Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности
учебно-методический материал
В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ. Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_so_spetsialistami.doc | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ, В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.
Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.
Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:
Музыкальный руководитель | Воспитатель |
1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе. | 1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ. |
2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений). | |
3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.) | 3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия. |
4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников. | 4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания. |
5. Отсутствует система работы с семьей. |
|
Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:
- осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
- знать свои профессиональные функции и познакомить с ними воспитателей;
- проанализировать свою работу с воспитателями;
- провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);
- планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
- совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
- проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
- активно участвовать в методической работе ДОУ.
Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.
ОБЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК ОСНОВА СОТРУДНИЧЕСТВА И СОТВОРЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
Воспитатель | Музыкальный руководитель |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника. | 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности. |
2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе. | 2. То же |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и | 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. |
4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника. | 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника. |
5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника. | 5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника. |
6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. | 6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста. |
7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. | 7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов. |
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания. | 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности. |
9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры. | 9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО. |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка. | 10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка. |
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей. | 11. То же |
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
- разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
- совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
- взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
- взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
- музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
- совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
- совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
- совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
- организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
- составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
- взаимодействие с методической службой ДОУ.
В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение). Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.
Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение). Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем,инструктором по физической культуре в процессе образовательной деятельности»
В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных лично...
Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности
Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при организации музыкальной деятельности в условия реализации ФГОС ДО».
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при организации музыкальной деятельности...
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в организации музыкальной деятельности в доу.
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, пон...
Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике"
Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике"...
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в использовании цифровых ресурсов в коррекционно - развивающих занятиях по музыкальной деятельности
Сегодняٴ ٴмузыкально-творческоеٴ ٴвоспитаниеٴ ٴчеловека,ٴ ٴразвитиеٴ ٴегоٴ ٴ ٴ ٴприроднойٴ ٴмузыкальностиٴ ٴ–ٴ ٴэтоٴ ٴнеٴ ٴтолькоٴ ٴпутьٴ ٴкٴ ٴэстетическому ٴ ٴобразованиюٴ ٴилиٴ...
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей в целостно образовательном процессе ДОУ».
Методическая разработка для воспитателей...