Социокультурные истоки для детей 4-5 лет
методическая разработка (средняя группа)
программа для детей
среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.istoki_4-5_let.docx | 172.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Социокультурные истоки
программа для детей
среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Оглавление
среднего дошкольного возраста (4-5 лет) 1
4. Тематическое планирование 5
5. Календарно - тематическое планирование для детей пятого года жизни. 6
Пояснительная записка.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Программа разработана для группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет);
В данной программе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, музыкальной, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.
Актуальность
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания детей!
Самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание детей
Цель и задачи
Цель:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
2. Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы являются:
- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
3. Методы и приемы работы.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод:
- показа сказок (педагогами, детьми);
- рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
- наблюдений;
- экскурсий;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется в процессе:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр;
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания и отгадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей о своих впечатлениях;
- разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо:
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия), ручной труд (изготовление поздравительных открыток.)
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.
- игровой сеанс.
4. Тематическое планирование
Возраст | Темы разделов | Кол-во занятий | Планируемая дата проведения | Примечания |
Пятый год жизни. | «Дружная семья» | 2 | Сентябрь | Первая пятница месяца |
«Домашнее тепло» | 2 | Октябрь | ||
«Дорога добра» | 2 | Ноябрь | ||
«Сказочный лес» | 2 | Декабрь | ||
«Добрая забота» | 2 | Январь | ||
«Труд земной» | 2 | Февраль | ||
«Любимая сказка» | 2 | Март | ||
«Благодарное слово» | 2 | Апрель | ||
«Светлый праздник» | 2 | Май | ||
Всего: | Всего: | 18 |
5. Календарно - тематическое планирование для детей пятого года жизни.
Месяц | Тема | План занятия | Задачи |
Сентябрь | «Дружная семья» | 1. «Домашнее тепло» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Дружная семья». 2. «Мама, папа, я- дружная семья» Работа в паре «Дружная семья». 3.Настольно-печатнаная игра «Семейная прогулка» (с участием взрослых). | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья». 2.Формирование у детей отношения к семье. 3.Формирование у детей способности договари-ваться, приходить к единому мнению. |
Октябрь | «Домашнее тепло» | 1. «Семеро по лавкам» Чтение рассказа Л. Нечаева Игра –драматизация по рассказу Л. Нечаева «Семеро по лавкам».
Ресурсный круг «Домашнее тепло». Оформление страницы альбома: раскрашивание иллюстрации к рассказу «Семеро по лавкам». | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». 2.Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. 3. Развитие умения слушать друг друга. |
Ноябрь | «Дорога добра» | 1.«По дороге с облаками» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Куда ведут пути-дороги». 2. «Вместе весело шагать…» Игра-лабиринт «Дороги добра». Работа в паре «Дороги добра». | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Родные просторы». 2.Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Декабрь | «Сказочный лес» | 1. «Снегурушка и лиса». Работа в круге, рассказывание сказки 2. «Сказочный лес» Работа в паре «Сказочный лес». Игра-драматизация по сказке «Снегурушка и лиса». | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Январь | «Добрая забота» | 1. «Плачет киска в коридоре, у нее большое горе…» Разговор в круге на тему «Как мы заботимся о животных?» Работа в паре «Добрая забота». 2.«Вышла курочка гулять Оформление страницы альбома: рисунок «Накорми цыплят». Игровое инсценированние песни «Вышла курочка гулять» | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей доброго отношения к животным. 3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. |
Февраль | «Труд земной» | 1. «Труд землян» Работа в круге: чтение детям рассказа К.Д. Ушинского «На что тебе?». Воспитатель читает рассказ дети находят иллюстрации. 2. «Чему доброму научили вас взрослые?» Ресурсный круг. | 1.Дальнейше наполнение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей уважения к труду. 3. Развитие мотивации детей на трудовую деятельность. |
Март | «Любимая сказка» | 1.Викторина «Угадай сказку». 2. «Моя любимая сказка» Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из сказки». Ресурсный круг «Моя любимая сказка». Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». 2.Воспитание у детей интереса и любви к сказке. 3.Развитие умения работать в паре. |
Апрель | «Благодарное слово» |
Разговор в круге о любимой игрушке. Ресурсный круг «Благодарное слово». 2.«Когда говорят-спасибо» Оформление страницы альбома: рисунок на тему «Сегодня мне подарили…» 5. Игры с подаренными игрушками. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. |
Май | «Светлый праздник» | 1.«Во поле березка стояла» Художественно-игровая деятельность детей. Ресурсный круг «Доброе слово березке». 2.Белая береза. Оформление страницы альбома «Украсим березку» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
6. Работа с родителями
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Дружная семья |
3. Ресурсный круг «Дружная семья» |
2 | Домашнее тепло | Семейный конкурс «Моя семья» |
3 | Дорога добра | Анкета «Основы нравственности» |
4 | Сказочный лес | 1. Об авторитете. Выступление воспитателя. 2. Чтение родителями статьи А. Макаренко «О родительском авторитете» 3.. Работа в четверке «Авторитет ложный и истинный» |
5 | Добрая забота | Беседа «Дети разные нужны, дети разные важны» |
6 | Праведный труд | 1. О значении труда в жизни человека. Выступление воспитателя. 2.Чтение родителями ст. К.Д. Ушинского 3. Ресурсный круг «Почему важно приучать ребенка к труду?» |
7 | Любимая сказка | Изготовление родителей с детьми мини книжки про любимую сказку |
8 | Благодарное слово | Рекомендации для родителей «Развитие положительных эмоций детей по средствам благодарного слова» |
9 | Светлый праздник | 1. Работа в группе «Стратегии развития семьи» 2. Ресурсный круг для родителей по итогам года «Что было наиболее значимым для вас в ходе реализации воспитательной программы?» |
Заключение
Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.
Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Литература
- Белов В.И. «Лад», ч. 1, Мир семьи. Подворье (любое издание).
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. - М.: Педагогика, 1984 г. – т.4., с. 65-72
- Ушинский К.Д. Труд в его воспитательном значении. Педагогические сочинения в 6 т.: Педагогика, 1988.- т ., с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей четвертого года жизни
Перспективный план образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей четвертого года жизни...
Конспект НОД «Любимая сказка» по программе \\\"Социокультурные истоки\\\"для детей 4-5 лет
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): Благородное словоТема НОД (с указанием ведущей образовательной...
Перспективно - тематическое планирование совместной деятельности по программе "Социокультурные истоки" для детей 4-5 лет.
В своей работе я предлагаю комплексно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы. Оно разработано в соответствии с содержанием программы реализуемо...
Конспект ООД по программе "Социокультурные ИСТОКИ" для детей старшего возраста. Тема: "Светлая надежда"
Тема ННОД: «Светлая надежда»Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.Цель: Присоединение родителей к осмыслени...
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...
Выступление по социокультурным истокам «Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры».
Актуальность выбранной темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традиция...