Конспект НОД «Любимая сказка» по программе \\\"Социокультурные истоки\\\"для детей 4-5 лет
план-конспект занятия (средняя группа)
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): Благородное слово
Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области):
«Любимая сказка», социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
(4-5 лет) ПО ПРОГРАММЕ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение « Детский сад № 14 структурное подразделение «Родничок»
Педагог средней группы: Поткина Татьяна Александровна
НОД № 7
Месяц проведения МАРТ
НОД проводится совместно с родителями на основе книги 4 для развития детей 4-5 лет «Благородное слово»
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): Благородное слово
Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области):
«Любимая сказка», социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие
Цели:
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души»;
Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарным, заботливым и внимательными к родителям и другим близким людям; Приобщать детей к народной культуре - знанию сказок
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Формировать коммуникативных навыки, интерес и потребность детей в восприятии сказки. Учить узнавать русские народные сказки; учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок. Обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развитие умения работать в паре. Развивать память, внимание, логику. Развивать умения узнавать сказки и их героев. Развивать связную речь, развивать воображения, любознательность, мышление. Развивать у дошкольников способность к сочувствию и сопереживанию. Развивать мелкую моторику.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения. Воспитывать уверенность в себе, снятие эмоционально-психического напряжения. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, музыкально-художественная, двигательная.
Формы организации: подгрупповая, 10-15 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).
Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Загадывания и отгадывания загадок; Художественная речевая деятельность (слушание отрывка аудиозаписи из русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Музыкально-ритмические движения. Разговор в ресурсном круге. Рассматривание книг. Художественно-творческая деятельность детей с родителями по оформлению страницы Альбома.
Оборудование или материал к НОД: Книжная выставка «Русские народные сказки». Магнитофон, аудиозаписи. Декорации. Атрибуты: сундук, кубики с картинками из сказок, герои кукольного театра к сказке «Гуси-Лебеди», ковер – самолет.
Предварительная работа по плану интеграции: Организация и проведения занятия с родителями по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Любимая сказка»; знакомство детей с первой частью книги для развития «Благородное слово»; Чтение русских народных сказок «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Снегурушка и лиса» и т.д. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации. Загадывания и отгадывания загадок на тему: «Отгадайте сказочного героя». Заучивание пословиц.
Место проведения: в группе, декорированной в театральную студию.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первая часть (вступительная).
Организационный момент
(Занятие проводится в группе, декорированной в театральную студию.)
Педагог - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите, рассаживайтесь поудобнее.
К нам гости пришли, дорогие пришли
Мы не зря кисель варили, пироги пекли.
Присоединение к теме.
(Присоединение детей к теме занятия, проблемная ситуация.)
Педагог
- Посмотрите на этот столик с книгами, многие книги вам знакомы, и вы не раз их читали на занятиях и дома с родителями. В этих книгах живут русские народные сказки. Почему сказки называются народными? (Сочинил русский народ)
- Правильно. Сказки передавались из уст в уста от родителей детям, которые вырастали и в свою очередь рассказывали их своим детям. Так они дошли и до нас с вами. Эти сказки добрые: в каждой сказке побеждает добро, а зло всегда наказывается. А откуда, кроме книг, вы еще познакомились со сказками? (Рассказывала мама/бабушка, смотрели мультфильмы, ходили в театр).
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случится, наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится, скажем, гостю: «Заходи»! (О. Высотская)
Ой, я слышу чьи-то шаги. Кто бы это мог быть? (Появляется Лисичка – кукла и плачет).
- Что случилось, Лисонька?
Лиса: Я несла вам в подарок новую сказку в волшебном сундучке, но по дороге мне попалась колдунья, которая заколдовала мой сундучок….
Педагог: Что же делать? Как нам освободить сказку?
Лиса: Для того, чтобы сундук открылся, нужно выполнить задания, тогда чары колдуньи развеялись….
Педагог: Ребята, спасем сказку, выполним задания?
Дети: Да!
Педагог: А чтобы попасть в сказочную страну, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете?
Дети: ответы.
Педагог: Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться? Какие средства передвижения бывают в сказках? (Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).
Педагог: - Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и скажем:
«Раз, два, три ковер лети! Представляем. Что мы летим над горами, лесами, морями. Вот уже мы с вами приземляемся, открываем глаза. Вот мы и в первой сказке.
Педагог: А вот и первое задание, которое нам нужно выполнить, чтобы пройти дальше.
Викторина «Угадай сказку»
Задание №1:
Я вам зачитываю загадку, а вы должны угадать о какой сказке идет речь?
- Отворили дверь козлята и пропали все куда- то («Волк и семеро козлят»)
2. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме « рыжей», вот так смех! («Колобок»)
3. Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
стало множество жильцов. («Теремок»)
Педагог продолжает общение.
Ой, сколько много сказок вы знаете. Первое задание мы выполнили, угадали сказки.
Задание №2:
Дидактическая игра с кубиками «Собери картинки из любимой сказки».
Дети проходят к столам. На двух столах лежат кубики с картинками перемешанных сказок. Посмотрите-ка, ребята, а здесь у нас сказочные картинки лежат. Да только в них ничего не понятно, перепутались. Давайте вспомним, в какой же последовательности должна быть сказка, поставим все картинки по порядку! А поскольку одна голова хорошо, а две лучше, то собирать будем парами. Будем подсказывать, и помогать друг другу внутри пары.
Дети собирают картинки. Когда все готовы, по очереди называют свою сказку.
Педагог: Ребята смотрите, мы собрали перепутанные сказки? Сейчас наша лисонька попадет в свою сказку? Появляется лиса и благодарит ребят.
Лиса: «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на вопросы Колдуньи я снова оказалась в своей сказке «Снегурушка и лиса»! Ну, а вам нужно отправиться дальше»
Педагог:
Вот и следующее задание мы выполнили. Устали? Давайте теперь немножко поиграем.
Физкультминутка «Репка»
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка
Хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки
Здоровые и крепкие (показать "силу")
Ну, а теперь настало время отправиться дальше в наше сказочное путешествие.
«Раз, два, три ковер лети! Представляем. Что мы летим над горами, лесами, морями. Вот уже мы с вами приземляемся, открываем глаза. Вот мы и в сказке.
Послушайте и угадайте, в какую же сказку мы отправляемся?
Звучит отрывок аудиозаписи из русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».
Дети, вы узнали, в какую сказку мы прилетели?
Я вам предлагаю попутешествовать по этой сказке. Закройте, пожалуйста, свои глаза и постарайтесь запомнить, кого вы почувствуете во время нашего путешествия.
Звучит спокойная классическая музыка.
Открывайте глаза. Дети, вы хотите поделиться с друзьями тем, что вы увидели?
Что вы услышали?
Что вы почувствовали?
Воспитатель, выслушав ответы детей, делится своими впечатлениями, мыслями, чувствами.
Наш полет в сказку «Крошечка-Хаврошечка» подошел к концу! Нам пора возвращаться в детский сад.
Педагог: Вот и справились мы со всеми заданиями колдуньи. Все вместе мы освободили сказки, и все теперь будет хорошо. Чары развеялись, наш сундук со сказкой открыт. Давайте посмотрим, какая сказка там живет? (Открываем сундук – там герои кукольного театра к сказке «Гуси-Лебеди»). Теперь мы можем познакомиться с новой сказкой и посмотреть ее в театральной студии.
2. Вторая часть (совместная деятельность).
Активное занятие
Ресурсный круг «Моя любимая сказка»
- Подготовительный этап.
А сейчас я приглашаю вас пройти к нашей выставке книг «Русские народные сказки». Рассмотрите обложки книг. Какие сказки вы узнали?
Давайте сядем в круг. Ребята, у каждого из вас есть своя любимая сказка, которую рассказывали вам мама или бабушка. Когда вы слушаете ее, то представляете любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми, как они.
- Основной этап.
Подумайте и скажите, герой, какой сказки у вас самый любимый и почему?
А рассказать вам поможет сказочное волшебное яблочко.
Дети называют свои любимых сказочных героев.
Мы любим этих героев за те добрые качества души: храбрость, милосердие, взаимопомощь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок». Русские народные сказки учат жить нас в мире и согласии, и в них всегда побеждает добро.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что с ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Дети, а сейчас вы подумайте и попробуйте ответить на вопрос: «Чему научила вас ваша любимая сказка?» Ответы детей по кругу.
Завершает ответы ресурсного круга воспитатель. Воспитатель и дети вместе с родителями сидят в круге, дети у родителей на коленях.
Воспитатель подводит итог, благодарит всех детей за интересный разговор и радостно резюмирует о том, что теперь он, педагог, знает любимые сказки всех детей группы, призывает всех родителей как можно чаще читать народные сказки.
3. Третья часть НОД. Заключительная.
Заключительный этап. Рефлексия.
Педагог: Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.
Педагог: В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)
Дети: «Страна сказок»
Педагог: О каких сказках мы с вами говорили?
Дети: перечисляют.
Педагог: Что побеждает во всех сказках?
Дети: Дружба и доброта.
Педагог: Будем такими дружными и добрыми как персонажи сказок, всегда приходить на помощь друг другу.
Ребята, вы все молодцы. Я благодарю вас за ваши ответы.
Оформление страницы Альбома «Любимое имя»
А после занятия мы можем начать работу над созданием книги «Любимые сказки» - вы нарисуете иллюстрации к своим любимым сказкам.
Родители совместно с детьми оформляют страницу Альбома (стр. 11) книги для развития «Любимая сказка».
В конце занятия педагог благодарит всех за интересную совместную работу и предлагает родителям рассказать о своих чувствах.
Творческое задание детям и родителям. Совместное сотворчество родители-дети «Иллюстрируем любимую сказку»; совместное участие родителей и детей в изготовлении поделок и рисунков для оформления выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок»;
Родителям: помочь детям полюбить русские народные сказки; проводить совместный досуг в кругу семьи за чтением, рассказыванием, просмотром сказок; беседовать с ребёнком по содержанию сказки, об отношении к тому или иному герою сказки; учить ребёнка правильному поведению на основе поступков положительных и отрицательных героев сказки; помогать детям и воспитателям в подготовке спектаклей, досугов, творческих выставок по сказкам.
Детям: слушать и смотреть любимые сказки; играть с любимыми персонажами; научиться показывать сказку самостоятельно; принять участие в акции добрых дел «Книжная больница» (расправить загнувшиеся страницы; стереть ластиком карандашные пометки; подклеить страницы скотчем и бумагой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме «Любимый образ» для детей второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина Составитель: воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 112. корпус №2. Киселёва К. И. г. Сыктывкар 2017
В проекте представлены подборка конспектов занятий по теме "Любимый образ", подборка пословиц, стихотворений, песен, дидактических и хороводных игр, а также работа с родителями по данной тем...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»...
Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки
Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки....
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год
Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...
Конспект НОД «Светлая Надежда» по программе «Социокультурные Истоки» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет
Конспект НОД «Светлая Надежда» по программе «Социокультурные Истоки» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет...
Конспект ООД по программе «Социокультурные истоки» - «Добрая книга». Тема: «Чему учит добрая книга» на основе русской народной сказки «Репка» для детей младшей группы
Конспект ООД по программе «Социокультурные истоки» - «Добрая книга» (ведущая образовательная область - речевое развитие). Тема: «Чему учит добрая...