишек для природного уголка и экспериментирования

Подвижная игра: «Лохматый пес» (ОД – бег)

Карточка №41

Наблюдение за дождливой погодой

Цель: -  познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой;

             - уточнить название и назначение предметов одежды.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

Предложить послушать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи. Отметить, какая

погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут часто,

холодные, моросящие, на земле образовались лужи.  Детям в дождливую погоду предложить посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты? Дождь может быть теплый и холодный. После

дождя все кругом мокрое. Идет дождь - появляются лужи. Капли дождя стучат по крышам.

Дидактические игры: «Какой он, дождик?», «Когда это бывает?»

Самостоятельная игровая деятельность. Рисование на мокром песке.

 Пальчиковая игра  "Времена года»

Подвижная игра «Волк во рву» (ОД – прыжки) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетная прогулка "НА ПРОГУЛКЕ"

Уточнить знание детей о птицах, об их повадках.Укреплять здоровье детей, всестороннее физическое рзвитие.-Возле елочки зеленойСкачут, каркают вороны:"КАР-КАР-КАР"-Тут собачка прибежалаИ ворон всех раз...

Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»

Конспект оздоровительной         прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Прогулка с солнечным зайчиком»»

Интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»Виды деятельности: познавательно –исследовательская, игровая,  коммуникативная,  двигательна...

Конспект прогулки для 1 младшей группы "На прогулке с куклой Катей"

В данной конспекте отражены основные моменты работы с детьми на прогулке:это наблюдение за изменениями в  природе, труд, разминка, беседы с детьми о животных,подвижные и малоподвижые игры, индиви...

Сюжетно ролевые игры на прогулке. Конспект сюжетной прогулки «На прогулке»

Сюжетно ролевые игры на прогулке.Конспект  сюжетной прогулки«На прогулке» Тема: Сюжетная прогулка «На прогулке»Цель:•  Уточнить знание детей о птицах, об их пова...