Отчет по самообразованию на тему: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Иванюшина Валерия Сергеевна

Отчет по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_otchet.docx58.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Отчет по самообразованию на тему:
«Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Васильева В.С.

2019

Актуальность

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.  Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Перед собой я поставила следующую цель:  развитие социальных умений и  коммуникативных навыков у  детей дошкольного возраста.

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:

  1. Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
  2. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
  3. Распознавать разные эмоциональные состояния  других людей.
  4. Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
  6. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.

     Я замечала, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, не могут поддержать и развить установившейся контакт.

   Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребёнка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

     Каждому ребёнку необходимо усвоить основные правила речевого этикета: надо думать кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем и какие из этого будут последствия.

    У нас есть дети , которые враждебно относятся к окружающим, не умеют общаться, - это те, кому плохо. Они живут в своём мире, чувствуют себя, что их никто не любит, им кажется, что они не достойны любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же и страдают. Такие дети имеют низкий уровень самоконтроля, им непременно должны помогать взрослые, а родители очень-очень любить.

     Говорят, что внутри у каждого человека есть так называемая «чаша любви», и вот пока человек её не наполнит, он не сможет отдавать свою любовь другим, поэтому так важно как можно раньше заполнить эту «чашу», чтобы он сам мог любить, позитивно общаться, дарить людям радость.

    Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки у дошкольников, основанные на этических нормах и правилах. Всё это поможет жить детям в изменяющейся  социальной среде.

    В нашей группе мы очень пристальное внимание уделяем диалогической речи. Ведь она является основной  формой полноценного общения с взрослыми и сверстниками. Были разработаны правила ведения диалога, где основными являются: умение слушать и выслушивать собеседника, говорить внятно, не перебивать с кем говоришь, быть вежливым.

  Проводилась различная организованная деятельность с детьми, где их обучали вести диалог, а также вести диалог в конкретной заданной ситуации, умение вести беседу в воображаемой ситуации.

С младшего возраста мы разъясняли детям, как важно заботиться  и сочувствовать другим.

Учили входить в положение собеседника, думать о том, как их поведение и словесные высказывания могут подействовать  на других. Учили владеть собой, не унижать и не обижать отличающихся от большинства, не желающих согласиться с другими, желанием собеседника.. У нас дети знают, что обидеть человека словом иногда бывает больнее, чем действием.

 Мы проводили ООД: «Моё настроение», « Письмо заболевшему другу», рисование на темы: «Весёлый праздник», «Мне грустно»; беседы: «Мой друг», «Мой день рождения», игры «Фотографии друзей», «Выставка портретов друзей» и многое другое.

   Также мы в нашей группе формируем представление у детей о нормах и правилах поведения, ведь культура поведения - характерный признак хорошего воспитания, который непременно пригодится в будущей жизни.

Проводились беседы на темы: «Кто тебе друг, а кто тебе просто знакомый», «Как вместе играть», «Как понравиться людям», «Давай познакомимся»; досуги: «Научим малышей мириться», « Ежели вы вежливы», проводилась игра - путешествие в страну феи Счастья, игра «Вежливый котёнок», сюжетно- ролевые игры: «Магазин», «Почта» и другие, где дети учились нормам поведения и речевому этикету в общественных местах.

     Без родителей и их активного участия невозможно развивать коммуникативные навыки детей. В нашей группе мы используем следующие формы работы с родителями:

  • Консультации («Как научить ребёнка здороваться», «Как в речи использовать вежливые слова», «Проблемные ситуации», «Методы формирования монологической и диалогической речи у дошкольников» и другие.);
  • рекомендации( «Слова — пожелания в семье, «Использование речевых формул общения», Улыбающийся ребёнок» и др.);
  • анкетирование («Наш ребёнок. Каким мы его хотим видеть»);
  • создание фотовыставок («Моя семья», «Счастливое детство»).

Проводя работу с родителями по теме, мы видели, как устанавливается тесная взаимосвязь ДОУ с семьями воспитанников.

      Таким образом, работа по развитию коммуникативных навыков у детей учит их вести диалогическую речь, осваивать этические нормы и правила поведения, учит умению адекватно проявлять себя в различных ситуациях общения, помогает адаптироваться ребёнку в изменяющихся социальных условиях.

  Вся эта работа поможет жить ребёнку в современном мире, наполненном стрессами, научит его налаживать контакты, поможет найти своё «Я» в обществе.

Тематическое планирование по самообразованию на 2018-2019 г.г.

Содержание деятельности

Сроки

Знакомство и изучение практических методов развития коммуникативных навыков в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования).

    Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразовании.

Сентябрь-декабрь 2018г.

Изготовление картотеки игр для развития коммуникативных навыков

Ноябрь 2018 – январь 2019гг

Первичная диагностика

        Январь 2019г

Консультации для педагогов «Формирование коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Февраль 2019г

Консультация для родителей на тему: «Как можно развивать коммуникативные навыки»

Март  2019г

Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа

Февраль-май 2019

Контрольная диагностика

Май 2019

Результаты показали, что дети:

 - вступают в процесс общения;

-  соотносят средства вербального и невербального общения;

-  ориентируются в партнерах, ситуациях общения;

-  согласовывают свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению;

-  доверяют, помогают и поддерживают тех, с кем общаются;

-  применяют свои индивидуальные умения при решении совместных задач;

-  оценивают результаты совместного общения;

-  делятся своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;

-  проявляют чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению.

Литература

1.   Хухлаева О.Н. «Лесенка радости». М.,1998 г.

2.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению". Ярославль, 1996г.

3.Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей". Ярославль, 1996 г.

 4.  Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.

5. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.

6.  Коблянская, Е.В.Психологические аспекты социальной компетентности. [Текст] /Е.В. Коблянская //Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2005

7. Ледовских, Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога [Текст] / Н.К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С. 106-112

8. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. Изд. Питер, 2008. – 320 с.

9. Лыкова, И.А. Диалог с исскуством: смысловое значение на языке образов, знаков и символов культуры [Текст] / И.А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С.90-105

10. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – Изд.: Академия, 2009, — 640 с.

11. Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С.И. Поздеева // Детский сад. – 2013. — №3, — С.76-83

12. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, с.126

13. Судоплатова, Ю.А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Судоплатова, Д.Н. Дубинина // Детский сад: теория и практика. – 2013. — № 3. — С. 84-89

МЕТОДИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

(М. И. Лисина)

Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.

Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Материал: игрушки, книги.

Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.

В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.

Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:

  • порядок выбора ситуаций;
  • основной объект внимания в первые минуты опыта; характер активности по отношению к объекту внимания;
  • уровень комфортности во время эксперимента;
  • анализ речевых высказываний;
  • желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

  1. ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
  2. ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;
  3. ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение,

Обработка результатов

Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель.

МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (В. Г. Щур)

Данная методика применяется с целью выявления особенностей самооценки ребенка, а также его представлений об отношении к нему других людей, степени осознанности этого отношения.

Материал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, картонная фигурка мальчика или девочки, которую необходимо расположить посередине лестницы.

Проведение теста: ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек.

Инструкция (взрослый): Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем, значит, дети лучше, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывает), еще ниже — детей еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Анализ результатов

Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дошкольники ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые хорошие» дети. В любом случае, это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности.

Об отношении взрослых к ребенку и их требованиях говорят ответы детей на вопрос, куда их поставят папа, мама, воспитательница. Чем ниже ступенька – тем выше балл, самая верхняя - +1балл

МЕТОДИКА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Данная проективная методика  может использоваться в виде игры как специалистами, так и родителями. В ходе совместного эмоционального обсуждения с ребенком ситуации его дня рождения можно выявить особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Родители с помощью данного теста могут увидеть, как воспринимает свою семью ребенок, и лучше понять его.

Начать нужно с беседы о дне рождения. Взрослый спрашивает, кого ребенок хочет пригласить на день рождения, какие подарки он хотел бы получить. Потом вместе с ребенком рисует символичные атрибуты дня рождения — стол со стульями, за которым будут сидеть гости, именинный торт. В процессе совместного рисования взрослый задает ребенку вопросы. Если стулья окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный стул) или неуверенность (маленький стул).

Если информации будет недостаточно, можно повторить игру: предложить нарисовать еще один стол — для взрослых (если за предыдущим располагались исключительно дети) или для детей (если предыдущий предназначался только взрослым). А может быть стол в целом для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.

Взрослый может задавать лишь уточняющие вопросы.

Инструкция

— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Ты можешь пригласить всех, кого захочешь. Что бы ты мечтал(а) получить в подарок?Давай нарисуем с тобой большой праздничный стол и, обязательно, именинный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. И, конечно же, нам понадобятся стулья для тебя и гостей. Выбери место, где ты сядешь (рисуется стул, либо обозначается заготовленным из картона маленьким кружочком). Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой ?

Имена людей, названия игрушек, животных записываются около символа стула (кружка), а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или нет ?»

Далее взрослый уточняет: не забыл ли ребенок кого-то пригласить, всем ли хватило места и т. д. Если ребенок «забыл» пригласить кого-то, взрослый может спросить: «А теперь ты его пригласишь?»

Некоторые дети демонстрируют желание дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.

Анализ результатов

1. Потребность в общении:

а)        используются все места за столом или добавляются
новые — ребенок желает общаться в широком кругу;

б)        приглашается ограниченное количество гостей, за
столом много свободных мест — желание общаться
только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

в) выбираются в качестве «гостей» игрушки, предметы, животные — свидетельство несформированной потребности в общении.

 2. Эмоциональные предпочтения в общении: взрослые люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения.

Консультация на тему: «Формирование коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Цель.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Актуальность темы.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Целевые установки.

  • создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучать умению слушать и слышать другого;
  • учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

Подготовка к проведению методического мероприятия.

  1. Изучение литературы по данной тематике.

Содержание.

 

1.    Провести беседу с детьми, в ходе которой педагогу следует:

  • Объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим.
  • Научить детей входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других.
  • Формировать чувства симпатии между участниками общения.
  • Объяснять детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие.
  • Научить детей владеть собой.
  • Научить умению анализировать ситуацию.
  • Объяснить, что не следует обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

  1. Провести занятия на формирование коммуникативных навыков у детей.
  2. Провести игры с детьми.

Вопросы к педагогагам.

  1. Вам интересна данная тема?
  2. Как вы думаете, насколько важна коммуникация в повседневной жизни каждого?
  3. Хотели бы вы, чтобы в нашем детском саду проводились тренинги на коммуникативное общение между сотрудниками  нашего учреждения?
  4. Что вам интереснее проводить с детьми игры или тренинги?
  5. Готовы ли вы работать над данной темой в дальнейшем?

Заключительное слово и обобщение.

Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в старшей группе  «Волшебный мир сказок Корнея Ивановича Чуковского»

ОД  имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей».

Цель: Всестороннее развитие личности ребенка через использование художественной литературы.

Задачи:

Обучающие:

  • Повторить и закрепить знание содержаний сказок, героев К. И. Чуковского.
  • Упражнять детей в количественном и порядковом счете.
  • Закрепить умение ориентироваться в частях суток.
  • Закрепить умение составлять целое из частей
  • Продолжать учить детей согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Развивающие:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать связную речь детей: использовать в речи разные виды предложений. Правильно согласовывать слова в предложении.
  • Развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по существенным признакам.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам.
  •  Воспитывать желание помогать героям сказок К. И. Чуковского.
  • Закреплять культурно- гигиенические навыки, доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.
  • Формировать у детей  устойчивый интерес к книге, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместную деятельность взрослых и детей.

Предварительная работа: Чтение сказок К. И. Чуковского, заучивание отрывков из сказок, экскурсии в библиотеку, оформление выставки рисунков по сказкам К. И. Чуковского, изготовление чудо-дерева.

Приёмы руководства деятельностью детей:

1. Словесный (чтение, беседа);

2. Наглядный (демонстрация, показ);

3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная);

4. Аудиозаписи.

5. Презентация.

Оборудование: презентация «Айболит», музыка, чудо-дерево, пары обуви, мяч, портреты писателей, волшебная палочка, разрезная картинка.

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная,  чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная.

Ход образовательной деятельности

1.Вводная часть 4 минуты

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Ход занятия:

(Звучит сказочная музыка)

Воспитататель:  Ребята, а что это за музыка звучит? Правильно, сказочная. Скажите, а вы любите сказки? А кто придумывает сказки? (Народ, и их пишут писатели). А как называют сказки, которые пишет народ?

Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебную страну сказок одного писателя. А какого писателя, вы сейчас догадаетесь сами:

«Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,

Квакать!"

- Из какого произведения эти строки, и кто автор?
Правильно, эти строки написал К.И. Чуковский.

Вы хотите отправиться в волшебный мир сказок К.И. Чуковского? Посмотрите, перед вами несколько портретов, на каком из них изображен Чуковский? Молодцы!

А вы знаете, в каком городе родился Чуковский? А кто помнит, как Чуковский начал писать сказки? А он писал только для маленьких детей? А что еще вы помните о К.И. Чуковском? А какие еще произведения Чуковского вы знаете?

 Молодцы, ребята, вы очень много знаете. А теперь мы с вами отправляемся в путешествие.

Если палочкой волшебной я взмахну 4 раза,

В мире сказок непременно мы окажемся все сразу.

Считаем: раз, два, три, четыре,

Вот мы и в сказочном мире!

(звучит сказочная музыка)

Ребята, посмотрите, какое интересное дерево!

-« Как у наших у ворот чудо-дерево растет,

Чудо-чудо-чудо-чудо расчудесное.

Не листочки на нем, не цветочки на нем,

А чулки и башмаки, словно яблоки.»

Из какого произведения эти строки? Молодцы.

- Давайте подойдем к дереву и рассмотрим его.

Дети рассматривают обувь на дереве.

- Ребята, а что растет на чудо-дереве?  Как мы назовем все это одним словом?

- а теперь давайте соберем подходящие пары и оставим их под деревом, вдруг кому-то пригодится.  Сколько пар обуви мы с вами собрали?

Ой, посмотрите, один сандалик остался без пары. Давайте посмотрим, вдруг там что-то лежит?

(Дети открывают конверт и достают оттуда разрезные картинки)

А теперь давайте соберем картинку и посмотрим, что же у нас получилось.

(Мойдодыр)

Молодцы. А из какой сказки Чуковского этот герой?

(звучит музыка)

Выходит  сердитый Мойдодыр.

Воспитатель: Мойдодыр, что с тобой случилось?

Мойдодыр:  Я очень-очень сердитый!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на кого мог рассердиться Мойдодыр??

А каких детей называют грязнулями?

- Что нужно сделать, чтобы Мойдодыр перестал сердиться? (ответы детей)

Чтобы быть здоровыми, надо гулять на свежем воздухе и заниматься физкультурой, а еще соблюдать режим дня.

Ребята, а давайте покажем Мойдодыру, как мы соблюдаем режим дня?

Игра «Закончи предложение» (с мячом)

Спим мы ночью, а делаем зарядку- (утром)

Завтракаем мы утром, а обедаем- (днем)

Обедаем мы днем, а ужинаем-(вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим –(ночью)

Сколько частей в сутках? (4)

На какие части делятся сутки? (утро, день, вечер, ночь)

В садик мы идем утром, а из садика возвращаемся – (вечером)

Засыпаем мы вечером, а просыпаемся – (утром)

Спим мы ночью, а играем, гуляем и занимаемся – (днем)

Мойдодыр хвалит детей.

Мойдодыр: А еще этот грязнуля совсем не умеет обращаться с книгами! А вы знаете, как нужно обращаться с книгами?

Дети: Книги брать чистыми руками.

- Книги нельзя рвать.

- Книги нельзя мять.

- Нельзя рисовать на книгах.

- Нельзя загибать углы.

Мойдодыр: Какие вы молодцы! Спасибо вам, подняли мне настроение, теперь я пойду и расскажу грязнуле, как нужно обращаться с книгами. До свидания, ребята!

Воспитатель: До свидания, Мойдодыр! А мы с вами отправимся дальше.

Презентация, на которой изображен грустный Айболит, звучит грустная музыка.

-Ребята, посмотрите, а кто это? Правильно, Айболит.  Из какого произведения Чуковского этот герой? Скажите, а какое у него настроение? Да, ребята, он грустный. Айболит, почему ты такой грустный?

В презентации слова Айболита, что он собрался лечить пациентов, но у него зазвонил телефон. И пока Айболит говорил по телефону, он забыл, с какими жалобами к нему пришли пациенты. Спрашивает ребят, помогут ли они ему вспомнить.

- конечно, поможем, добрый доктор Айболит!

- И пришла к Айболиту коза

У меня заболели…. (глаза)

- И пришел к Айболиту барбос

Меня курица клюнула в …(нос)

- Прилетела к нему сова

Ой, болит у меня …(голова)

- И влетела к нему канарейка

У меня поцарапана …(шейка)

И пришла к Айболиту лиса

Ой, меня укусила …(оса)

 

Молодцы, ребята! Смотрите, к доктору Айболиту пришли еще пациенты!

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

И пришли к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Перечислите всех, кто пришел к доктору Айболиту (корова, волчица, жучок, червячок, медведица)

2. Сколько их всего? (пять)

3. Какой по счету пришла к доктору корова? (Первой)

4. Кто пришел к доктору третьим? (Жучок)

5. Кто пришел последним? (Медведица)

6. Кто пришел к доктору перед жучком? (Волчица)

Молодцы, справились с заданием.

На слайде появляется радостный Айболит. Благодарит детей за помощь и говорит, что у него для детей подарки.

- Ну что ж, ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Снова палочкой волшебной я взмахну 4 раза,

В детский садик непременно дети все вернутся сразу.

Считаем: раз, два, три, четыре,

Вот мы снова в нашем мире!
(звучит музыка)
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Вам понравилось? А что больше всего понравилось?

Наши дети вместе с родителями приготовили для вас выставку, посвященную сказкам Чуковского. Приглашаем вас на выставку!

Тема: « Цветик-семицветик»

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.
Задачи:
-создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
-обучать умению слушать и слышать другого;
-развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
-воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
-упражнять детей в словообразовании по аналогии.
Материал: плоскостной цветок “Цветик - семицветик”, музыкальное сопровождение, музыкальная кукла в нарядном платье, муляжи овощей и фруктов, колокольчик, коробка с конфетами на каждого ребёнка.
Ход занятия: 
Ребята, посмотрите, какой красивый цветок расцвёл у нас в группе. Это цветик - семицветик. Вы помните такую сказку? Вот и наш цветок не простой, а волшебный. Если сорвать один из лепестков, можно оказаться, где только пожелаем.
А вы хотите отправиться в путешествие? С какого лепестка начнём?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе.

1. Какие кругом снега, льдины. Да здесь холодно! Как же нам согреться? (варианты ответов детей).

Мы можем согреться, передав друг другу доброту наших сердец, тепло наших рук и горячие улыбки. Хотите попробовать?

- Я передаю тепло моего сердца Сашеньке, улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку. ( Дети выполняют упражнение по кругу).

Ребята, почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Улыбнитесь, возьмитесь за руки. Все согрелись? Тогда можно путешествовать дальше. Какой лепесток теперь сорвём?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове комплиментов.

2. Нас встречает принцесса острова (нарядная, музыкальная кукла). Хотите с ней познакомиться?

- Меня зовут Наталья Владимировна, а тебя как?

- Меня зовут Даша.

- Очень приятно познакомиться.

Дашенька, а я не одна со мной мои друзья, и они тоже будут рады с тобой познакомиться (дети следуя предложенному образцу знакомятся с куклой).

Принцесса Дашенька девочка, а все девочки любят, когда им говорят красивые слова, хвалят их. Давайте подарим Дашеньке комплименты, кукла благодарит каждого ребёнка. (Дети с помощью воспитателя учатся выстраивать словесную конструкцию комплимента, например: “Дашенька, какие у тебя лучистые глаза”, “А какое длинное и красивое у тебя платье с воротничком и карманами” и т.д.)

Погостили мы у тебя Дашенька, а теперь нам пора отправляться дальше. Очень было с тобой приятно познакомиться.

Какой лепесток сорвём на этот раз?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в царстве вкусов.

3. Ребята, что же мы видим в этом царстве? (муляжи овощей и фруктов)

Что можно из них приготовить? (Соки)

Возьмитесь за руки, у нас получилась соковыжималка, именно с её помощью готовят соки, и мы попробуем приготовить, и обязательно попробуем получившийся сок. А я по вашим лицам постараюсь угадать какой сок на вкус сладкий, кислый или горчит (дети мимикой изображают вкусовые ощущения, воспитатель отгадывает, в случае затруднений подсказывает детям).

Вы успешно продемонстрировали разнообразие вкусов полученных соков, лимонный был кислый, банановый - сладкий, луковый - горький и т.д. а теперь предлагаю отправиться дальше в наше путешествие.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в театре.

4. Кто выступает в театре? Я думаю, из вас получились бы замечательные артисты. Может, попробуете? (желающие дети участвуют разыгрывании пантомимических этюдов).

Дети изображают: старичка, сердитого водителя, испуганного зайца, плачущего малыша, хитрую лису, сердитого медведя, радостную девочку.

Замечательные артисты, молодцы! Вы не устали ещё путешествовать? Интересно где мы окажемся, когда сорвём следующий лепесток?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в стране гномов.

5. Гномы это кто? (предположения детей)

Ребята, а хотите превратиться в настоящих гномов? В этом нам поможет волшебный колокольчик.

- Колокольчик ты звени в гномиков нас преврати.

У гномиков есть любимая игра, я могу вас научить (игра проводиться в парах).

Я гном, ты гном (Ребёнок указывает на себя и на партнёра)

У меня дом, у тебя дом. (Из ладоней изображает крышу над своей головой и над головой партнёра)

У меня щечки гладки, (Далее аналогично в соответствии с текстом)

У тебя щечки гладки.
У меня бровки чёрны,
У тебя бровки чёрны.
Я твой друг, (Протягивает руку)
Ты мой друг. (Партнёр кладёт руку сверху)
Мы любим друг друга. (Обнимают друг друга)

- Колокольчик зазвени гномов в ребяток преврати.

Какие забавные, дружные гномики у нас получились. Смотрите, а у нас всего два лепестка волшебных осталось, может нам отправиться на остров сюрпризов.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове сюрпризов.

6. На этом острове есть необычный предмет, который мы никогда раньше не видели, попробуйте его отыскать. (Дети находят необычно украшенную коробку с конфетами для каждого ребёнка)

- Угощайтесь, пожалуйста.

Наше путешествие заканчивается, у нас остался последний лепесток, он поможет нам вернуться в детский сад. Мы побывали сегодня в разных местах, учились дарить друг другу улыбки, согревая ими сердца своих друзей, познакомились с принцессой Дашей, радовали её комплиментами, старались быть артистами, помогали друг другу.

И я скажу вам на прощанье
“До новой встречи”
или “До свиданья”,  добавлю также
- Будьте вы здоровы!
А завтра поиграем снова.

Настя сорви последний лепесток.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг,
Оставайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в своем садике.

Картотека игр по развитию коммуникативных навыков

1. «Здравствуй, я котик!»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например, «Здравствуй, котеночек, я Сашенька». Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).

2. «Покажи чувства руками»

Цели: способствовать развитию спонтанности детей; развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Ведущий предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т. п. Затем дети, глядя на ведущего (он задает образец движений), показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).

3. «Я могу!»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например, «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т. п.

4. Рисунок «Мое взрослое будущее»

Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Детям предлагается нарисовать себя в будущем. После того как рисунки закончены, все обсуждают, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия им пришлось приложить для этого?

5. «Корабль»

Цель: содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в группе.

Ребенок-водящий ложится на спину и превращается в корабль. Сначала корабль попадает в сильный шторм: ведущий «качает» «корабль» (толкает ребенка), сопровождая действия словами: «Кораблю трудно, но он выстоит. Волны хотят потопить его. Но он все равно выстоит, потому что он сильный». Буря заканчивается, теперь волны ласково поглаживают корабль и говорят ему: «Мы любим тебя, ты такой большой, сильный» (ведущий при этом мягко покачивает-поглаживает ребенка). Эту процедуру можно провести с несколькими детьми.

6. «Я не упаду»

Цель: формировать у детей доверие к окружающим.

На полу ведущий раскладывает канат (толстую веревку) примерно двухметровой длины, так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая фигура. Один ребенок снимает обувь и становится на край каната двумя ногами (пяточка одной ноги касается пальцев другой). Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, способствующие его передвижению по канату («шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т. п.). Ребенку необходимо, не сойдя с каната, пройти его весь — с начала до конца. Это упражнение выполняют по очереди все дети.

7. «Чужие рисунки»

Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков и как им можно было бы помочь. Упражнение можно повторять несколько раз, постепенно усложняя траекторию пути — начинать с простых фигур из каната, затем усложнять их.

8. «Необычный кукольный театр»

Это упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим. На этом занятии ребенок сначала вырезает по контуру фигуру очень страшного сказочного героя. Затем ему предлагается устроить кукольный театр.

Два составленных вместе стула закрывают куском ткани (лучше черной). Это — ширма, сверху кладут вырезанную фигуру. Взрослый и остальные дети, исполняющие роль зрителей, хлопают, как перед началом спектакля. Ребёнок садится на корточки за ширму и сочиняет рассказ от лица этого сказочного героя — рассказывает о том, где он жил раньше, что он любит сейчас, и т. п.

Потом взрослый и ребёнок меняются ролями. Ребенок становится зрителем, а взрослый — страшным персонажем. При этом взрослый видоизменяет рассказ ребёнка: его персонаж раньше был нормальным хорошим человеком, но его заколдовала злая ведьма. Теперь же он хоть и совершает злые дела, но ему грустно и одиноко. Он просит зрителей расколдовать его. Ребёнок расколдовывает страшного героя, а потом опять идет за ширму и составляет свой рассказ, по возможности похожий на рассказ взрослого. Взрослый «расколдовывает» его и предлагает ему в будущем защищать детей и взрослых от таких же не расколдованных героев.

Фактически вся процедура представляет собой серию упражнений. Они могут выполняться последовательно или же в свободном порядке, в индивидуальной работе или в группе. В последнем случае остальные участники «работают» на одного ребенка, хотя и сами получают при этом положительный опыт.

9. «Кто лучше разбудит»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает — ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

10. «Кто пришел к нам в гости?»

Цели: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать.

«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица.

11. «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.

12. «Волшебное животное»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе — одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково — так, как будто дышит одно большое животное.

13. «Пересядьте все, кто...»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время все чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое... плавать в реке... ложиться спать вовремя... убирать игрушки...» и т. п. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

14. «Роли»

Цель: способствовать формированию эмоциональной децентрации у детей.

Детям предлагается немного побыть актерами. Ведущий говорит следующее: «А что делает актер в театре или в кино? Играет различные роли. Но человек в обычной жизни тоже играет различные роли. При этом в каждой из своих ролей он использует разную мимику, жесты, интонацию голоса». Далее вместе со взрослым дети обсуждают, какие бывают роли: мамы, папы, сына или воспитателя, продавца и т. п. Далее взрослый спрашивает у детей, с каких ролей они хотят начать обучение (например, «Хочу начать учиться на актера с роли мамы»). Перед ребенком на пол кладутся два листа бумаги: темный и белый. Задается условие: если хочешь играть выбранную роль в плохом варианте, становись на черный лист, если в хорошем — на белый. После этого дети приступают к проигрыванию различных ролей, обращая внимание на соответствие голоса, мимики, жестов принятой роли.

15. «Конкурс хвастунов»  

Дети сидят по кругу. Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс — конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: "Лена — очень, очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется"». После того как будет пройден круг, дети определяют победителя — лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о соседе или слушать, как рассказывают о нем самом?

16. «Танец мира».

Дети становятся в круг и берутся друг за друга мизинчиками. Затем начинают двигаться по кругу сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не разорвался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразования: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения ...

Опыт работы воспитателя Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детейстаршего дошкольного возраста.  Актуальность моего опыта я вижу в том, что: пред...

Отчет по самообразованию по теме: "Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования".

Цель -дать  один из возможных вариантов организации обучения математикие дошкольника, построенный на основе использования доступных ребенку этого возраста видов моделирования математических обьек...