Памятка для родителей "Детское воровство"
консультация
Данная памятка содержит информацию для родителей о причинах детского воровства, а также о правилах общения с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_detskoe_vorovstvo.docx | 95.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей:
«Детское воровство».
Петя положил чужую машинку в карман своей куртки, Вася взял деньги со стола воспитателя, Миша прихватил игру Вали… Воспитатели недоумевают, родители в шоке!
Случаи детского воровства, к сожалению, не редкость. Считается, что каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-нибудь украл. Так что, детское воровство - это закономерность роста или ЧП?
Психологические корни воровства.
Какие же желания лежат в основе детского воровства? Что делает ребенок, когда тайком берет чужое? Общеизвестно ворованным ( а воруют чаще всего игрушки) практически никто из них не пользуется. Такие игрушки хранят в тайниках, в них не играют. Представление же о том, что на самом деле происходит с ворующим ребенком, у взрослых достаточно смутное и общее. Возможно, он живет в ощущении незащищенности и постоянной угрозы. Возможно, детское воровство- реализация неудовлетворенной потребности брать и ничего не давать взамен. Брать, а не покупать. Так как это делать еще не на что.
Причины детского воровства:
- Незнание «правил игры». Ребенок может ничего не знать о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. Для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами, находящимися в его доме. «Мое», «чужое», «наше», «твое»- эти понятия у него достаточно размыты, моральные нормы не сформированы.
- Пробелы в нравственном воспитании. Дети, беря чужие игрушки, конфеты, не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувств. Подобное поведение является следствием серьезного пробела в нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя; надо обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.
- В отдельную группу можно отнести «бунтарей». Это дети, которые не хотят мириться со своим положением в семье или в группе и стремятся самоутвердиться: «Могу ли я сделать это?». К этой же группе относятся дети, воспитанные на образах героев, для которых воровство – пустяк, а иногда и просто фарс. Для них воровство – подражание героям, приобщение к взрослому миру, интересное приключение… В эту группу можно отнести также детей, бунтующих против гиперопеки родителей, и так называемых мстителей. Например: «Я тебя просил, а ты мне не дал. Вот тебе…»; «Я так тебя люблю, а ты…». Тогда украденные вещи «подбрасываются» братьям и сёстрам, а также более удачливым сверстникам, особенно если ребёнок ранее занимал позицию лидера и ему очень трудно мириться с потерей статуса из-за кого-то.
В эту группу можно отнести детей, которые считают, что абсолютно никому не нужны, которые чувствуют себя одинокими и покинутыми. Таким детям в первую очередь нужно повышать самооценку, а родителям необходимо изменить семейную атмосферу.
4. Часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Потребность украсть в данном случае связана с тревогой и неудовлетворённостью. Воровство этого типа характерно для детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своём нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.
5. Нередко дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей.
Кража – реакция ребёнка на травмирующие его жизненные обстоятельства (эмоциональная холодность, нелюбовь к нему, развод родителей и др.).
6. Импульсивность. Детское воровство часто вызывается острым желанием обладания (импульсивность), которое охватывает ребёнка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это самая распространённая причина детского воровства. Маленьким детям очень тяжело контролировать свои желания, которые могут подогреваться в том числе рекламой, например маркетинговыми акциями типа «Собери их все». Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Даже если ребёнок знает, что нельзя брать чужое, он может это сделать, если чужое ему очень понравилось.
Правила общения с ребенком.
Вы не всегда сразу можете понять причины, приведшие к воровству. Но, каковы бы они не были, необходимо соблюдать несколько правил общения с детьми.
- У ребенка должен быть свой личный уголок. Пусть это будет, например, стол и шкаф, где хранятся книжки, игрушки, которые малыш может в любое время взять, разобрать, подарить другу и даже сломать. Ни старший брат, ни сами родители без его разрешения не должны пользоваться этими вещами. Таким образом он поймет, что есть собственное имущество, а что — чужие предметы, которые брать без спроса недопустимо.
- Удерживайтесь от навешивания ярлыков на ребенка, называя его «воришкой» и т. п.
- Прежде чем давать оценку действиям ребенка, следует разобраться, что же происходит на самом деле. Не копирует ли ребенок взрослых. Нужно внимательнее отнестись к своему поведению, а также поведению бабушек и других взрослых. Может быть, у них принято приносить какие-то полезные в домашнем хозяйстве вещи с работы и всем рассказывать об этом.
- Избегайте сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например: «В нашей семье такого никогда не водилось» или «Я никогда...».
- Не заставляйте ребёнка «ради справедливости» отдавать свою лучшую игрушку.
- Не «пережимайте», обсуждая вину ребёнка, иначе он будет утаивать от вас свои проступки, которые сам считает постыдными.
- Примите во внимание, что обращение к ребенку со словами: «Как ты мог?» и т. п. бесполезно и даже вредно.
- Исключите ситуации, провоцирующие воровство.
- Не возвращайтесь к тому, что было, если ребёнок вызовет ваше недовольство ещё раз.
- Если ребенок ворует, это необходимо пресечь — но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Родители должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить, что они очень его любят — даже если не одобряют сейчас его поведения.
- Если ребенок принес домой чужую игрушку, следует выяснить, не поменял ли он ее на свою, такие обмены распространены среди детей, и если это делается по взаимной договоренности, то в этом нет ничего предосудительного.
- Если принесенная игрушка принадлежит кому-то из детей, родителям нужно постараться понять нюансы отношений между своим ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим поступком — желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку который, возможно, занимает позицию отверженного в группе.
- Важно, как было обнаружено присутствие чужой вещи — ее случайно увидели среди спрятанных предметов или ребенок рассказал сам, что произошло.
- Следует обратить внимание на то, как он сам относится к своему поступку — обнаруживает ли чувство стыда, раскаяния или считает, что все произошедшее — в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть четкой и определенной: пусть ребенок почувствует, что им не нравится его поведение, что они удивлены его поступком.
- Нужно выразить уверенность в том, что он уже взрослый и знает, «что такое хорошо и что такое плохо», но, конечно, это больше не повторится.
- Если ребенок знает, что поступил неправильно, то желательно, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи .
- Помните, что воровство поддерживает негативное внимание взрослых, окружающих ребенка, и недостаточное удовлетворение взрослыми нужд ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Детское воровство"
Детское воровство...
Консультация для родителей "Детское воровство"
Причины детского воровства...
Воровство
Если только ребёнка не подучивает это делать кто-нибудь из взрослых, что встречается нечасто, то в большинстве случаев он это делает потому, что чувствует себя в чём-то обделённым. Такому ребёнк...
Проблемы детского воровства.
Консультация для родителей. Проблемы детского воровства. Проблема детского воровства недостаточно изучена психологами, материал на эту тему представлен в основн...
Слабость волевой регуляции поведения или склонность к воровству.
Можно ли на практике различить начало формирования дурной склонности к воровству и укрывательству чужого от невинных действий, связанных со слабостью волевой регуляции поведения, неспособностью к огра...
Выпускной "Воровство Азбуки"
Сценарий утренника выпуск в школу...
Консультация, буклет, памятка на тему "Детское воровство"
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ в проведении собрания на тему "Детское воровство"...