Самообразования: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно. Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»
Тема самообразования:
«Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Беляева А.А.
Сроки реализации: 2013-2016гг.
г. Ленинск-Кузнецкий, 2013 г.
Актуальность
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно. Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Цель: развитие социальных умений и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
- Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
- Распознавать разные эмоциональные состояния других людей.
- Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
- Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.
Тематическое планирование по самообразованию на 2013-2014г.г.
Содержание деятельности | Сроки |
Знакомство и изучение практических методов развития коммуникативных навыков в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования). Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразовании. | Октябрь-декабрь 2013г. |
Изготовление картотеки игр для развития коммуникативных навыков | Ноябрь – январь 2013- 2014гг |
Первичная диагностика в старших группах | Январь 2014г |
Консультации для педагогов «Развитие общения и коммуникативных навыков» | Февраль 2014г |
Консультация для родителей на тему: «Как можно развивать коммуникативные навыки» | Март 2014г |
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа в подготовительных группах | Февраль-май 2014 |
Контрольная диагностика в старших группах | Май 2014 |
Тематическое планирование по самообразованию на 2014-2015г.г.
Содержание деятельности | Сроки |
Первичная диагностика в подготовительных группах | сентябрь 2013г. |
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе | Октябрь-декабрь 2013г. |
Круглый стол для педагогов по теме: «Игра как развитие общения и коммуникативных навыков» | Ноябрь 2013г. |
Контрольная диагностика в подготовительной группе | январь 2014г |
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии общения со сверстниками» | Март |
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с подготовительной и старшей группами | Февраль-апрель 2014г. |
Итоговая диагностика в подготовительных группах | Май 2014г. |
Тематическое планирование по самообразованию на 2015-2016г.г.
Содержание деятельности | Сроки |
Первичная диагностика в подготовительной группе | Октябрь 2014г. |
Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков» | Ноябрь 2014 |
Контрольная диагностика в старших группах | Январь 2015 |
Презентация своей работы для педагогов «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» | Февраль 2015 |
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа в подготовительных группах | Ноябрь 2015-апрель2016 |
Контрольная диагностика в подготовительной группе | Май 2016 |
Отчёт о проделанной работе за 2013-2014 учебный год
- Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
2. Изготовила картотеки игр для развития коммуникативных навыков
3. Провела диагностику в старших группах
4. Подготовила консультацию для педагогов «Развитие общения и коммуникативных навыков».
5. Подготовила консультацию для родителей на тему: «Как можно развивать коммуникативные навыки».
Отчёт о проделанной работе за 2014-2015 учебный год
- Проведена диагностика в подготовительных группах
- Подготовила круглый стол для педагогов по теме: «Игра как развитие общения и коммуникативных навыков»
- Подготовила консультацию для родителей на тему: «Роль семьи в развитии общения со сверстниками»
- В течении года проводила коррекционно-развивающие занятия направленные на развития коммуникативных навыков.
Литература
1. Хухлаева О.Н. «Лесенка радости». М.,1998 г.
2.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению". Ярославль, 1996г.
3.Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей". Ярославль, 1996 г.
4. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.
5. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.
6. Коблянская, Е.В.Психологические аспекты социальной компетентности. [Текст] /Е.В. Коблянская //Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2005
7. Ледовских, Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога [Текст] / Н.К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С. 106-112
8. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. Изд. Питер, 2008. – 320 с.
9. Лыкова, И.А. Диалог с исскуством: смысловое значение на языке образов, знаков и символов культуры [Текст] / И.А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С.90-105
10. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – Изд.: Академия, 2009, — 640 с.
11. Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С.И. Поздеева // Детский сад. – 2013. — №3, — С.76-83
12. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, с.126
13. Судоплатова, Ю.А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Судоплатова, Д.Н. Дубинина // Детский сад: теория и практика. – 2013. — № 3. — С. 84-89
МЕТОДИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
(М. И. Лисина)
Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.
Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Материал: игрушки, книги.
Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.
В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.
Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:
- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания в первые минуты опыта; характер активности по отношению к объекту внимания;
- уровень комфортности во время эксперимента;
- анализ речевых высказываний;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
- ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
- ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;
- ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение,
Обработка результатов
Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель.
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (В. Г. Щур)
Данная методика применяется с целью выявления особенностей самооценки ребенка, а также его представлений об отношении к нему других людей, степени осознанности этого отношения.
Материал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, картонная фигурка мальчика или девочки, которую необходимо расположить посередине лестницы.
Проведение теста: ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек.
Инструкция (взрослый): Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем, значит, дети лучше, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывает), еще ниже — детей еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?
Анализ результатов
Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дошкольники ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые хорошие» дети. В любом случае, это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности.
Об отношении взрослых к ребенку и их требованиях говорят ответы детей на вопрос, куда их поставят папа, мама, воспитательница. Чем ниже ступенька – тем выше балл, самая верхняя - +1балл
МЕТОДИКА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Данная проективная методика может использоваться в виде игры как специалистами, так и родителями. В ходе совместного эмоционального обсуждения с ребенком ситуации его дня рождения можно выявить особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Родители с помощью данного теста могут увидеть, как воспринимает свою семью ребенок, и лучше понять его.
Начать нужно с беседы о дне рождения. Взрослый спрашивает, кого ребенок хочет пригласить на день рождения, какие подарки он хотел бы получить. Потом вместе с ребенком рисует символичные атрибуты дня рождения — стол со стульями, за которым будут сидеть гости, именинный торт. В процессе совместного рисования взрослый задает ребенку вопросы. Если стулья окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный стул) или неуверенность (маленький стул).
Если информации будет недостаточно, можно повторить игру: предложить нарисовать еще один стол — для взрослых (если за предыдущим располагались исключительно дети) или для детей (если предыдущий предназначался только взрослым). А может быть стол в целом для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Взрослый может задавать лишь уточняющие вопросы.
Инструкция
— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Ты можешь пригласить всех, кого захочешь. Что бы ты мечтал(а) получить в подарок?Давай нарисуем с тобой большой праздничный стол и, обязательно, именинный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. И, конечно же, нам понадобятся стулья для тебя и гостей. Выбери место, где ты сядешь (рисуется стул, либо обозначается заготовленным из картона маленьким кружочком). Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой ?
Имена людей, названия игрушек, животных записываются около символа стула (кружка), а номер выбора — внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или нет ?»
Далее взрослый уточняет: не забыл ли ребенок кого-то пригласить, всем ли хватило места и т. д. Если ребенок «забыл» пригласить кого-то, взрослый может спросить: «А теперь ты его пригласишь?»
Некоторые дети демонстрируют желание дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.
Анализ результатов
1. Потребность в общении:
а) используются все места за столом или добавляются
новые — ребенок желает общаться в широком кругу;
б) приглашается ограниченное количество гостей, за
столом много свободных мест — желание общаться
только с близкими людьми, в ограниченном кругу;
в) выбираются в качестве «гостей» игрушки, предметы, животные — свидетельство несформированной потребности в общении.
2. Эмоциональные предпочтения в общении: взрослые люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...
консультация "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация о том, как нужно проводить совместную работу педагога с детьми по формированию коммуникативных навыков...
коррекция агрессивного поведения путем формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Структурированный методический материал по работе с детской агрессией из личного опыта....
Обобщение собственного педагогического опыта по теме: "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность...
Самоанализ по теме самообразования "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Самоанализ по теме самообразования...
Отчет по самообразованию на тему: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Отчет по самообразованию на 2018-2019 учебный год...
Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)
Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....