Из опыта работы "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театра".
материал

Познахарева Галина Александровна

 Развивающаяся педагогика, основанная на современных требованиях ФГОС, ощутимо изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Взрослые должны не столько уделять внимание формированию знаний, умений и навыков, сколько обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta.doc31.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Из опыта работы  

       Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театра.

Развивающаяся педагогика, основанная на современных требованиях ФГОС, ощутимо изменила отношение  взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Взрослые  должны не столько   уделять внимание формированию знаний, умений и навыков, сколько обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность  самостоятельно овладеть нормами культуры.

        Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода при формировании музыкальных способностей детей дошкольного возраста, является театр.

Вы замечали, что при слове «театр» у человека светлеет лицо, а глаза мечтательно устремляются куда-то в даль… Не правда ли, есть что-то волшебное в этом слове?

Театр придумали древние греки.

Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их грозную и загадочную природу – вот его первоначальные проявления и обычай рядиться животными во время праздничных гуляний восходит к древним временам, когда люди, изображая животных, вероятно, стремились таким образом подчинить их своей воле. Так появились разные виды театра: площадный театр, скоморохи, кукольный театр. Разные по жанру опера,  балет, оперетта, театр пантомимы, драматический театр                                                                                        .                Какой же «театр» должен быть в детском саду? С моей точки зрения театрально-музыкальная деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей и развивающий их музыкальные способности. Театрализованная деятельность как процесс развития творческих и музыкальных  способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческих переживаний и воплощений. Занятия с детьми театрализованной деятельностью делают их жизнь интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребенок талантлив изначально. Театр дает возможность выявить и развить в детях то, что заложено природой.                                                                         

Цель занятий с детьми театрализованной деятельностью – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.                                                 Работу над развитием музыкально - творческих способностей детей средствами театрального искусства, я начала в 2001 году, взяв за основу программу «Театр – творчество – дети», авторы Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович.         Изучив программу Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович, я разработала и внедрила в свою систему работы по теме «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театра»  парциальную программу художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир театра».

В работе с детьми по данной теме я наметила основные задачи:

  1. Последовательно познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр и др.);
  2. Обеспечить поэтапное освоение детьми различных видов творчества, стремление к экспериментированию и импровизации  в музыке и творчестве в целом;
  3. Совершенствовать музыкальные способности и артистические  навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
  4. Углубленно приобщать воспитанников к искусству, многообразию художественных и музыкальных образов;
  5. Развивать у детей самопознание и положительную самооценку;
  6. Воспитывать высокий уровень коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, необходимо было провести мониторинг уровня развития музыкальных способностей воспитанников на данном этапе. Данные проведенного мониторинга позволяют предположить, что использование средств театра позволит повысить уровень развития музыкальных способностей детей, кроме этого окажет влияние на формирование речи, коммуникативных способностей воспитанников. Все это в целом будет способствовать развитию успешной личности в соответствии с требованиями ФГОС.                                                                 На первом этапе  был разработан план по самообразованию, который помог спланировать всю дальнейшую работу.                                Внедрение в практику работы средств театра необходимо было начать с организации работы с педагогическими кадрами, осуществления взаимодействия с воспитателями, педагогами-предметниками и родителями воспитанников. Для этого были использованы следующие формы взаимодействия: консультации, семинары-практикумы.

Следующий шаг-оформление развивающей среды в группах и музыкальном зале детского сада.

Взаимодействие с семьями воспитанников было организовано в различных формах: анкетирование, беседы, интерактивные консультации на сайте детского сада, оформление фотовыставки и фотоальбомов, участие родителей в создании костюмов, декораций  и в самих постановках.

После этого начался основной этап работы с воспитанниками.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги и психологи  рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. В связи с этим, была оформлена картотека дидактических игр по развитию театральных способностей детей. Игровой сюжет, знакомые персонажи и образы способствовали раскрепощению детей, снятию «двигательных зажимов». Именно благодаря этому формирование музыкальных, коммуникативных способностей и способностей к импровизации и экспромту шло ненавязчиво и очень результативно.

Следующая форма работы, которая в настоящее время очень активно внедряется в практику работы детских садов - проектная деятельность. Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления  о различных  сферах жизни через все образовательные области, в тесном взаимодействии. Нами был разработан проект «Пусть дети не знают войны», в ходе которого  осуществлялись постановки сценок, миниатюр, обыгрывание сюжетов военных песен и другие форм работы  в комплексе.

 Основная форма музыкально-театрализованной деятельности - это постановка сказок самими воспитанниками, которая осуществляется в разных возрастных группах (меняется сложность постановок) и проходит несколько этапов:

  • Знакомство с сюжетом постановки;
  • Распределение и разучивание ролей;
  • Подготовка костюмов и декораций;
  • Репетиции, индивидуальная работа над ролью;
  • Музыкально-театрализованное представление.

В ходе работы нами было осуществлено  несколько театральных постановок: «Зимняя сказка», «В гостях у Снежной королевы» и мн. др.

Продолжив работу по теме «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» я ставлю цель организовать семейный театр. Это творческое объединение нескольких семей и педагогов. Мой опыт работы показывает: в процессе театрализованной деятельности (участие в изготовлении костюмов, ширм, подготовка к театральным представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театрализованная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий. Такая взаимосвязь, как «ребенок – родитель – педагог» особенно эффективно предупреждает возникновение проблемы «отцов и детей». Поэтому я считаю, что семейный театр является не только средством развития воспитательного потенциала семьи, ее приобщения к миру театра и другим художественным ценностям, но и специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и вобравших в себя накопленную веками народную мудрость способом создания определенного жизненного уклада семьи.

Для работы с родителями по созданию семейного театра я выделила основные формы работы:

Проводить совместные занятия по театрализованной деятельности детей, родителей (знакомство с историей театра, театральных кукол, костюмов; изготовление декораций, масок, кукол; организация театральных постановок с участием родителей).

Индивидуальные занятия с детьми, родителями.

Организовать театральную библиотеку (литературу, оформить иллюстрированные альбомы, книжки-театры и т.д.)

Создать мини-музей «Театральный»: театральные куклы, фотографии спектаклей…

Наблюдая семьи воспитанников после выпуска из детского сада, я с радостью отмечаю, что они становятся организаторами театральных представлений в школе. В жизни детей и их родителей, я уверена, навсегда останутся коллективные праздники, творческие занятия, семейные представления а самое главное - совместные положительные эмоции .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...

Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.

АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...

Выступление из опыта работы "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

       Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней....

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Статья посвящена разработанной технологии развития музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора. На основе данной технологии составлена и апробирована программа развития музыкальны...

Тема моего опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе».

Целью моей деятельности стало — формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной...